Решение по делу № 2а-54/2021 от 14.12.2020

дело № 2а-54/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сергач                                                                           10 февраля 2021 года

Сергачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Черновской Л.Н.

при секретаре судебного заседания Колякиной О.Ю.

с участием ст. пом. Сергачского межрайонного прокурора Мастюгиной Т.И.

представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области Мартыновой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Беляковой Натальи Владимировны к Территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области о признании итогов голосования недействительными

УСТАНОВИЛ:

Белякова Н.В. обратилась в суд с административным иском об отмене протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному округу № 4 ( избирательный участок № 1757) на выборах депутатов Городской Думы городского поселения Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области четвертого созыва 13 сентября 2020 г, о признании недействительными итогов голосования на выборах в Городскую Думу городского поселения Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года по избирательному округу № 4 ( избирательный участок № 1757).

В обоснование указала, что 13 сентября 2020 г. состоялись выборы депутатов Городской Думы городского поселения г. Сергач. По избирательному округу № 4 депутатами были зарегистрированы истец Белякова и <данные изъяты>.

Для проведения выборов была сформирована участковая избирательная комиссия из 11 человек с правом решающего голоса, в т.ч. и ФИО6

По итогам голосования депутатом по избирательному округу № 4 избран ФИО7 с количеством голосов 149. Количество голосов, поданных за Белякову составило 56.

Истец считает, что при проведении выборов и подведении итогов голосования допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволили определить результаты волеизъявления избирателей.

В нарушение действующего законодательства председатель УИК № 1757 ФИО6 отказала члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса <данные изъяты> в ознакомлении со списком избирателей, в т.ч. проголосовавших досрочно.

В связи с тем, что досрочно проголосовавших на избирательном участке № 1757 было более одного процента, член избирательной комиссии с правом совещательного голоса <данные изъяты> заявил о необходимости пересчета бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавших досрочно, однако получил отказ.

После подсчета избирательных бюллетеней после закрытия избирательного участка член комиссии с правом совещательного голоса <данные изъяты> обратился к председателю УИК № 1757 для ознакомления с заполненными бюллетенями, на что получил отказ.

Указанные нарушения ставят под сомнение итоги голосования.

В судебное заседание административный истец Белякова Н.В. не явилась, просит рассмотреть дело в ее отсутствии.

Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области Мартынова М.А. иск не признает. Пояснила суду, что существенных нарушений избирательного законодательства при проведении голосования на участке № 1757, которые не позволяют установить действительное волеизъявление избирателей, не имелось.

Заявлений от члена комиссии с правом совещательного голоса ФИО9 о пересчете бюллетеней не поступало. <данные изъяты> просил ознакомить его со списком лиц, которые проголосовали досрочно. У него было сомнение, что в один день проголосовало 75 человек. Ему было разъяснено, что досрочно избиратели голосовали не один день, а 10 дней, что отдельного списка нет, все эти лица находятся в общем списке избирателей. <данные изъяты> пояснил, что он заблуждался, и инцидент был исчерпан. В дальнейшем после подведения итогов голосования 17 сентября 2020 г. поступило заявление от Беляковой, на который был дан ответ 24.09.2020 г.

Полагает, что административное исковое заявление основано только на недовольстве результатами голосования, каких либо относимых доказательств, которые не позволяют установить волеизъявление избирателей, истцом не представлены.

Кроме того, считает, что Беляковой пропущен срок для обжалования итогов голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии № 1757 ФИО6 в судебное заседание не явилась, была надлежаще извещена о месте и времени судебного заседания, просила рассмотреть дело в ее отсутствии, в иске отказать.

Заинтересованное лицо Нижегородское региональное отделение КПРФ извещено надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, представитель в суд не явился, суд рассмотрел дело в их отсутствии.

Заслушав стороны, прокурора, полагавшего в удовлетворении административного иска Беляковой отказать, суд приходит к следующему.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.

На основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидаты вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) избирательной комиссии, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Решением Городской Думы города Сергача Сергачского муниципального района Нижегородской области от 18.06.2020 № 16 назначены выборы депутатов Городской Думы городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области на 13.09.2020.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области № 464 от 29.07.2020 г. зарегистрирована кандидатом в депутаты Городской Думы городского поселения город Сергач по округу № 4 Белякова ( л.д.39-43)

Белякова была выдвинута кандидатом в депутаты Городской Думы городского поселения Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 4 Нижегородским региональным отделением КПРФ ( л.д.33-36)

Членом участковой избирательной комиссии № 1757 с правом совещательного голоса от кандидата Беляковой на выборах присутствовал ФИО9( л.д.44,46)

Согласно протоколу № 1 участковой избирательной комиссии от 13.09.2020 об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 4 избирательный участок № 1757 число голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата составляет: за ФИО7- 109, за Белякову Н.В. -48. ( л.д.47)

Из протокола следует, что число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно, составляет 75.

Итоги голосования от 13 сентября 2020 г. были опубликованы в газете «Сергачская жизнь» 18 сентября 2020 г. ( л.д.11)

Постановлением территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области от14.09.2020 г № 579 выборы депутатов Городской Думы городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области четвертого созыва по одномандатным округам были признаны состоявшимися и действительными, в Городскую Думу городского поселения город Сергач избраны 19 депутатов ( л.д.21-25)

В соответствие с пунктом 1.1 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Обстоятельства, установление которых в судебном порядке могут повлечь отмену решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, определены пунктом 1.2 статьи 77 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" путем перечисления конкретных нарушений в подпунктах "а" - "д".

Согласно ст. 65 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований избирателю, который в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности, выполнение государственных и общественных обязанностей, состояние здоровья и иные уважительные причины) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть в помещение для голосования на избирательном участке, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится путем заполнения избирателем бюллетеня в помещении участковой комиссии не ранее чем за 10 дней до дня голосования.

Участковая комиссия вносит в список избирателей сведения и отметки о досрочно проголосовавших избирателях.

Член участковой комиссии, выдавший бюллетень (бюллетени) избирателю, расписывается в соответствующей графе списка избирателей и делает отметку: "Проголосовал досрочно".

Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается избирателем вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью участковой комиссии.

Запечатанный конверт с бюллетенями хранится у секретаря участковой комиссии в помещении участковой комиссии до дня голосования.

В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 21 настоящего Закона, сообщает о числе избирателей, включенных в список избирателей на данном избирательном участке, проголосовавших досрочно, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.

Если число досрочно проголосовавших избирателей составляет более 1 процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.

После совершения действий, указанных в частях 10 и 11 настоящей статьи, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).

Положениями пункта 16 статьи 68 Федерального закона № 67 - ФЗ, установлено, если число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии (при проведении досрочного голосования только в помещении участковой комиссии - число избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении участковой комиссии; при проведении досрочного голосования в помещениях территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии и участковой комиссии - число избирателей, проголосовавших досрочно в помещениях указанных комиссий), составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), участковая комиссия по требованию любого члена комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой комиссии в соответствии с пунктом 14 статьи 65 настоящего Федерального закона. По результатам указанного подсчета участковой комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования.

Материалами дела не подтверждается наличие такого обращения в участковую комиссию № 1757 от члена комиссии с правом совещательного голоса <данные изъяты>. В судебном заседании свидетель – наблюдатель ФИО10 пояснила суду, что ФИО9 пришел на участок после начала голосования и он не видел, как опускали бюллетени лиц, которые досрочно проголосовали, в стационарный ящик. Он просил пересчитать бюллетени лиц, проголосовавших досрочно, но их уже опустили в стационарный ящик. Заявлений о повторном подсчете бюллетеней от него не поступало.

Таким образом, доводы административного истца об отказе отдельного подсчета голосов по бюллетеням, на которых поставлена печать участковой избирательной комиссии в подтверждение досрочного голосования, являются несостоятельными.

Кроме того, согласно объяснениям председателя участковой избирательной комиссии ФИО6, свидетеля ФИО10, которая присутствовала на указанных выборах, процедура, установленная ст. 65 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области" относительно бюллетеней досрочно проголосовавших избирателей был соблюден.

Доводы административного истца о нарушении избирательного законодательства в части отказа члену комиссии с правом совещательного голоса ФИО9 в ознакомлении со списками избирателей, не нашли подтверждения в судебном заседании. Как пояснила председатель территориальной избирательной комиссии Сергачского района Нижегородской области Мартынова М.А. в день голосования 13.09.2020 от ФИО9 поступило заявление о том, что ему отказали в ознакомлении со списками избирателей. Она лично выезжала по данному заявлению в УИК № 1757. <данные изъяты> интересовали избиратели, проголосовавшие досрочно. Он заблуждался, поскольку думал, что эти лица проголосовали в один день, накануне. Ему было разъяснено, что досрочное голосование длилось 10 дней. Ему была предоставлена возможность визуально ознакомиться со списком избирателей, поскольку списки находились в работе, т.к. шло голосование, также было разъяснено, что отдельного списка лиц, досрочно проголосовавших, не имеется. <данные изъяты> пояснил, что ему все понятно и больше вопроса об ознакомлении со списками избирателей, не поднимал.

Доводы административного истца о том, что члену комиссии с правом совещательного голоса ФИО9 отказали в ознакомлении с заполненными бюллетенями ничем не подтвержден. Как показала свидетель Фролова, после окончания голосования <данные изъяты> попросил озвучить сколько голосов отдано за каждого кандидата.

Кроме того, в судебном заседании были осмотрены бюллетени по избирательному участку № 1757, избирательный округ № 4.

В ходе осмотра было установлено, что в конверте «ФИО7» находились действительные бюллетени, имеющие отметки в графе напротив фамилии «ФИО7», в конверте « Белякова Н.В.» - действительные бюллетени, имеющие отметки в графе напротив фамилии «Белякова Н.В.», в конверте « недействительные бюллетени» находились бюллетени, имеющие отметки напротив обеих фамилий кандидатов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 67 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение участковой избирательной комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.

Аналогичная норма содержится в ст.65 Закона Нижегородской области от 06.09.2007 N 108-З "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области".

Требования к содержанию протокола об итогах голосования содержатся в ч.2 ст. 65 Закона Нижегородской области № 108-З.

Каких – либо нарушений при составлении протокола № 1 участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 4 избирательный участок № 1757 судом не усвтановлено.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Административным истцом Беляковой не представлено доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности факта допущения таких нарушений избирательного процесса на избирательном участке 1757, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

Судом установлено, что нарушений избирательного законодательства на избирательном участке № 1757, не позволяющих выявить действительную волю избирателей и влекущих за собой признание итогов голосования недействительными, допущено не было, в связи с чем, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Административным ответчиком заявлено о пропуске срока обращения в суд.

В силу положений части 2 статьи 240 КАС РФ, административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.

Административный иск подан Беляковой 14 декабря 2020 г., т.е. после истечения срока, установленного ч.2 ст.240 КАС РФ.

Таким образом, требование об отмене протокола участковой избирательной комиссии № 1757 об итогах голосования по избирательному округу № 4 на выборах депутатов Городской Думы городского поселения Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области четвертого созыва 13 сентября 2020 г. и признании итогов голосования по данному округу недействительными заявлены по истечении десятидневного срока, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно части 7 статьи 240 КАС РФ сроки, указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи, не подлежат восстановлению независимо от причин их пропуска.

В соответствии с частью 10 статьи 240 КАС РФ пропуск срока обращения в суд с административным исковым заявлением о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного срока является основанием для отказа в удовлетворении указанного заявления.

Руководствуясь ст.175-180,244 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении административных исковых требований Беляковой Н.В. об отмене протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округу № 4 ( избирательный участок № 1757) на выборах депутатов городской думы городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области четвертого созыва 13 сентября 2020 года, о признании недействительными итогов голосования на выборах в Городскую Думу городского поселения город Сергач Сергачского муниципального района Нижегородской области 13 сентября 2020 года по избирательному округу № 4( избирательный участок № 1757) - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сергачский районный суд Нижегородской области.

Судья ______________________________________Черновская Л.Н.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 февраля 2021 г.

2а-54/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мастюгина Т.И.
Белякова Наталья Владимировна
Ответчики
УИК №1757
Территориальная избирательная комиссия Сергачского района Нижегородской области
Другие
Нижегородское областное отделение КПРФ
Суд
Сергачский районный суд Нижегородской области
Судья
Черновская Лидия Николаевна
Дело на странице суда
sergachsky.nnov.sudrf.ru
14.12.2020Регистрация административного искового заявления
14.12.2020Передача материалов судье
15.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Рассмотрение дела начато с начала
25.12.2020Подготовка дела (собеседование)
25.12.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.01.2021Предварительное судебное заседание
25.01.2021Судебное заседание
25.01.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.01.2021Судебное заседание
04.02.2021Судебное заседание
10.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее