Дело № 3а-259/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Брянск 10 февраля 2021 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Катасоновой С.В.,
при секретаре Ласой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таньков Ф.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Таньков Ф.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый № в размере его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указал, что установленная в отношении указанного объекта недвижимости кадастровая стоимость в размере 14 073 580,4 руб. по состояния на 01.01.2019 г. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленным ИП Кулина Э.В., которая на указанную дату определена в размере 2 001 00 руб.
Считая, что кадастровая стоимость, принадлежащего ему объекта недвижимости является завышенной, а несоответствие кадастровой стоимости его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которого начисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 2 001 00 руб., установленном отчетом об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленным ИП Кулина Э.В.
В судебное заседание административный истец Таньков Ф.А., его представитель Соловей А.П., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, администрации г. Сельцо Брянской области не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.
От представителя административного истца Соловей А.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель Управления Росреестра по Брянской области Ланцева Ю.В. ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.
С учетом положений ст. 150, ч.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности – Ребеко О.Е. указывает, что Управление по существу заявленных исковых требований возражает против их удовлетворения, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем, Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В письменном отзыве на иск представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности – Ребеко О.Е. указала, что ГБУ право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает. Полученный рыночным оценщиком результат стоимости объекта недвижимости не соответствует действительности, поскольку объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости.
В возражениях на иск представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. указывает, что Управление как регистрирующий орган, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и представленный им отчет, не возражает по существу заявленных требований, однако считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, исковые требования в части привлечения Управления Росреестра Брянской области к участию в деле в качестве административного ответчика не признает.
Проверив материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума от 30.06.2015 г. № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Как следует из материалов дела, административному истцу Танькову Ф.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес> кадастровый №.
Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22.11.2019 г. № 1498 утверждена кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 14 073 580, 4 руб.
В силу положений ст. ст. 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.
В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.
Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представил отчет об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленный ИП Кулина Э.В., согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию 01.01.2019 г. составляет 2 001 00 руб.
В ходе рассмотрения дела по существу, по ходатайству представителя истца, в связи с наличием сомнений в обоснованности представленного истцом отчета об оценке, судом назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленного истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а в случае несоответствия, определении размера рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 г.
Согласно выводам заключения эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» № 004-21 от 22.01.2021 г., отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости №174 от 29.09.2020 г. выполненный ИП Кулина Э.В., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.
В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для экспертной деятельности, заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения.
Участники процесса доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не представили, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.
Поскольку административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы представленного административными истцами отчета об оценке объекта недвижимости, сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта суду не представлены, суд признает отчет об оценке №174 от 29.09.2020 г. выполненный ИП Кулина Э.В. достоверным и допустимым доказательством рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.
Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленного административным истцом отчета об оценке и опровергнуть его выводы отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченным органом кадастровой оценки объекта недвижимости его рыночной стоимости, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.
Довод представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.
Государственная кадастровая оценка спорных объектов недвижимости проводилась в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
В силу ст. 17 ФЗ № 237 орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.ст. 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
В соответствии с п. 1 Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно КАС РФ круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области в качестве административного ответчика определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов Управления Росреестра по Брянской области, так как на Управление постановленным по делу решением какая-либо обязанность не возлагается.
Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Истец обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 26.10.2020 года согласно штампу входящей корреспонденции суда.
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Таньков Ф.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый №, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 001 000 рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26.10.2020 года - дату подачи административного искового заявления в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 15.02.2021 года.
Председательствующий
судья Брянского областного суда С.В. Катасонова