Дело№2-1812\2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
2 июня 2016 года.
Калининский районный суд г. Челябинска Челябинской области в составе председательствующего Решетовой М.А.
при секретаре Карасевой В.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орского транспортного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, к Федеральному государственному казенному учреждению «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов госграницы» о возложении обязанности устранить нарушения действующего законодательства на железнодорожном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации
У С Т А Н О В И Л:
Орский транспортный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации», обратился в суд с иском к ФГКУ "Росгранстрой", Федеральному агенству по обустройству государственной границы РФ о возложении обязанности по устранению нарушений действующего законодательства на железнодорожном пункте пропуска «Орск» путем его оборудования системой телевизионного наблюдения, предназначенной для обеспечения визуального контроля пограничными органами территории (объектов) пункиа пропуска, оснащения системой радиационного контроля, позволяющей обнаруживать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона и идентифицировать выявленные источники ионизирующего излучения; оборудования помещения для сотрудников пограничной службы в здании ЦТК системой принудительной вентиляции воздуха. Также прокурор просил обязать ответчиков обозначить пределы пункта пропуска специальными знаками, оборудовать помещение для личного досмотра лиц.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что в ходе проведенной транспортной прокуратурой проверки исполнений ответчиками требований законодательства по оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в железнодорожном пункте пропуска «Орск» были выявлены нарушения данного законодательства, которые выразились в следующем: в пункте пропуска отсутствуют система телевизионного наблюдения в местах проведения пограничного контроля в ЖДПП «Орск» и система радиационного контроля, обозначения пределов пункта пропуска специальными знаками, не оборудовано помещение по для личного досмотра, в помещении, где располагаются сотрудники пограничной службы в здании ЦТК по адресу (адрес) отсутствует система принудительной вентиляции.
Неисполнение ответчиком обязанностей по материально-техническому оснащению пункта пропуска и приведению его в соответствие с требованиями закона, нарушает интересы РФ, так как не обеспечивает необходимых условий для организации государственного контроля, осуществляемого в пункте пропуска.
В последующем прокурор уточнил основания заявленных требований, указав, что техническое оснащение и оборудование МДПП «Орск» не соответствует Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу, утвержденным ФСБ России по согласованию с Росграницей.
В судебном заседании помощник Челябинского транспортного прокурора Тимшина Е. А. настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ФГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Коваленко А. Н., действующая по доверенности, в судебном заседании иск не признала и пояснила, что типовые требования, на которые ссылается прокурор, реализуются на этапе проектирования, строительства и реконструкции объектов и элементов инфраструктуры пунктов пропуска. Указанный пункт пропуска был передан ФГКУ Росгранстрой после 2009 года в существующем виде, реконструкция пункта пропуска не производилась, в связи с чем отсутствовали основания для его переоснащения или переоборудования.
Представители ответчиков Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, Министерства транспорта РФ, ОАО "Российские железные дороги", представитель третьего лица Пограничного управления ФСБ России в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с паспортом железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Орск», утвержденным совместным решением руководителей государственных контрольных органов и руководителя администрации пункта пропуска через государственную границу в (адрес) на железнодорожной станции «Орск» расположен железнодорожный грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу РФ «Орск».
Пропуск через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных осуществляется в соответствии с технологической схемой организации пропуска.
В соответствии с п.3.4 технологической схемы, пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц. транспортных средств, товаров и животных, досмотр транспортных средств и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых товаров и животных, которые запрещены законодательством РФ к ввозу в РФ и вывозу из РФ).
Пограничный контроль осуществляется последовательно в определенных для этого местах, к которым относятся служебные помещения ЖДПП (для грузовых поездов), кабины локомотивов (для локомотивной бригады), вагон грузового состава (для сопровождающих лиц), непосредственно пассажирский вагон (для пассажирских поездов).
(дата) ОАО «Российские железные дороги» передало ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов госграницы» в безвозмездное пользование недвижимое имущество, расположенное по адресу (адрес), включающее в себя 6 нежилых помещений общей площадью 175.1 кв. м.
Данное имущество передано для использования в целях обеспечения осуществления государственными контрольными органами пограничного контроля в ЖПП через государственную границу РФ «Орск».
В паспорте железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу РФ «Орск», утвержденном (дата) указано, что юридическим лицом, ответственным за эксплуатацию данного пункта пропуска является ОАО «РЖД».
Согласно графического изображения пределов указанного ЖПП, его территория включает в себя не только здания, переданные ответчику в безвозмездное пользование, но и другие здания, сооружения, которые составляют единый комплекс –железнодорожная станция «Орск».
Актом проверки от (дата) подтверждается, что Орским транспортным прокурором (дата) проведена проверка исполнения федерального законодательства в железнодорожном пункте пропуска Орск, в ходе которой было установлено, что пункт пропуска не оборудован системой телевизионного наблюдения в местах проведения пограничного контроля в ЖДПП «Орск» и системой радиационного контроля, отсутствуют обозначения пределов пункта пропуска специальными знаками, отсутствует помещение по для личного досмотра, помещение, в котором располагаются сотрудники пограничной службы в здании ЦТК по адресу (адрес) не оборудовано система принудительной вентиляции.
В акте не указаны способы и средства установления отсутствия на пункте пропуска указанного выше оборудования. Акт содержит только выводы, которые были сделаны лицом, проводившим данную проверку, без отражения фактических обстоятельств, послуживщих основаниям для указанных выводов.
Под пунктом пропуска через государственную границу, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 года N 47-30-1, понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского (торгового, рыбного, специализированного), речного (озерного) порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляется пропуск через государственную границу транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Согласно ч.2 ст. 12 указанного Закона, открытие пункта пропуска через Государственную границу как единого объекта осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).
Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 12 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации").
Согласно пункту 3 (1) Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 482, проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При этом оборудование пунктов пропуска и их техническое оснащение осуществляются в соответствии с проектной документацией до момента их открытия после строительства либо реконструкции, по окончанию которых осуществляется проверка пункта пропуска как единого объекта установленным требованиям (разделы 4 и 7).
Под реконструкцией пункта пропуска понимается реконструкция имеющихся, строительство новых зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска, а также проведение иных работ, направленных на изменение вида, классификации, категории, пропускной способности и (или) пределов пункта пропуска (пункт 29 Правил).
В случае признания в установленном порядке целесообразности реконструкции пункта пропуска Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации принимается нормативный правовой акт о реконструкции пункта пропуска, согласованный с Министерством транспорта Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль в реконструируемых пунктах пропуска, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого он расположен, а также Министерством обороны Российской Федерации, если пункт пропуска находится в пределах территории военного аэродрома (пункт 31 Правил).
Из материалов дела следует, что нормативный правовой акт о реконструкции пункта железнодорожного пункта пропуска «Орск» в соответствующем порядке не принимался.
В деле также отсутствуют доказательства того, что планируемое дооборудование железнодорожного пункта пропуска Орск возможно без проведения его реконструкции. Требования же о такой реконструкции прокурор не заявлял.
Аналогичное положение, что оборудование и техническое оснащение пунктов пропуска осуществляется после строительства новых либо реконструкции действующих пунктов пропуска, получило закрепление и в Общих требованиях к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 года N 930.
При оборудовании техническими средствами пункта пропуска необходимо учитывать специализацию и классификацию пункта пропуска, его месторасположение, степень уязвимости, характер окружающей местности и принятая концепция (способ) охраны; требования, предъявляемые органами пограничного, таможенного и иных видов контроля к работе оборудования и технических средств; место установки оборудования и технических средств; площадь территории (акватории) пункта пропуска и расположение зданий, помещений, сооружений и других объектов в пределах пункта пропуска; необходимость обеспечения электромагнитной совместимости оборудования и технических средств, а также обеспечения их защиты от действия вибрации и механических ударов и другие многочисленные факторы, необходимость обеспечения экологических и медико-биологических условий для работы персонала, эксплуатирующего оборудование и технические средства (п.6 Общих требований»).
Следовательно, при предъявлении требований об установке указанного в иске оборудования прокурору надлежало представить доказательства соблюдения указанных выше условий, без учета которых установка данного оборудования является невозможной..
Кроме того, пункт 17 Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ФТС от 31.10.2008 N 1349, содержит требование об установке комплексной системы безопасности пункта пропуска - единой системы, включающей в себя следующие системы: автоматизированную систему охраны (подсистему охранной сигнализации, подсистему пожарной сигнализации, подсистему управления доступом, подсистему охранного теленаблюдения), систему оперативного теленаблюдения, систему распознавания государственных номерных знаков автотранспорта, систему защиты информации.
Суду не представлены доказательства соблюдения данных положений нормативных документов в случае удовлетворения требования прокурора. Без указания конкретного вида оборудования (его наименования, технических характеристик, возможной совместимости с уже имеющимся оборудованием, наличием технической возможности для его установки), подлежащего монтажу на указанном пункте пропуска решение суда в случае удовлетворения требований не будет способствовать устранению нарушений интересов государства в целом.
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" осуществляет свою деятельность исключительно в рамках бюджетных обязательств, которые до него доводятся на обеспечение функционирования (эксплуатации) пунктов пропуска, на содержание, ремонт зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пропуска всех видов контроля. Иными источниками финансирования работ по реконструкции пунктов пропуска ответчики не располагают (Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 N 734; Устав Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", утвержденный приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 04.02.2009 N 6).
Заявляя требования о возложении обязанности по техническому оснащению и установке в железнодорожном пункте пропуска Орск перечисленного в иске оборудования, прокурор в силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) должен был представить доказательства невыполнения Федеральным государственным казенным учреждением "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" и Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации возложенных на них законом обязанностей, профинансированных в установленном порядке.
Таких доказательств представлено не было.
Типовыми требованиями к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного контроля в пунктах пропуска через российско-казахстанскую государственную границу предусмотрено, что здания, помещения и сооружения в пунктах пропуска проектируются, строятся и реконструируются как единые комплексы, призванные обеспечить необходимый количественный и качественный состав объектов, а также схему размещения в них технических систем и средств в целях создания надлежащих условий органам пограничного контроля для эффективного проведения контрольно-проверочных действий пограничного контроля…..
Перечень состав систем, необходимых для проведения пограничного контроля, определяется на этапе проектирования для каждого пункта пропуска с учетом обстоятельств, к которым отнесены в том числе технологическая схема организации пропуска лиц. транспортных средств и грузов и т.д. (п.25).
Согласно п.45 указанных требований, перечисленные требования реализуются на этапе проектирования, строительства и реконструкции объектов и элементов инфраструктуры пунктов пропуска. При возникновении потребности в изменениях и дополнениях к проектной документации на оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в ходе конкретного проектирования, все они должны быть согласованны с заинтересованными органами федеральной службы безопасности.
Поскольку в силу прямого указания данные Типовые требования, на которые истец ссылается в обоснование заявленных требований, реализуются на этапе проектирования, строительства и реконструкции объектов и элементов инфраструктуры пунктов пропуска, то оснащение действующего пункта пропуска дополнительным оборудованием в отрыве от указанных мероприятий будет свидетельствовать о нарушении установленных порядка и процедуры реконструкции пункта пропуска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 330 утвеждена Государственная программа Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", которая включает Подпрограмму "Обеспечение развития системы пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации для осуществления внешнеэкономической деятельности" государственной программы Российской Федерации "Развитие внешнеэкономической деятельности", рассчитанную на период ее реализации с 2013 по 2018 года.
Задачами подпрограммы являются совершенствование администрирования пунктов пропуска, совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики.
Ожидаемым результатом выполнения основных мероприятий подпрограммы являются оптимизация количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направленных на эксплуатацию и содержание пунктов пропуска; создание эффективной системы пропуска, отвечающей потребностям внешнеэкономической деятельности страны
В качестве основных направлений реализации данной подпрограммы предусмотрено совершенствование системы пропуска путем закрытия неэффективных пунктов пропуска и установление пунктов пропуска, необходимых для роста международной торговли, туризма и развития приграничных территорий.
Изложенное свидетельствует о том, что оборудование пункта пропуска указанными в иске системами, а также оборудования помещения для досмотра лиц, и установка в помещении, используемом по договору ссуда системы принудительной вентиляции является реконструкцией пункта пропуска, процедура и порядок проведения которой регламентирован действующим законодательством.
Возложение на ответчика обязанности по реконструкции пункта пропуска в нарушение установленного порядка ее проведения, без учета обстоятельств, характеризующих деятельность конкретного пункта пропуска, его материального –технического оснащения не будет отвечать целям и задачам государственной программы, направленной на совершенствование системы пунктов пропуска в зависимости от темпов социально-экономического развития РФ и потребностей экономики, на оптимизацию количества пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; повышение эффективности использования средств федерального бюджета.
Суд находит необоснованными требование об обозначении пределов пункта пропуска специальными знаками, поскольку пункт пропуска расположен на территории железнодорожной станции, ответственным за его эксплуатацию и собственником (законным владельцем) всех расположенных на ее территории зданий и сооружения является ОАО «РЖД». Получение ответчиком в пользование части указанных зданий (нежилых помещений общей площадью 175, 1 кв. м.) не свидетельствует о наделении ответчиков полномочий полномочий на совершение каких –либо действий в отношении иного имущества, находящегося на указанной железнодорожной станции.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении иска Орского транспортного прокурора полностью.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение 1 месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий: М.А. Решетова.