Решение по делу № 12-187/2020 от 06.02.2020

УИД: 56RS0018-01-2020-001006-29

Дело № 12-187/2020

РЕШЕНИЕ

21 мая 2020 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Широбокова А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Широбокова А.И. на постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N МУ МВД России «Оренбургское» ФИО ... от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Широбокова А.И.,

УСТАНОВИЛ:

постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N МУ МВД России «Оренбургское» ФИО ... от 28 января 2020 года Широбоков А.И. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере ....

Не согласившись с указанным постановлением, Широбоков А.И. обратился в Ленинский районный суд г. Оренбурга с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. Жалоба мотивирована тем, что при оформлении материала и его рассмотрении должностным лицом допущены нарушения, а именно постановление принято в отсутствие надлежащего извещения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о месте и времени рассмотрения дела, принято при недоказанности его вины в инкриминируемом правонарушении, дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела при наличии противоречивых, ошибочных сведений в материалах дела по факту правонарушения.

В судебном заседании Широбоков А.И. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Пояснил, что 28 января 2020года прибыл в отдел по вопросам миграции ОП №1 МУ МВД России «Оренбургское» по просьбе своего отца ФИО, который в телефонном сообщении пояснил, что без его присутствия ему не будут выданы документы. По прибытию на место у него был безосновательно изъят паспорт. Его требования вернуть документу ему и его отцу остались без удовлетворения. Сотрудником полиции ФИО заполнялись какие-то документы, при этом кроме него и его отца ФИО в кабинете никого не было, для ознакомления и проставления подписей документы не предоставлялись. О том, что в отношении него составлен протокол об административном правонарушении ему известно не было, копия протокола ему не вручалась, права не разъяснялись, о времени и месте рассмотрения дела он не извещался и при рассмотрении не присутствовал. Собственником жилого помещения он согласно свидетельству о регистрации права является с 18 апреля 2016года. По адресу: ... его отец ФИО проживает с 22 января 2020 года и за регистрацией по указанному адресу обратился в установленные законом сроки 23 января 2020 года.

Заслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу пункта 8 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Соблюдение прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, на всех этапах рассмотрения административного дела является важнейшей гарантией законности вынесенного постановления. Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

Часть 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Согласно положениям статьи 3 Закон РФ от 25июня 1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 2); при регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные данным Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (часть 3); заявления и документы, указанные в части третьей названной статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 приведенного Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Статьей 6 Закона N 5242-1 предусмотрено, что заявление и иные документы, предусмотренные данным Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации, представляются в органы регистрационного учета не позднее семи дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

В силу положений пункта 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с требованиями пунктов 35, 37 Правил в случае непредставления гражданином в орган регистрационного учета для регистрации по месту жительства заявления по установленной форме и иных документов в срок, установленный законодательством Российской Федерации, наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает гражданин, по истечении установленного законодательством Российской Федерации срока уведомляет в течение 3 рабочих дней орган регистрационного учета о проживании гражданина в указанном жилом помещении по форме согласно приложению. Нарушение срока уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина без регистрации влечет за собой ответственность нанимателя (собственника) жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 28 января 2020 года инспектором ОВМ отдела полиции № 1 МУ МВД России ФИО в отношении Широбокова А.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ.

Согласно указанному протоколу 28 января 2020года в 11.10ч. по адресу ... здании отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 МУ МВД России «Оренбургское» установлено, что Широбоков А.И. в нарушение пунктов 35-37 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713, не уведомил в течение трех рабочих дней орган регистрационного учета о проживании свыше 7 дней в принадлежащем ему жилом помещении по адресу: ... гр.ФИО без регистрации с 29 февраля 2012 года по 24 января 2020 года, который обратился за регистрацией только 23 января 2020года.

Постановлением начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции № 1 МУ МВД России «Оренбургское» ФИО ... от 28 января 2020 года Широбоков А.И. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 1.5, 2.1 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Из содержания статьи 26.1 КоАП РФ следует, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении указанного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу положений частей 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лиц, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями технических средств, вещественными доказательствами.

Рассматривая дело об административном правонарушении должностное лицо пришло к выводу о виновности Широбокова А.И. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ, сославшись на представленные в материалы дела доказательства: протокол об административном правонарушении от 28 января 2020 года; рапорт инспектора отдела по вопросам миграции Отдела полиции № 1 МУ МВД России «Оренбургское» от 28 января 2020 года; письменные объяснения понятых ФИО, ФИО от 28 января 2020 года касающиеся только вопроса составления протокола об административном правонарушении.

Вместе с тем, бесспорных доказательств, объективно свидетельствующих о том, что Широбоков А.И. допустил нарушение сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании в принадлежащем ему жилом помещении гр. ФИО без регистрации, материалами дела не установлено.

В материалах дела отсутствуют данные, которые могли бы свидетельствовать о согласии Широбокова А.И. с обстоятельствами вмененного ему правонарушения, при отсутствии иных доказательства бесспорного, подтверждающие факт совершения инкриминируемого правонарушения, справки от 23 января 2020года подтверждающей сдачу гр. ФИО документов для регистрации не достаточно для признания Широбокова А.И. виновным в административном правонарушении.

Кроме того, согласно представленному свидетельству о государственной регистрации права N выданному 18 апреля 2016 года Широбоков А.И. не является единственным собственником ..., за ним зарегистрировано право общей долевой собственности, доля в праве 1/2, собственником указанной доли он является только с 18 апреля 2016года.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в действиях Широбокова А.И. вменяемого административного правонарушения.

Кроме того, оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности Широбокова А.И. как следует из материалов дела, принято в отсутствие Широбокова А.И. при этом должностное лицо указало, о надлежащем извещении последнего о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

С таким выводом должностного лица суд также не соглашается.

Исходя из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте судебного заседания.

В силу пункта 4 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо выясняют, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Содержание приведенных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Однако, доказательств надлежащего извещения Широбокова А.И. о времени и месте рассмотрения дела 28 января 2020 года в 11 часов 30 минут в суд не представлено. Доказательств того, Широбоков А.И. отказался от получения извещения, материалы дела не содержат. Указание в протоколе об административном правонарушении сведений об извещении, о времени и месте рассмотрения дела не свидетельствует о надлежащем извещении Широбокова А.И. учитывая, что данный протокол Широбокову А.И. направлен почтой 29 января 2020 года.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что должностное лицо необоснованно, в отсутствие объективных данных о надлежащем извещении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, рассмотрело дело об административном правонарушении в отсутствие Широбокова А.И., что привело к нарушению прав последнего на защиту своих прав и свобод.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, при рассмотрении настоящего дела не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренные частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, что повлекло нарушение его права на судебную защиту, в связи с чем, обжалуемое постановление подлежит отмене.

Согласно части 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении по данной категории дел должностным лицом не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», — согласно части 2 статьи4.5 КоАПРФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что административное правонарушение, в совершении которого обжалуемым постановлением признан виновным Широбоков А.И. выявлено 28 января 2020 года.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 2 месяца, и он истек 28 марта 2020 года.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления ввиду допущенных должностным лицом нарушений прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу, поскольку срок привлечения Широбокова А.И. к административной ответственности по части 3 статьи 19.15.2 КоАП РФ истек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ судья,

РЕШИЛ:

жалобу Широбокова А.И. - удовлетворить.

Постановление начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции №1 МУ МВД России «Оренбургское» ФИО на постановление N от 28 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Широбокова А.И., - отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья подпись О.В.Ермошкина

12-187/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Широбоков Андрей Игоревич
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбург
Судья
Ермошкина Ольга Владимировна
Статьи

19.15.02

Дело на сайте суда
leninsky.orb.sudrf.ru
07.02.2020Материалы переданы в производство судье
17.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
21.05.2020Судебное заседание
03.03.2020Судебное заседание
19.03.2020Судебное заседание
11.05.2020Судебное заседание
19.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее