Дело № 2-384/2024
УИД 10RS0008-01-2024-000450-46
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 мая 2024 года г.Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,
при секретаре Кудашкиной К.Н.,
с участием истца Ольховского Д.С. и его представителя по устной доверенности Ловчекова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ольховского Дмитрия Сергеевича к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Ольховский Д.С. обратился в суд по тем основаниям, что является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в Списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому муниципальному району. До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено. Ссылаясь на Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», просил обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (далее – Администрация Медвежьегорского района, ответчик) предоставить ему на территории Медвежьегорского района специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истец Ольховский Д.С. и его представитель по устной доверенности Ловчеков О.В. поддержали заявленные требования по указанным в иске основаниям, просили иск удовлетворить. Ольховский Д.С. пояснил, что он живет и работает на территории Медвежьегорского района, место жительства менять не намерен, другого жилья, помимо того, которое за ним закреплено, у него не имеется, поскольку в закрепленном за ним жилом помещении проживать невозможно, вынужден снимать жилое помещение, что является для него обременительным.
Ответчик Администрация Медвежьегорского района о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, в материалы дела представила отзыв относительно заявленных требований, в котором указывается, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, жилыми помещениями производится органами местного самоуправления за счет поступивших из бюджета Республики Карелия субвенций. В специализированном жилом фонде муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» свободные жилые помещения отсутствуют. В Соглашении с Министерством социальной защиты Республики Карелия от 23.01.2024 №8 о порядке взаимодействия при осуществлении государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средства для приобретения жилого помещения для истца не предусмотрены. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований, а в случае их удовлетворения– предоставить срок исполнения решения суда до 01.12.2024 с учетом значительного времени, необходимого для получения субвенции из бюджета Республики Карелия и осуществления закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство социальной защиты Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило в материалы дела письменные пояснения, в которых привело сведения о нормативном регулировании по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также об объемах финансирования на указанные цели, предусмотренные Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, представило в материалы дела письменные пояснения, в которых привело сведения о нормативном регулировании по вопросу обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, а также об объемах финансирования на указанные цели, предусмотренные Законом Республики Карелия «О бюджете Республики Карелия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», а также указало, что ответственность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, возложена на Администрацию Медвежьегорского района.
Отдел опеки и попечительства по Медвежьегорскому району, указанный истцом третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, юридическим лицом не является, процессуальной правоспособностью не обладает, в силу статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение органа опеки и попечительства по рассматриваемому спору не требуется.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело при имеющейся явке.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
В соответствии со статьей 3.1. Закона Республики Карелия от 28.11.2005 №921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя» (далее – Закон Республики Карелия №921-ЗРК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Согласно статье 4 Закона Республики Карелия №921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решения об однократном предоставлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в части 1 статьи 3.1 настоящего Закона; по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов из бюджета Республики Карелия (часть 3 статьи 4 Закона Республики Карелия №921-ЗРК).
Как установлено судом, Ольховский (ранее Миронов) Дмитрий Сергеевич (ранее – Александрович), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать, Миронова С.В., лишена родительских прав, отец, Ольховский С.А., умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением Администрации Медвежьегорского района от 16.03.2009 №346 «Об установлении опекунских обязанностей над несовершеннолетним Мироновым Дмитрием Александровичем» его опекуном была назначена Лопарева Н.Л.
Постановлением Администрации Медвежьегорского района от 26.09.2007 №1427 за несовершеннолетним Мироновым Д.А. было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, до его совершеннолетия.
04.02.2021 постановлением Администрации Медвежьегорского района №61 установлен факт невозможности проживания Ольховского Д.С. в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу <адрес>, в связи с тем, что площадь жилого помещения не соответствует учетной норме, Ольховский Д.С. включен в Список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по Медвежьегорскому району.
Ольховский Д.С. достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.
До настоящего времени Ольховский Д.С. жилым помещением в установленном порядке не обеспечен: он не является нанимателем жилого помещения, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных на имя Ольховского Д.С. правах на объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный указанным выше Законом Республики Карелия порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Предоставление жилых помещений в соответствии с приведенными нормами законодательства носит обязательный характер. Действующее законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не содержит условий об очередности предоставления жилых помещений, поэтому их предоставление лицам из категории детей-сирот должно осуществляться с момента возникновения соответствующего права, независимо от очередности и времени принятия на учет.
Исходя из требований статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Формирование списка льготной категории граждан служит целям предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья, но не с целью формирования очередности по времени включения в список, создания задолженности по жилищному обеспечению и конкуренции льготников.
Исходя из изложенного, истец Ольховский Д.С. подлежит обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Доводы ответчика относительно отсутствия денежных средств и свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда суд отвергает, поскольку то обстоятельство, что обеспечение жилыми помещениями должно производиться за счет средств бюджета субъекта, которые не выделяются либо которых недостаточно для приобретения жилья, не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на обеспечение их жилыми помещениями органами местного самоуправления, а также для уклонения данных органов от реализации гарантированного детям-сиротам и лицам из их числа права на жилищное обеспечение.
На основании изложенного, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая обстоятельства дела, суд считает исковые требования истца подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные истцом, подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (ИНН 1013005590) предоставить Ольховскому Дмитрию Сергеевичу (паспорт №) как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Медвежьегорского муниципального района благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта специализированное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи из одного человека по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» (ИНН 1013005590) в пользу Ольховского Дмитрия Сергеевича (паспорт №) государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Л. Свинкина
Полный текст решения изготовлен 23 мая 2024 года