Решение по делу № 2-661/2018 (2-6100/2017;) от 12.10.2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 января 2018 года                                                                        г.Красноярск

Свердловский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи – Смирновой Т.П.

при секретаре – Алексеенко А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Курносов С.В. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о восстановлении в электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение с датой принятия в очередь с 2015 года, обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение согласно подошедшей очередности с 2015 года, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Курносов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивировал тем, что с апреля 2017 года он является инвалидом 2 группы по общему заболеванию. По состоянию своего здоровья он имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение. В связи с чем в 2017 году он как инвалид 2 группы был включен в электронную очередь граждан для получения такой путевки согласно очередности. Вместе с тем в 2015 году ему присваивалась 3 группа инвалидности по данному заболеванию сроком на один год. И на тот период времени он также имел право на санаторно-курортное лечение и получение путевки для прохождения такого лечения. В целях реализации своего права как инвалида, для получения путевки в санаторий в 2015 года он подавал заявление со всеми необходимыми документами и был включен в электронную очередь граждан для получения такой путевки, согласно очередности. Однако путевку на санаторно-курортное лечение в течение года, периодом с 2015-2016г., ответчик ему не предоставил, а вместо этого исключил его из электронной очереди граждан на получение путевки в санаторий. Это было сделано в связи с тем, что ему не была продлена инвалидность в 2016 году на повторном переосвидетельствовании состояния его здоровья в МСЭ. Считает, что данные действия ответчиков не были основаны на законе. Кроме того, незаконными действиями ответчиков, выразившихся в исключении его из электронной очереди граждан на получение путевки на санаторно-курортное лечение, ему, как инвалиду, был причинен моральный вред, состоящий из причинения нравственных переживаний и страданий, поскольку ответчики незаконного лишили его права на санаторно-курортное лечение.

Просит обязать Государственное учреждение - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиал Красноярского региональное отделения Фонда социального страхования РФ восстановить его в электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, с датой принятия в такую очередь с 2015 года, обеспечить его путевкой на санаторно-курортное лечение согласно подошедшей очередности с 2015 года, взыскать с ответчиков в его пользу компенсацию морального вреда в размере 37200 рублей.

В судебном заседании истец Курносов С.В., его представители – Плотникова А.Г., Корякин А.А., допущенный к участию в деле по устному ходатайству, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГУ КРО ФСС РФ – Леонтьева Ю.С. (полномочия проверены) в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Суду пояснила, что в связи с тем, что истец в период с 01 июля 2016 года по 23 апреля 2017 года утратил статус инвалида, он был автоматически исключен из Федерального регистра и электронной очереди. Утрата гражданином статуса инвалида влечет за собой автоматическое исключение его из электронной очереди, при этом действующее законодательство не предусматривает возможности вернуть гражданину за прошлое время тот номер в электронной очереди, под которым он числился вплоть до момента утраты статуса инвалида.

Представитель Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился по неизвестным суду причинам. О дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Суд, учитывая, что все стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения спора, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст.167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (ред. от 28.12.2017) (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается, согласно пп. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Курносов С.В. в период с 10.06.2015 года по 01.07.2016 года являлся инвалидом 3 группы по общему заболеванию. Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-2014 Курносов С.В. была установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию на срок до 01.07.2016г.

Согласно справке для получения путевки, выданной ГКБУЗ «Красноярская краевая поликлиника » от 24.08.2015., Курносов С.В. рекомендовано санаторно-курортное лечение.

На основании заявления Курносов С.В. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015г., Филиал ГУ КРО ФСС РФ выдал уведомление о принятии документов Курносов С.В. 20.10.2015г. о постановке на учет и включил его в электронную очередь для обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение (л.д.51,55).

Также в судебном заседании установлено, что 01 июля 2016 года у Курносов С.В. истек срок инвалидности, установленный справкой МСЭ . Документов, подтверждающих продление инвалидности с 01 июля 2016 года Курносов С.В. в отделение Фонда социального страхования представлено не было, в связи с чем он автоматически был исключен из Федерального регистра и электронной очереди.

