Решение по делу № 33-18379/2024 от 29.08.2024

Справка: судья Ручушкина Г.В.                         УИД 03RS0010-01-2024-001666-56                                                            Категория 2.212

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело 33-18379/2024 (2-1468/2017)

г. Уфа                                         30 сентября 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего Салимова И.М., судей Салишевой А.В., Турумтаевой Г.Я.,

при секретаре судебного заседания Ахмадиевой Р.Р.,

рассмотрела в открытом судебном по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело по иску Хатмуллина Ф. Ш. к Махиянову А. А. о взыскании компенсации за причинение морального вреда, причиненного преступлением.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Хатмуллин Ф.Ш. обратился в суд с иском к Махиянову А.А. о взыскании компенсации за причинение морального вреда, причиненного преступлением.

В обоснование иска указано, что дата ответчик нанес дочери истца со значительной силой множественные удары ножом ... от которых Махиянова Д.Ф. скончалась на месте. Приговором Белорецкого межрайонного суда РБ от 03 ноября 2023 г. Махиянов А.А. был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч.1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации и ему назначено наказание в виде 10 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Апелляционным определением Верховного суда РБ приговор изменен, окончательное наказание Махиянову А.А. назначено в виде лишения свободы на срок 9 лет 10 месяцев. Истец считает, что преступными действиями Махиянова А.А. ему причинен моральный вред, поскольку убитая Махиянова Д.Ф. приходится ему родной дочерью. Трагическое известие о гибели единственной дочери вызвали у него душевную боль и муки страдания в связи с потерей единственной дочери, что нанесло неизгладимую тяжелую психологическую травму, лишило его привычного образа жизни. Нравственные страдания усиливаются из-за переживаний в отношении его внуков – детей его дочери, которые остались без матери в подростковом, самом сложном возрасте. Просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 30 000 000 руб.

Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2024 г. постановлено:

исковые требования Хатмуллина Ф. Ш. к Махиянову А. А. о взыскании компенсации за причинение морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.

Взыскать с Махиянова А. А., дата года рождения, в пользу Хатмуллина Ф. Ш., дата года рождения, компенсацию морального вреда, причиненного преступлением, в размере 1 000 000 (один миллион) рублей.

Взыскать с Махиянова А. А., дата года рождения, в бюджет муниципального образования г. Белорецк Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

В апелляционной жалобе Махиянов А.А. выражает несогласие с решением суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что суд рассмотрел дело в его отсутствие.

18 сентября 2024 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания.

Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

Руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Исследовав материалы дела, выслушав Махияянова А.А., заключение прокурора Полежаева И.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно положениям Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый имеет право на жизнь (п. 1 ст. 20); право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите.

Согласно ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Нематериальные блага защищаются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.

В силу ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии со ст. 1101 Гражданского кодекса Российской федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).

Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).

Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

Согласно п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. №33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» факт причинения морального вреда потерпевшему от преступления, в том числе преступления против собственности, не нуждается в доказывании, если судом на основе исследования фактических обстоятельств дела установлено, что это преступление нарушает личные неимущественные права потерпевшего либо посягает на принадлежащие ему нематериальные блага.

Как следует из материалов дела, истец Хатмуллин Ф.Ш. приходится родным отцом умершей дата Махияновой (Хатмуллиной) Д.Ф.

Приговором Белорецкого межрайонного суда РБ от 03 ноября 2022 г., с учетом апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от 29 сентября 2024 г., Махиянов А.А признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 117, ч.1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании ч. 3 ст. 69, ч. 1 ст. 71 Уголовного кодекса Российской Федерации по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено наказание в виде 9 лет 10 месяцев лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Постановлено: взыскать с Махиянова А.А. в счет компенсации морального вреда в пользу Хатмуллиной З.Ф. 1 000 000 рублей.

Взыскать с Махиянова А.А. в счет компенсации морального вреда в пользу Махиянова А. А. 1 000 000 рублей.

Взыскать с Махиянова А.А. в счет компенсации морального вреда в пользу Махиянова А. А. 1 000 000 рублей.

Согласно описательно-мотивировочной части указанного выше приговора 13 августа 2022 г.а в период времени с ... Махиянов А.А., притаившись около дома, расположенного по адресу: адрес в котором проживала Махиянова Д.Ф., увидев ее и дождавшись, когда она подойдет ближе, подбежал к Махияновой Д.Ф., ... реализуя свой преступный умысел, направленный на причинение смерти Махияновой Д.Ф., осознавая общественную опасность своих действий, предвидя неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде смерти Махияновой Д.Ф., и желая этого, с целью убийства последней, используя свое физическое превосходство, со значительной силой нанес ... Махияновой Д.Ф.

Смерть Махияновой Д.Ф. наступила на месте происшествия через промежуток времени, исчисляемый минутами, на участке местности по адресу: адрес, ...

Разрешая спор, вопреки возражениям ответчика, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности исковых требований истца, поскольку в результате преступных действий ответчика истцу, как отцу потерпевшей, лично причинены невосполнимые нравственные и физические страдания, связанные со смертью дочери.

Судебная коллегия, принимая во внимание степень вины ответчика, степень физических и нравственных страданий истца, учитывая, что смерть дочери само по себе является необратимым обстоятельством, нарушающим психическое благополучие, влечет состояние субъективного эмоционального расстройства, поскольку утрата близкого человека рассматривается в качестве наиболее сильного переживания, препятствующего социальному функционированию и адаптации лица к новым жизненным обстоятельствам, а также нарушает неимущественное право на семейные связи, с учетом принципа разумности и справедливости определяет компенсацию морального вреда, подлежащую взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1 000 000 руб.

То обстоятельство, что в рамках уголовного дела в пользу матери и детей потерпевшей была взыскана денежная сумма в счет компенсации морального вреда, само по себе не является основанием для лишения истца права на компенсацию причиненного лично ему морального вреда в связи с утратой близкого родственника.

Уголовно-процессуальное законодательство к числу близких родственников погибшего в результате преступления относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и родных сестер, дедушку, бабушку и внуков (пункт 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

По смыслу закона, каждое из перечисленных лиц в случае причинения ему вреда наступившей в результате преступления смертью близкого родственника имеет право на защиту своих прав и законных интересов в ходе уголовного судопроизводства. Переход прав потерпевшего лишь к одному из его близких родственников сам по себе не может рассматриваться как основание для лишения прав всех иных близких родственников.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования г. Белорецк Республики Башкортостан подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в связи с допущенными процессуальными нарушениями с принятием судебной коллегией нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 27 июня 2024 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Хатмуллина Ф. Ш. к Махиянову А. А. о взыскании компенсации за причинение морального вреда, причиненного преступлением, удовлетворить частично.

Взыскать с Махиянова А. А. (паспорт №...) в пользу Хатмуллина Ф. Ш. (паспорт №...) компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.

Взыскать с Махиянова А. А. (паспорт №...) в бюджет муниципального образования г. Белорецк Республики Башкортостан государственную пошлину в размере 300 рублей.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2024 г.

33-18379/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хатмуллин Фарит Шаукатович
Ответчики
Махиянов Алик Ангамович
Другие
Кирилов Алексей Анатольевич
Белорецкая межрайонная прокуратура РБ
Хатмуллина Зайра Фазыльяновна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
29.08.2024Передача дела судье
18.09.2024Судебное заседание
18.09.2024Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
30.09.2024Судебное заседание
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2024Передано в экспедицию
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее