Дело № 2-1182/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 годаЦентральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием истца Шабунина И.И.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующей на основании доверенности Улановой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шабунина Ивана Ивановича УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 05.10.2017 года, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 05.10.2017 года,
у с т а н о в и л :
08.11.2017 года Шабунин И.И. обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ. Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 21.11.2017 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет.
Не согласившись с указанным решением, Шабунин И.И. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, прост суд (с учетом уточненного искового заявления):
1) Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить в специальный стаж следующие периоды работы:
- с 03.12.1985 года по 02.01.1986 года в должности тренера в Давыдовской детской юношеской спортивной школе Лискинского района Воронежской области;
- с 19.09.1986 года по 29.08.1987 года – в должности председателя Райисполкома поселкового совета народных депутатов 14 сессия;
- с 09.09.1987 года по 04.05.1988 года – в должности тренера-преподавателя в Комбинате спортивных сооружений НПО «Электроника» г. Воронежа;
- с 01.11.1999 года по 26.03.2009 года – в должности директора в Детско-юношеской спортивной школе № г. Воронежа (преобразованной в Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № г. Воронежа).
2) Признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 05.10.2017 года.
3) Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 05.10.2017 года.
В судебном заседании истец Шабунин И.И. заявленные исковые требования поддержал, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в г. Воронеже Воронежской области, действующая на основании доверенности Уланова О.Ю., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит в их удовлетворении отказать. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
С 1 января 2015 года введен в действие Федеральный Закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение страховой пенсии по старости (статьи 30-33 Закона). Ранее такой порядок регулировался Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях" со дня его вступления в силу (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей ему.
Таким образом, учитывая, что истец с заявлением о назначении пенсии обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 08.11.2017 года, к данным правоотношениям применяется Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ (далее – Закон).
Право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения установленного возраста, лицам осуществляющими педагогическую деятельность не менее 25 лет, независимо от их возраста, урегулировано п. 19 части 1 статьи 30 Закона.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", действовавшего до 01.01.2015 года.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781);
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Решением УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 21.11.2017 года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ истцу было отказано из-за отсутствия необходимого специального стажа, требуемого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 25 лет (л.д. 7).
Согласно приложению к решению УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 21.11.2017 года (л.д. 8-9) истцу в специальный стаж не включены следующие периоды работы:
- с 03.12.1985 года по 02.01.1986 года в должности тренера в Давыдовской детской юношеской спортивной школе Лискинского района Воронежской области, так как наименование должности «тренер» не предусмотрено разделом «Наименование должностей» Списка…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.202 года №781;
- с 09.09.1987 года по 04.05.1988 года – в должности тренера-преподавателя в Комбинате спортивных сооружений НПО «Электроника» г. Воронежа, так как наименование учреждения не предусмотрено п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781;
- с 01.11.1999 года по 26.03.2009 года – в должности директора в Детско-юношеской спортивной школе № г. Воронежа (преобразованной в Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № г. Воронежа), так как в соответствии с п.п. «в» п. 8 Правил от 29.102002 года №781 работа в должности директора в учреждениях, перечисленных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 засчитывается в стаж до 01.11.1999 года. Кроме того, документально не подтверждено занятие штатной должности тренера-преподавателя по совместительству (акт документальной проверки факта льготной работы УПФР в г. Воронеже Воронежской области от 25.07.2013 года №31-195).
Указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж истца по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных требований или возражений. В данном случае истец должен доказать факт осуществления в спорные периоды педагогической деятельности в должностях и учреждениях для детей, предусмотренных Списками.
Согласно копии трудовой книжки (л.д. 51-57), копии приказа от 09.09.1987 года (л.д. 102), копии приказа от 03.05.1988 года (л.д. 103), копиям лицевых счетов (л.д. 104-106) судом установлено, что 02.12.1985 года на основании приказа по РОНО от 02.12.21985 года №59-а истец назначен в порядке перевода тренером Давыдовской детской юношеской спортивной школы Лискиснкого района Воронежской области, 02.01.1986 года на основании приказа по РОНО от 30.12.1985 года №62 от занимаемой должности освобожден и назначен в порядке перевода директором этой же школы, 20.09.1986 года уволен в соответствии с п. 5 ст. 29 КЗоТ РСФСР. С 09.09.1987 года на основании приказа от 09.09.1987 года №130 истец принять в Комбинат спортивных сооружений НПО «Электроника» на должность тренера-преподавателя с нагрузкой 36 часов в неделю, 05.05.1988 года на основании приказа от 03.05.1988 года №47 переведен на должность директора ДЮСШ-№ с совмещением 0, 5 тренерско-преподавательской ставки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
До принятия указанных Списка и Правил действовали Списки должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067 и Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463. До 1991 года действовал Перечень учреждений, организаций, должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Списком…, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года №463, установлено право на пенсию за выслугу лет тренеров-преподавателей во внешкольных учреждениях, в том числе в детско-юношеских спортивных школах.
В пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Согласно п. 3.3 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Пунктом 3.2 Инструктивного письма раскрывается понятие работы по специальности и приводится перечень внешкольных детских учреждений для целей применения абз. 2 п. 2 Положения.
Так, к работе по специальности во внешкольных детских учреждениях относится работа в качестве руководителя или заместителя руководителя этих учреждений, руководителя кружка, тренера-преподавателя и др.
К "внешкольным детским учреждениям" относятся Дворцы и Дома пионеров, станции юных техников, юных туристов; детско-юношеские клубы моряков с флотилиями и пароходствами; детско-юношеские спортивные школы; детские стадионы, детские парки, пионерские лагеря; вечерние школы музыкального и художественного образования; детские хоровые студии; клубы юных техников; детские дома культуры и комнаты школьника, создаваемые профсоюзными и общественными организациями, и др.
Исходя из анализа действующего пенсионного законодательства, установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, зависит от вида и профиля соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 30.04.1952 года № 2140 "Об упорядочении сети и утверждении типовых штатов и должностных окладов работников внешкольных учреждений министерств просвещения союзных республик" детская спортивная школа внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям (дополнительного образования).
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 года № 233, к учреждениям дополнительного образования детей относятся детско-юношеские спортивные школы всех наименований, в том числе олимпийского резерва.
В Постановлении ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 г. № 620 должность лица, осуществляющего подготовку спортсменов в спортивных школах, именовалась как тренер-преподаватель по спорту.
Из приказа Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 28.12.1995 года №1588-ИТ "О вопросах пенсионного обеспечения" следует, что в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям дополнительного образования. В разные годы наименование спортивных школ изменялось (ДСШ, ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСТШ, СДЮСТШОР, СШМ, ШВСМ), хотя их задачи практически сохранились. Наименование должности работников, осуществляющих подготовку спортсменов в спортивных школах, изменялось: с 1944 года по 1959 год - тренер-преподаватель; в Положении о спортивной школе 1959 года не делалось различия между наименованием тренер и тренер-преподаватель; Постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 15.07.1964 года N 620 - тренер-преподаватель по спорту. Всем руководителям спортшкол предписывалось привести наименование должностей в соответствие с указанным документом; Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.01.1993 года N 8 - тренер-преподаватель по спорту; Приказом Минобразования Российской Федерации, Госкомитета Российской Федерации по высшему образованию, согласованному с Госкомитетом Российской Федерации по физической культуре и туризму от 31.08.1995 года N 463/1268 - тренер-преподаватель образовательного учреждения.
Приказом Минобразования РФ, Госкомитета РФ по высшему образованию согласованном с Госкомитетом РФ по физической культуре и спорту от 31.08.1995 г. № 463/1268, соответствующая должность стала именоваться как тренер - преподаватель образовательного учреждения, а с учетом отнесения спортивных школ к образовательным учреждения, предусматривало осуществление тренерами педагогической деятельности.
Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.08.09г. №593) предусмотрена профессия «тренера-преподавателя (включая старшего»), к обязанностям которого относится: набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний; отбор наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования; проведение учебно-тренировочной и воспитательной работы с использованием разнообразных приемов, методов и средств; проведение учебных занятий и др.
Согласно пояснениям истца в спорные периоды, работая в Давыдовской детской юношеской спортивной школе Лискинского района Воронежской области и в Комбинате спортивных сооружений НПО «Электроника», они исполнял обязанности именно тренера-преподавателя, работал с детьми, проводил с ними учебно-тренировочную и воспитательную работу. Согласно штатному расписанию Комбината спортивных сооружений ПО «Электроника» на 1987 года одним из структурных подразделений Комбината являлась детско-юношеская спортивная школа, штатным расписанием предусмотрены должности тренеров-преподавателей по спорту в данном структурном подразделении.
В соответствии с п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащей, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
При этом суд полагает, что в соответствии с правовым регулированием права на назначение пенсии, досрочная трудовая пенсия по старости лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, назначается в зависимости от рода деятельности, а не от наименования учреждения, с которым истец состоял в трудовых отношениях, или наименования (изменения наименования) его структурного подразделения. Неправильное наименование учреждения или должности не должно ущемлять законные права и охраняемые интересы гражданина.
Ответчиком не представлено доказательств, опровергающих утверждения истца о его педагогической деятельности в указанные периоды именно в учреждении для детей с выполнением обязанностей тренера-преподавателя.
Учитывая изложенное, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в периоды работы с 03.12.1985 года по 02.01.1986 года в должности тренера в Давыдовской детской юношеской спортивной школе Лискинского района Воронежской области и с 09.09.1987 года по 04.05.1988 года – в должности тренера-преподавателя в Комбинате спортивных сооружений НПО «Электроника» г. Воронежа истец осуществлял педагогическую деятельность в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками, в связи с чем данные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона.
Также подлежит включению в специальный стаж период работы истца с 01.11.1999 года по 26.03.2009 года – в должности директора в Детско-юношеской спортивной школе № г. Воронежа (преобразованной в Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № г. Воронежа) по следующим основаниям.
