Решение по делу № 3а-259/2021 от 26.10.2020

Дело № 3а-259/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 10 февраля 2021 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Катасоновой С.В.,

при секретаре Ласой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Таньков Ф.А. к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Таньков Ф.А. обратился в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимости – наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый в размере его рыночной стоимости.

В обоснование заявленных требований указал, что установленная в отношении указанного объекта недвижимости кадастровая стоимость в размере 14 073 580,4 руб. по состояния на 01.01.2019 г. значительно превышает его рыночную стоимость, установленную отчетом об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленным ИП Кулина Э.В., которая на указанную дату определена в размере 2 001 00 руб.

Считая, что кадастровая стоимость, принадлежащего ему объекта недвижимости является завышенной, а несоответствие кадастровой стоимости его рыночной стоимости нарушает права истца как плательщика налога на имущество, размер которого начисляется в зависимости от кадастровой стоимости объекта недвижимости, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной его рыночной стоимости в размере 2 001 00 руб., установленном отчетом об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленным ИП Кулина Э.В.

В судебное заседание административный истец Таньков Ф.А., его представитель Соловей А.П., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, администрации г. Сельцо Брянской области не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

От представителя административного истца Соловей А.П. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель Управления Росреестра по Брянской области Ланцева Ю.В. ходатайствует о рассмотрении дела без участия представителя административного ответчика.

С учетом положений ст. 150, ч.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика - Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности – Ребеко О.Е. указывает, что Управление по существу заявленных исковых требований возражает против их удовлетворения, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем, Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В письменном отзыве на иск представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности – Ребеко О.Е. указала, что ГБУ право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не оспаривает. Полученный рыночным оценщиком результат стоимости объекта недвижимости не соответствует действительности, поскольку объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости.

В возражениях на иск представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. указывает, что Управление как регистрирующий орган, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает право истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и представленный им отчет, не возражает по существу заявленных требований, однако считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, в связи с чем, исковые требования в части привлечения Управления Росреестра Брянской области к участию в деле в качестве административного ответчика не признает.

Проверив материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из положений п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума от 30.06.2015 г. № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как следует из материалов дела, административному истцу Танькову Ф.А. на праве собственности принадлежит объект недвижимости - наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес> кадастровый .

Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22.11.2019 г. № 1498 утверждена кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2019 г. в размере 14 073 580, 4 руб.

В силу положений ст. ст. 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.Таким образом, права и обязанности административного истца, как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административный истец в обоснование заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представил отчет об оценке №174 от 29.09.2020 г. подготовленный ИП Кулина Э.В., согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию 01.01.2019 г. составляет 2 001 00 руб.

В ходе рассмотрения дела по существу, по ходатайству представителя истца, в связи с наличием сомнений в обоснованности представленного истцом отчета об оценке, судом назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленного истцом отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а в случае несоответствия, определении размера рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 г.

Согласно выводам заключения эксперта АНО «Независимая Коллегия Экспертов» № 004-21 от 22.01.2021 г., отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости №174 от 29.09.2020 г. выполненный ИП Кулина Э.В., соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для экспертной деятельности, заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения.

Участники процесса доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не представили, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.

Поскольку административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы представленного административными истцами отчета об оценке объекта недвижимости, сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта суду не представлены, суд признает отчет об оценке №174 от 29.09.2020 г. выполненный ИП Кулина Э.В. достоверным и допустимым доказательством рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.

Учитывая, что административным истцом возложенная на него обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленного административным истцом отчета об оценке и опровергнуть его выводы отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченным органом кадастровой оценки объекта недвижимости его рыночной стоимости, в связи с чем, требования административного истца подлежат удовлетворению.

Довод представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Государственная кадастровая оценка спорных объектов недвижимости проводилась в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В силу ст. 17 ФЗ № 237 орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.ст. 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 1 Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно КАС РФ круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области в качестве административного ответчика определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов Управления Росреестра по Брянской области, так как на Управление постановленным по делу решением какая-либо обязанность не возлагается.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Истец обратился в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 26.10.2020 года согласно штампу входящей корреспонденции суда.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Таньков Ф.А. об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: наименование: зерноток, назначение: нежилое, площадь 952,1 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, в том числе подземных 0, адрес (местонахождение): <адрес>, кадастровый , равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 001 000 рублей.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 26.10.2020 года - дату подачи административного искового заявления в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15.02.2021 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда С.В. Катасонова

3а-259/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Таньков Федор Александрович
Ответчики
Управление Росреестра по Брянской области
Управление Имущественных отношений Брянской области
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Другие
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Администрация г. Сельцо Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Судья
Катасонова Светлана Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
26.10.2020Регистрация административного искового заявления
26.10.2020Передача материалов судье
27.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
27.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.11.2020Подготовка дела (собеседование)
16.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.12.2020Предварительное судебное заседание
02.02.2021Производство по делу возобновлено
02.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее