Дело № 2-895/2024
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 25 июля 2024 года
Тейковский районный суд Ивановской области
в составе председательствующего судьи Нестерова М.В.,
при секретаре Ивановой Н.Ф.,
с участием заместителя Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пономаревой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании обеспечить безопасность гидротехнического сооружения,
У С Т А Н О В И Л:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением к администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения – навозонакопителей <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892;
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии вреда гидротехнического сооружения – навозонакопителей <адрес> и согласовать его с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Исковые требования обоснованы тем, что Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений, в ходе которой выявлены нарушения в деятельности администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее - администрация Петровского городского поселения). Установлено, что в собственности Петровского городского поселения находится ГТС – назонакопители <адрес>. Администрацией Петровского городского поселения не произведен и не согласован с уполномоченным органом расчёт вероятного вреда ГТС - навозонакопителей <адрес> По результатам выявленных нарушений прокуратурой в адрес главы муниципального образования Петровского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Однако до настоящего времени нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений не устранены. Неисполнение указанных требований может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, что создает опасность причинения вреда здоровью граждан и окружающей среде.
В судебном заседании заместитель Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Пономарева А.Ю. исковые требования поддержала, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что рассмотрение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Департамент природных ресурсов и экологии Ивановской области, о будучи извещенными о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом, своих представителей не направили, просили судебное заседание провести в их отсутствие.
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон, просивших суд о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, ремонте, реконструкции, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением и обязан: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации; создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении; обеспечивать проведение аттестации работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.
Статьей 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» определено, что собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности).
Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2020 года № 1596 утверждены «Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения».
Из содержания пункта 2 Правил следует, что величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
В силу пункта 3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.
Приказом Ростехнадзора от 10 декабря 2020 года № 516 утверждена «Методика определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».
В ходе проверки, проведенной Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что в собственности Петровского городского поселения находится гидротехническое сооружение - навозонакопители <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Петрвоского городского поселения Гаврилово-Посадского района Ивановской области направлено письмо о направлении информации о состоянии гидротехнического сооружения – навозонакопителей <адрес> (л.д. 9).
Согласно ответу администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение – навозонакопители <адрес> приняты на баланс администрации в ДД.ММ.ГГГГ году, как бесхозяйный объект, не имеющий собственника и не эксплуатирующийся, содержащий перепревшие послеспиртовую барду и навоз <данные изъяты> (л.д. 10).
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона № 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, ремонте, реконструкции, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Часть 3 статьи 225 ГК РФ определяет, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Под безопасностью гидротехнических сооружений понимается свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации, ремонте, реконструкции, обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Согласно ст. 50 указанного Закона в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества и тем самым в определенной степени создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
В нарушение Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117 «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией Петровского городского поселения не обеспечено проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения – навозонакопителей <адрес>, а также не произведен расчет вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.
По фактам выявленных нарушений Ивановской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес главы администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, причин и условий им способствующих (л.д. 11, 12).
В ответе администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на представление Ивановской межрайонной природоохранной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ ответчик указывает, что в соответствии с решением Гаврилово-Посадского районного суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ, гидротехническое сооружение «Навозонакопители, расположенные <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № принято на учет Администрацией Петровского городского поселения в качестве бесхозяйного имущества. Постановлением администрации Петровского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение о ликвидации гидротехнического сооружения, расположенного по адресу: <адрес>. В целях ликвидации гидротехнического сооружения разработана проектно-сметная документация. Требуется проведение корректировки и экспертизы сметной стоимости работ по ликвидации гидротехнического сооружения, которые требуют больших финансовых затрат, и, учитывая дотационность бюджета Петровского городского поселения, провести такие работы в короткий срок не представляется возможным (л.д. 13).
Иных сведений об исполнении требуемых мероприятий ответчиком не представлено.
Как указывает истец и не было опровергнуто ответчиком в ходе рассмотрения дела, содержание и эксплуатация указанного сооружения в отсутствие расчета размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу, что иск прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Разрешая требования в части установления срока исполнения решения, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
С учетом имеющихся обстоятельств, учитывая характер правоотношений, вид работ, подлежащих выполнению, особенности бюджетного процесса, что произведение расчета вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на территории Петровского городского поселения Ивановской области требует длительного времени и финансовых затрат, суд полает необходимым установить ответчику срок для выполнения возложенных на него обязанностей - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения – навозонакопителей <адрес>, в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 и произвести расчёт вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС и согласовать его с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к администрации Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об обязании обеспечить безопасность гидротехнического сооружения - удовлетворить.
Обязать администрацию Петровского городского поселения Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить проведение регулярного обследования гидротехнического сооружения - навозонакопителей <адрес> в соответствии с Положением о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892.
- произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения - навозонакопителей <адрес> и согласовать его с Департаментом природных ресурсов и экологии Ивановской области.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.В. Нестеров
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.