В соответствии с пунктом 19 «Административного регламента…», основанием для исключения Курносов С.В. из электронной очереди стала утрата им статуса инвалида.

24 апреля 2017г. Курносов С.В. была установлена вторая группа инвалидности, он был вновь включен в Федеральный регистр, с учетом его заявления от 22.05.2017г. для него начался отсчет в электронной очереди.

Курносов С.В. считает данное исключение из очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и просит обязать ответчиков восстановить его в указанной очереди согласно его заявлению от 20.10.2015г., поскольку если гражданин, имеющий право на получение путевки на санаторно-курортное лечение не был обеспечен ею в течение календарного года, услуга не считается предоставленной и за ним сохраняется право на ее предоставление за тот период в котором заявитель не был ей обеспечен на будущий год.

Вместе с тем, требования Курносов С.В. основаны на неверном токовании подлежащего применению положения ФЗ РФ №178-ФЗ от 17.07.1999г.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: обращение с заявлением лиц, не относящихся к категориям заявителей и их представителей, указанных в пункте 2 настоящего Административного регламента; непредставление заявителем (представителем заявителя) документов, предусмотренных пунктами 13, 15 настоящего Административного регламента; отказ заявителя от получения государственной услуги полностью, а также отказ заявителя от получения государственной услуги в части обеспечения при наличии медицинских показаний путевкой на санаторно-курортное лечение, оформленный в виде заявления об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги), подаваемого в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с частями 3, 4 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; предоставление заявителем документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Ведение Федерального регистра органами ПФР регулируется Порядком ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.11.2004 года №195.

Согласно п.10 данного Порядка, территориальные органы ПФР в срок до 10 числа каждого месяца осуществляют передачу информации регионального сегмента регистра (или вносимых в него изменений) о гражданах, имеющих право на получение набора социальных услуг, в исполнительные органы Фонда социального страхования РФ.

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что утрата гражданином статуса инвалида влечет за собой автоматическое исключение его из электронной очереди на санаторно-курортное лечение, суд приходит к выводу, что правовых оснований для включения Курносов С.В. в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение с присвоением номера в очереди согласно ранее поданному заявлению от 20.10.2015г. не имеется, в связи с чем требования Курносов С.В. о восстановлении его в электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение, с датой принятия в такую очередь с 2015 года, обеспечении его путевкой на санаторно-курортное лечение согласно подошедшей очередности с 2015 года, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Согласно справке об инвалидности серии МСЭ-2015 от 25.04.2017г., Курносов С.В. с 24.04.2017г. установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию на срок до 01.05.2018г.

Поскольку обеспечение инвалида санаторно-курортным лечением носит заявительный характер и осуществляется в порядке очередности, с 22 мая 2017 года Курносов С.В. вновь был включен в электронную очередь с учетом его заявления от 22.05.2017 года.

Поскольку доводы истца о нарушении ответчиками его прав при исключении из электронной очереди на получение санаторно-курортного лечения согласно ранее поданному им заявлению от 20.10.2015г. своего подтверждения не нашли, требования истца о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда удовлетворению также не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Курносов С.В. к Государственному учреждению - Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о восстановлении в электронной очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение с датой принятия в очередь с 2015 года, обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение согласно подошедшей очередности с 2015 года, взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Свердловский районный суд г. Красноярска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 07.02.2018 года

Председательствующий : судья                                                Т.П.Смирнова

2-661/2018 (2-6100/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Курносов С.В.
Ответчики
Филиал № 6 Фонда социального страхования
ГУ КРО Фонд социального страхования Российской Федерации
Суд
Свердловский районный суд г. Красноярск
Дело на сайте суда
sverdl.krk.sudrf.ru
12.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2017Передача материалов судье
12.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.12.2017Судебное заседание
31.01.2018Судебное заседание
07.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее