Решение по делу № 2а-1085/2018 от 05.04.2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Дербент                                                                                       07 мая 2018 года

Дербентский городской суд РД в составе:

председательствующего судьи Гасанова ФИО14

с участием прокурора Караева ФИО15

при секретаре Денисовой ФИО16

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению территориальной избирательной комиссии города Дербента к участковой избирательной комиссии избирательного участка №0490об отмене итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ на избирательном участке №0490, установленных участковой избирательной комиссией № 049018 марта 2018 года,

                                                        УСТАНОВИЛ:

Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2017 года № 528-СФ «О назначении выборов Президента Российской Федерации» выборы Президента Российской Федерации назначены на 18 марта 2018 года.

18 марта 2018 года состоялось голосование по выборам Президента Российской Федерации.

Протоколом участковой избирательной комиссии № 0490 от 18 марта 2018 года об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации на указанных выборах утверждены итоги голосования по избирательному участку № 0490.

Протокол об итогах голосования на территории г.Дербента утвержден решением территориальной избирательной комиссии г.Дербента от 19.03.2018. Данные об итогах голосования в УИК № 0490включены в сводную таблицу от 19.03.2018.

Постановлением Избирательной комиссии Республики Дагестан № 32/232-6 от 20.03.2018 утвержден протокол об итогах голосования на территории Республики Дагестан.

Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2018 года № 152/1255-7 принято решение о результатах выборов Президента Российской Федерации, назначенных на 18 марта 2018 года, согласно которому выборы Президента Российской Федерации признаны состоявшимися и действительными и избранным на должность Президента Российской Федерации признан ФИО3, получивший 56 430 712 голосов избирателей, что составляет 76,69 процента, то есть более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Оспаривая законность решения участковой избирательной комиссии № 0490 от 18 марта 2018 года об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке № 0490, территориальная избирательная комиссия г.Дербента обратилась в Дербентский городской с иском к участковой избирательной комиссии № 0490 об отмене решения комиссии от 18 марта 2018 года об итогах голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательном участке № 0490.

В обоснование административного искового заявления истец указал на то, что в сети Интернет размещены видеоролики, содержащие в себе фрагменты трансляции голосования и подсчета голосов избирателей на избирательном участке № 0490. В указанных видеороликах отражены события, которые могут быть квалифицированы как вброс избирательных бюллетеней, ставящий под необратимое сомнение действительность итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на указанном избирательном участке.

Действия лиц, осуществивших данные действия, отсутствие должной реакции на эти действия со стороны членов участковой избирательной комиссии № 0490 по мнению административного истца нарушают права избирателей. Установление факта вброса избирательных бюллетеней по мнению административного истца может являться основанием для признания факта невозможности установления действительной воли избирателей на указанных выше избирательных участках.

Таким образом, административным истцом усмотрены основания для отмены итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации на избирательном участке №0490, установленных решением участковой избирательной комиссией № 0490 18 марта 2018 года.

Представитель территориальной избирательной комиссии г.Дербента Гаджиахмедов ФИО17 просил административное исковое заявление удовлетворить по основаниям, изложенным в нём.

Представитель административного ответчика, участковой избирательной комиссии № 0490 Нефтуллаев ФИО18 обратился в суд письменным возражением, где просил в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что административным истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие нарушений законодательства, не позволяющих установить действительную волю избирателей и являющихся основанием для отмены решения участковой избирательной комиссии № 0490.

Выслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Караева ФИО19 полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований ввиду следующего.

В соответствии со ст. 72 Федерального закона от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколомоб итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом.

Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии и лица, присутствующие в соответствии с настоящим Федеральным законом при подсчете голосов избирателей.

После окончания голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии лиц, указанных в пункте 5 статьи 23Федерального закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят в строку 6 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число погашенных избирательных бюллетеней, которое определяется как сумма числа неиспользованных избирательных бюллетеней и числа избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования. С погашенными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией.

Затем открыто проводится работа со списком избирателей, каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, который затем их оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит на последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.

После осуществления этих действий со списком избирателей вправе ознакомиться лица, указанные в пункте 5 статьи 23Федерального закона, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в пункте 5 статьи 23 Федерального закона.

Непосредственный подсчет голосов избирателей проводится в помещении для голосования в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов избирателей, должен быть обеспечен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии.

После подсчета голосов с рассортированными избирательными бюллетенями вправе визуально ознакомиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы и заявления о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а его копии выдаются лицам, указанным в пункте 5 статьи 23 Федерального закона.

Первый экземпляр протокола об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на их получение, незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит.

В соответствии со ст. 74 Федерального закона на основании данных протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования территориальная избирательная комиссия после предварительной проверки правильности составления протоколов не позднее чем на третий день со дня голосования путем суммирования всех содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Прием протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммирование данных, содержащихся в этих протоколах, и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов территориальной избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, суммированию данных, содержащихся в этих протоколах, и составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории должны находиться в поле зрения членов территориальной избирательной комиссии, наблюдателей и иных лиц, указанных в пункте 5 статьи 23 Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы территориальной избирательной комиссии по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования вносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.

Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования с приложенными к нему документами члену территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность составления протокола и полноту приложенных к нему документов.

Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен с нарушением требований Федерального закона, предъявляемых к составлению протокола, участковая избирательная комиссия обязана составить повторный протокол в соответствии с требованиями пункта 31 статьи 73 Федерального закона, а первоначально представленный протокол остается в вышестоящей по отношению к ней избирательной комиссии.

Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлен в соответствии с требованиями Федерального закона, предъявляемыми к составлению протокола, член территориальной избирательной комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу территориальной избирательной комиссии. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену территориальной избирательной комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы территориальной избирательной комиссии под данными протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

В соответствии со ст. 85 Федерального закона если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения Федерального закона, Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», вышестоящая избирательная комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации может отменить решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, - о признании итогов голосования недействительными.

Исходя из вышеизложенных норм, правильность составления протоколов проверяется неоднократно до установления итогов голосования.

После установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации решение нижестоящей избирательной комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол избирательной комиссии об итогах голосования и (или) сводную таблицу.

Согласно п. 1.2 ст. 85 Федерального закона суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае:

1) нарушения правил составления списков избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

3) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

4) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

5) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Отмена судом решения избирательной комиссии об итогах голосования в связи с тем, что допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей (выявить действительную волю избирателей), влечет признание соответствующей избирательной комиссией этих итогов голосования недействительными.

В качестве основания для отмены судом решения участковой избирательной комиссии № 0490 от 18 марта 2018 года об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке №0490 административный истец ссылается на то, что допущены нарушения порядка голосования на избирательном участке № 0490, а именно - в день голосования на данном избирательном участке был осуществлен вброс избирательных бюллетеней, что зафиксировано в размещенном в сети Интернет видеоролике, содержащем в себе фрагменты трансляции голосования на избирательном участке № 1085.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В подтверждение своих доводов о допущенных при голосовании нарушениях административным истцом приложена видеозапись, на которой, по его мнению, зафиксированы данные факты.

В судебном заседании был осуществлен просмотр представленной административным истцом видеозаписи. На видеозаписи содержатся кадры о людях, участвующих в процессе голосования на избирательном участке. При этом при исследовании данной видеозаписи нельзя сделать вывод о том, что имелись факты нарушений при голосовании избирателей на данном избирательном участке.

Установление наличия или отсутствия в действиях лица состава административного правонарушения осуществляется мировыми судьями. Суду не представлены постановления мировых судей, которыми могли были бы быть установлены упоминаемые в административном исковом заявлении факты нарушений избирательного законодательства.

Также судом принят во внимание тот факт, что после окончания периода голосования и вскрытия стационарного ящика для голосования членами комиссии среди бюллетеней были обнаружены листы белой бумаги, не являющиеся бюллетенями, о чем был составлен соответствующий акт.

Кроме того, следует учитывать, что согласно п. 1.2 ст. 85 Федерального закона после установления вышестоящей избирательной комиссией итогов голосования, определения результатов выборов Президента Российской Федерации суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования в случае установления нарушений законодательства, если эти нарушения не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.

Исходя из толкований, данных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 года № 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Т.» отмена решения избирательной комиссии об итогах голосования, результатах соответствующих выборов возможна при таких, указанных в законе конкретных нарушениях, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом, помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства о выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Из протокола участковой избирательной комиссии № 0490 от 18 марта 2018 года об итогах голосования на выборах Президента Российской Федерации на избирательном участке № 0490 по результатам голосования за кандидата, победившего в выборах - ФИО3, проголосовало - 1720 избирателей, ФИО6 ни одного голоса, ФИО7 - 63 голоса, ФИО8 - ни одного голоса, ФИО9 - 1 голос, ФИО10- 1голос, ФИО11 - 1 голос, ФИО12 - 1 голос.

Таким образом, даже в случае исключения нескольких голосов избирателей, за которых могли проголосовать иные лица, зафиксированные на представленной в суд административным истцом видеозаписи, это не повлияет на действительное волеизъявление избирателей, так как и в таком случае количество голосов, отданных за кандидата, победившего на выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года, будет в несколько раз превышать количество голосов избирателей, проголосовавших за других кандидатов, в том числе и за следующего по количеству голосов за победителем выборов.

Учитывая то, что доводы административного истца о нарушении законодательства о выборах Президента Российской Федерации при проведении голосования на избирательном участке № 0490 не подтвердились, судом не установлены какие-либо нарушения, повлиявшие на действительную волю избирателей, то в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

                                                             РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления территориальной избирательной комиссии г. Дербента к участковой избирательной комиссии избирательного участка № 0490об отмене итогов голосования по выборам Президента Российской Федерации от 18 марта 2018 на избирательном участке № 0490, установленных участковой избирательной комиссией № 0490 18 марта 2018 года, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 30(тридцати) дней со дня его изготовления через Дербентский городской суд.

       Судья                                                                                             ФИО20. Гасанов

Решение составлено и напечатано в совещательной комнате

2а-1085/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ТИК г.Дербента
Ответчики
Участковая избирательная комиссия
Суд
Дербентский городской суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
derbent-gs.dag.sudrf.ru
05.04.2018Регистрация административного искового заявления
05.04.2018Передача материалов судье
06.04.2018Решение вопроса о принятии к производству
09.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.05.2018Судебное заседание
04.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее