Дело № 2-897/2024
(50RS0050-01-2024-001270-83)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Шатура Московской области 14 июня 2024 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Богатковой З.Г.,
при секретаре судебного заседания Шарковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сташковой Оксаны Эдиговны к филиалу № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о признании права на досрочное назначении пенсии,
установил:
19 января 2024 Сташкова О.Э. обратилась в филиал № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области с заявлением о признании права на досрочное установление пенсии на основании п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013.
Решением филиал № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области от 14.02.2024 было отказано Сташковой О.Э. в установлении страховой пенсии, в связи с отсутствием истребуемого стажа, а также, что с 01.01.2021 вступило Соглашение ЕАЭС, членами которого в том числе являются Республики Казахстан и Российская Федерация, который предусматривает иной порядок исчисления специального стажа приобретенный на территории других государств-членов ЕАЭС.
Считает решение уполномоченного органа от 14.02.2024 незаконным, поскольку специальный стаж в Р. Казахстан ею приобретен в период действия Соглашения в области пенсионного обеспечения государств-участников Содружества Независимых государств от 13.03.1992.
Просит признать незаконным решение уполномоченного органа, обязать ответчика включить в специальный стаж работы периоды с 28.08.1989 по 25.01.1999, с 26.01.1999 по 31.03.2000, с 01.04.2000 по 02.05.2000, установить страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» с 19.01.2024.
Истец Сташкова О.Э. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, направила в суд представителя по доверенности Смирнова В.Д.
Представитель истца Смирнов В.Д. в судебном заседании поддержал требования истца по доводам, изложенным в исковом заявление.
Представитель ответчика по доверенности Турутова Е.В. в судебном заседании возражала в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в решение от 14.02.2024.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.
В соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях") страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет.
Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Таким образом, права, приобретенные гражданином в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые им в конкретных правоотношениях, не могут быть ограничены более поздним Законом, ухудшающим положение лица по сравнению с ранее действующим, поскольку, выполняя определенную работу, по конкретной должности, в учреждении гражданин вправе был рассчитывать в последующем на защиту его пенсионных прав государством, исходя из действующего на тот период законодательства.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Судом из материалов дела, пояснений представителя истца установлено, что 19 января 2024 Сташкова О.Э. обратилась с заявлением в филиал № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением филиал № 3 Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области от 14.02.2024 было отказано Сташковой О.Э. в установлении страховой пенсии, в связи с отсутствием истребуемого стажа, не приняты в зачет периоды её работы в Республики Казахстан
- с 28.08.1989 по 25.01.1999 в должности телефониста в Алма-Атинской узловой дистанции сигнализации и связи;
- с 25.01.1999 по 31.03.2000 в должности телефониста в Представительстве Акмолинской узловой дистанции связи г. Алма-Аты;
- с 01.04.2000 по 02.05.2000 в должности телефониста в Головной Алматинской дистанции и связи.
Также в обоснование отказа указано, что с 01.01.2021 вступило Соглашение ЕАЭС, членами которого в том числе являются Республика Казахстан и Российская Федерация, в соответствии с положениям ст.7 Соглашения ЕАЭС право на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях, предоставляется за стаж работы, приобретенный на территории РФ. Аналогичный стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов учитывается, как стаж на общих основаниях.
С указанным решением уполномоченного органа суд не может согласится, по следующим основаниям.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств - бывших республик Союза ССР, регулируется принятым 13 марта 1992 года Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения. Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.
В силу статьи 1 Соглашения от 13 марта 1992 года пенсионное обеспечение граждан государств - участников данного Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года.
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).
Таким образом, Соглашение от 13 марта 1992 года предусматривает территориальный принцип назначения пенсий, т.е. по законодательству того государства, на территории которого производится назначение пенсии, в том числе досрочной, с применением законодательства того государства, где указанная пенсия назначается.
Аналогичный порядок закреплен в пункте 1 письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российской Федерации из государств, ранее входивших в состав СССР", согласно которому при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
Кроме того, распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российской Федерации из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5 названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы по найму после 01 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
С 01 января 2021 года вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от 20 декабря 2019 года (ратифицировано Российской Федерацией 09 ноября 2020 года Федеральным законом N 354-ФЗ) (Соглашение ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Соглашения ЕАЭС назначение пенсии с учетом положений данного Соглашения производится компетентным органом государства-члена при возникновении у трудящегося (члена семьи) права на пенсию в соответствии с законодательством этого государства-члена независимо от даты возникновения у этого трудящегося (члена семьи) права на пенсию согласно законодательству другого государства-члена.
Статьей 7 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию в соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории, с учетом положений данного Соглашения (пункт 1).
В случае если стажа работы, приобретенного на территории одного государства-члена, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов в соответствии с законодательством каждого из государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж работы совпадает по времени (пункт 2 статьи 7).
В Российской Федерации при определении права на пенсию в соответствии с пунктом 1 данной статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего Союза Советских Социалистических Республик. В случае если величины индивидуального пенсионного коэффициента, определенной в соответствии с абзацем 1 данного пункта, недостаточно для возникновения права на пенсию, то учитывается величина индивидуального пенсионного коэффициента, равная 1 за 1 год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов. При этом 1 месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а 1 день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год (пункт 3 статьи 7).
При определении права на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях в соответствии с законодательством одного государства-члена аналогичный стаж работы, приобретенный на территории другого государства-члена, со стажем работы, приобретенным на территории первого государства-члена, не суммируется, но учитывается как стаж работы на общих основаниях (пункт 4 статьи 7).
Право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с данным Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии. Право на накопительную пенсию, а также на трудовую (страховую) пенсию по инвалидности, по случаю потери кормильца устанавливается в соответствии с законодательством государства-члена (пункт 5 статьи 7).
Статьей 8 Соглашения ЕАЭС предусмотрено, что каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии со своим законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений данного Соглашения.
Статья 12 Соглашения ЕАЭС содержит переходные положения, в соответствии с данной статьей назначение и выплата пенсии осуществляются в следующем порядке: за стаж работы, приобретенный после вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года, а для Республики Беларусь и Российской Федерации - Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года.
Таким образом, в соответствии с переходными положениями, закрепленными в статье 12 Соглашения ЕАЭС, за стаж работы, приобретенный до вступления в действие данного Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Соглашением от 13 марта 1992 года. Соответственно при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, право на указанный вид пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
В данном случае истец, обратившись в суд с иском, просил обязать пенсионный орган включить в её стаж периоды работы с 28.08.1989 по 27 сентября 2002, т.е. до вступления в силу Соглашения ЕАЭС, предусматривающего особый порядок подтверждения стажа и определения права на пенсию.
В этой связи с учетом переходных положений, закрепленных в статье 12 Соглашения ЕАЭС, применению в данном случае подлежат положения Федерального закона "О страховых пенсиях" и Список N 2.
Между тем, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" занятость в производстве и профессиях, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, является не единственным условием для определения права на такую пенсию и ее назначения.
С учетом подлежащих применению норм материального права юридическое значение имеет также продолжительность страхового стажа, возраст истца на момент обращения с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, продолжительность специального стажа, наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - Список N 2 от 26.01.1991).
Согласно указанному Списку N 2, в раздел XXIX "Связь", код позиции 23100000-19093 поименованы телефонисты междугородной телефонной связи, постоянно работающие с микротелефонной гарнитурой (устройством) на междугородных, заказных, справочных коммутаторах и на переговорных пунктах с круглосуточным действием.
Ранее Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановление Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173, в разделе XXXI "Связь" предусмотрены телефонисты междугородных телефонных станций, переговорных пунктов с круглосуточным действием и городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше.
Вопреки доводам ответчика, действовавшим в спорный период Списком N 2 от 22.08.1956 не было предусмотрено требование о постоянной занятости при работе на междугородной телефонной станции с микротелефонной гарнитурой. Требовалась работа телефонистом либо на междугородных телефонных станциях либо телефонистом на переговорных пунктах с круглосуточным действием и городских телефонных станциях емкостью от 300 номеров и выше.
Судом установлено выполнение работы Сташковой О.Э. в периоды с 28.08.1989 по 25.01.1999 в должности телефонистки в Алма-Атинской узловой дистанции сигнализации и связи; с 26.01.1999 по 31.03.2000 в должности телефониста в Представительстве Акмолинской узловой дистанции связи г. Алма-Аты; с 01.04.2000 по 02.08.2000 в Головной Алматинской дистанции и связи, подтверждается как трудовой книжкой истца (л.д. 13-22), так и архивными справками о заработной плате, справкой подтверждения, в которых имеется информация о том, что истец проработала с 22.05.1989 по 01.05.2000 в МТС круглосуточного действия на коммутаторе МРУ-МК-60, станция АТСК-100/2000 емкостью_ станция обслуживает 2300 номеров. Согласно разделу XXXI "Связь" Списка N 2 Постановления Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 по профессии "телефонисты междугородных телефонных станций, переговорных пунктов с круглосуточным действием и городских телефонных станций емкостью от 300 номеров и выше", стаж истца составил более 10 лет.
В связи с чем, спорные периоды работы с 22.05.1989 по 01.05.2000 подлежат включению в стаж истца на соответствующих видах работ.
При таких обстоятельствах, на основании приведенных норм материального права, учитывая, что факт осуществления истцом деятельности, подлежащей учету в стаж на соответствующих видах работ в соответствии со Списком N 2 подтвержден, суд приходит выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска Сташковой О.Э. о признании незаконным оспариваемого решения ответчика от 14.02.2024 в части не включения в стаж на соответствующих видах работ спорных периодов и возложении обязанности установления страховой пенсии с периода обращения 19.01.2024.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", учитывая, что Сташкевич О.Э. проработала на работах с тяжелыми условиями труда более 10 лет, имеет страховой стаж более 24 г. 11 мес.12 дн., страховая пенсия должна быть назначена с уменьшением возраста, предусмотренного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на один год за каждые 2 года такой работы женщинам. Поскольку за назначением пенсии Сташкова О.Э. обратилась 19.01.2024, то с этого момента ей подлежит назначению пенсия по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Сташковой Оксаны Эдиговны удовлетворить.
Признать незаконным решение филиала № 3 отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области об отказе Сташковой О.Э. в установлении (выплате) пенсии от 14.02.2024.
Включить Сташковой О.Э. в стаж работы, дающей право на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2. ч.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы:
- с 28.08.1989 по 25.01.1999 в должности телефониста в Алма-Атинской узловой дистанции сигнализации и связи;
- с 25.01.1999 по 31.03.2000 в должности телефониста в Представительстве Акмолинской узловой дистанции связи г. Алма-Аты;
- с 01.04.2000 по 02.05.2000 в должности телефониста в Головной Алматинской дистанции и связи,
Признать за Сташковой О.Э. право на назначение страховой пенсии в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400 «О страховых пенсиях».
Обязать филиал № 3 отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по г. Москве и Московской области установить Сташковой О.Э. страховую пенсию досрочно на основании п. 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с даты обращения- с 19.01.2024 г.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме.
Судья З.Г. Богаткова
Мотивированное решение изготовлено 20 июня 2024.
Судья З.Г. Богаткова