Отказывая во включении в специальный стаж указанного периода, ответчик указывает, что в соответствии с п.п. «в» п. 8 Правил от 29.10.2002 года №781 работа в должности директора в учреждениях, перечисленных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 засчитывается в стаж до 01.11.1999 года. Кроме того, документально не подтверждено занятие штатной должности тренера-преподавателя по совместительству. Указанный довод судом не принимается во внимание по следующим основаниям.
Списком…, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 предусмотрено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости директорам детско-юношеских спортивных школ всех наименований.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года, Периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) тренерам - преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля составляет 18 часов.
Аналогичная норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы предусматривалась для педагогических работников Рекомендациями о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (приложение к письму Министерства образования РФ и профсоюза работников народного образования и науки РФ от 16 января 2001 года N 20-58-196/20-5/7). Норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю для тренеров-преподавателей учреждений дополнительного образования для детей спортивного профиля предусмотрена и в пункте 2.5. Письма Минобрнауки РФ N АФ-947, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 96 от 26.10.2004 "О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году"
Согласно копии трудовой книжки, копиям тарификационных списков (л.д. 10-21, 43-50), копиям карточек-справок (л.д. 22-38), копиям лицевых счетов (л.д. 39-42), копии аттестационного листа (л.д. 73), копии акта документальной проверки (л.д. 84-91), судом установлено, что истец на основании приказа от 14.03.1994 года №57 с 01.04.1994 года принят переводом директором ДЮСШ-№ уволен 26.03.2009 года по собственному желанию.
Штатными расписаниям ДЮСШ № (преобразованной в ДЮСШОР №) предусмотрены должности: «директор» и «тренер-преподаватель».
Как видно из материалов дела, истец в спорный период работал директором Детско-юношеской спортивной школы № г. Воронежа с одновременным выполнением обязанностей тренера-преподавателя с учебной нагрузкой 28 часов в неделю, что подтверждается тарификационными списками, карточками-справками, лицевыми счетами за спорный период работы.
На основании изложенного, оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Закона.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Вместе с тем не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 19 п. 1 ст. 30 Закона период работы с 19.09.1986 года по 29.08.1987 года в качестве председателя исполкома поселкового Совета народных депутатов по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что истец решением 14-й сессии Давыдовского поселкового Совета народных депутатов избран председателем исполкома поселкового Совета народных депутатов, 29.08.1987 года освобожден от занимаемой должности согласно поданному заявлению.
Согласно подпункту "б" пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в стаж работы по специальности засчитывается работа на выборной должности в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях.
При этом, в силу пункта 4 указанного Положения работа на выборной должности засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Однако поскольку требуемой продолжительности стажа у истца не имелось, оснований для включения в специальный стаж указанного периода не имеется.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 п. 1 ст. 30 Закона, суд принимает во внимание, что с учетом включения спорных периодов, специальный стаж истца составит 26 лет 7 месяцев 11 дней (л.д. 82), что является достаточным для назначения данного вида пенсии.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
В судебном заседании установлено, что с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона истец обратился в УПФР в г. Воронеже Воронежской области 08.11.2017 года.
В связи с тем, что истец в установленном законом порядке обратился в территориальный орган ПФ РФ, представил все необходимые для назначения пенсии документы, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы право на назначение пенсии у истца возникло с 08.11.2017 года, суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении и выплате пенсии с указанной даты.
В соответствии с ч. 5 ст. 198 ГПК РФ резолютивная часть решения суда должна содержать, в том числе, указание на распределение судебных расходов.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, иные, признанные судом необходимыми расходы (ст. 94 ГПК РФ).
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец просил включить в специальный стаж 4 периода работы, судом принято решение о включении в специальный стаж 3 периодов работы, что составляет 75 % от первоначально заявленных требований.
На основании изложенного, учитывая, что судом исковые требования удовлетворены, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на оплату государственной пошлины в размере 225 рублей (300 х 75 %).
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Шабунина Ивана Ивановича УПФР в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с 05.10.2017 года, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с 05.10.2017 года – частично удовлетворить.
Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области включить Шабунину Ивану Ивановичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, периоды работы:
- с 03.12.1985 года по 02.01.1986 года в должности тренера в Давыдовской детской юношеской спортивной школе Лискинского района Воронежской области;
- с 09.09.1987 года по 04.05.1988 года – в должности тренера-преподавателя в Комбинате спортивных сооружений НПО «Электроника» г. Воронежа;
- с 01.11.1999 года по 26.03.2009 года – в должности директора в Детско-юношеской спортивной школе № г. Воронежа (преобразованной в Детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва № г. Воронежа).
Признать за Шабуниным Иваном Ивановичем право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 08.11.2017 года.
Обязать УПФР в г. Воронеже Воронежской области назначить и выплачивать Шабунину Ивану Ивановичу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ с 08.11.2017 года.
Взыскать с УПФР в г. Воронеже Воронежской области в пользу Шабунина Ивана Ивановича расходы на оплату государственной пошлины в размере 225 (двести двадцать пять) рублей.
В остальной части исковые требования Шабунина Ивана Ивановича оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Багрянская В.Ю.
Решение принято в окончательной форме 18.05.2018 года.