Дело № 2-871/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2019 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Беспаловой Т.Е.,
при секретаре Аргамаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шипунова <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай о нарушении пенсионных прав и взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шипунов Н.А. обратился в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай о признании неправомерным исчисления стажа для расчета пенсии по старости включении действительной срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном порядке; обязании произвести зачет в двойном размере; признании неправомерным при исчислении незачет стажа за время учебы в <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для расчета пенсии по старости и обязании произвести зачет в стаж ; обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ2011 г. до момента перерасчета по введению новых стажевых данных с применением валоризации и всех индексаций, ознакомить с ними и ввести в действие; рассчитать и выдать в установленные законом сроки недоплаченную сумму пенсионных выплат, произошедших из-за неправильного расчета размера пенсии; взыскании компенсации морального вреда в размере 15 000 рублей.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ2011 г. истец вышел на пенсию в 60 лет по старости, общий стаж более 44 лет, стоит на пенсионном обеспечении в <адрес>. Размерами назначенной пенсии Шипунов Н.А. был неприятно удивлен и обращался в устном виде за разъяснениями в Управление ПФ РФ г. Горно-Алтайска и Республиканское отделение ПФ в РА. В ответ получил, что пенсия рассчитана по наилучшему для него варианту и увеличение размера пенсии невозможно. Никаких согласований по расчету пенсии и объяснений от ПФ не было. В ДД.ММ.ГГГГ истец запросил в Горно-Алтайском ПФ расчеты по исчислению размера его пенсии, на что были предоставлены документы. Проанализировав документы у истца возникли претензии. УПФ РФ г. Горно-Алтайска избрал для расчета пенсии истца п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ». Трудовой стаж Шипунова Н.А. начинается с официального устройства на работу в качестве <данные изъяты> 23.09.1968 г., в то время действовал Закон СССР от 14.07.1956 г. «О государственных пенсиях» вплоть до его замены ФЗ № 340 -1. С принятием и вступлением в силу ФЗ № 173 произошли существенные изменения во всей пенсионной системе. В соответствии с требованием законодательства ПФ обязан был предложить разные варианты расчетов, гражданин выбрать один из вариантов и только после этого ПФ производит расчет и вводит его в действие. Однако в ПФ г. Горно-Алтайска считают, что они имеют право без согласования с гражданином выбирать единолично вариант расчета. О праве на это ПФ говорит в своем ответе на запрос истца от ДД.ММ.ГГГГ Стажевый коэффициент истца по представленной ПФ информации составляет 0,57. В общем стаже с 23.09.1968 г. сверхстаж составляет 9 лет 4 месяца по данным ПФ и расчетами истца. Сверхстаж совпадает, а сам коэффициент нет. Шипунов Н.А. полагает, что его стажевый коэффициент должен быть равен 0,64. Истцу была предоставлена распечатка учета стажа поэтапно, из которого следует, что из его расчетного общего стажа исключены 2 года стажа службы в армии, поскольку в распечатке указан календарный срок пребывания на действительной срочной службе. ПФ г. Горно-Алтайска руководствовался п. 3 ст. 30 ФЗ № 173, в котором указано, что служба в армии исчисляется календарно. Однако стаж истца за время службы в ВС СССР должен определяться в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы. Также истец установил, что из его стажа исключен и стаж за время учебы в институте по тем же основаниям, что и по армейскому стажу (п. 3 ст. 30 ФЗ № 173). Для Шипунова Н.А. необходимый общий трудовой стаж 25 лет определяется с 23.09.1968 г. до 29.11.1991 г., а новый закон вступил в силу 17.12.2001 г., поэтому применение льготного исчисления стажа службы в ВС СССР из расчета один день службы за два дня работы (4 года 1 месяц 10 дней) и институтский стаж (5 лет 1 месяц 1 день) следует засчитывать. До 01.01.1991 г. стаж истца составляет полных 23 года, коэффициент валоризации равен 10% +1% за каждый полный год общего трудового стажа до 01.01.1991 г.. Кв% = 10% + 23% = 33% (по ПФ – 26%). При расчете валоризации вновь ПФ неверно взят фактический стаж – 16 полных лет.При анализе расчета пенсии истцом выявлен ряд нарушений законов РФ и других нормативных документов. В результате указанных нарушений ответчиком размер пенсии был с самого первого дня значительно занижен и истец недополучил значительную для него сумму, при этом были допущены нарушения Конституции РФ, при этом допущено умаление прав истца.
В судебном заседании истец Шипунов Н.А. поддержал заявленные требования, пояснив, что не согласен с расчетом валоризации и индексации только по тому основанию, что неправильно исчислен стаж по двум оспариваемым периодам, при этом он не желает, чтобы пенсия определялась ему по п.4 ст.30 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Считает, что пенсия должна быть определена по п.3 ст.30 указанного закона, но с исчислением стажа работы за период службы в армии в двойном размере включение в стаж время обучения в институте.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай Беспалова А.В., действующая на основании доверенности, возражала относительно удовлетворения исковых требований, пояснив, что истцу рассчитан размер трудовой пенсии по наиболее выгодному для него варианту расчета пенсии – по п. 3 ст. 30 Федерального закона №173-ФЗ«О трудовых пенсиях в Российской Федерации», что подтверждается расчетами, материалами пенсионного дела.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований на основании следующего:
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Шипунов Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай с заявлением о назначении пенсии по старости.
Решением ГУ – УПФ РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ2011 г. Шипунову Н.А.назначена пенсия в соответствии со ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» по достижению возраста 60 лет, бессрочно, в размере 7 682,02 рубля, в том числе: страховая пенсия в размере 4 958,61 рублей, фиксированная выплата (с учетом повышений(я)) в размере 2 723,41 рубля.
Истец полагает, что ответчик неправомерно не включил в подсчет его стажа: в льготном исчислении период прохождения срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и в календарном исчислении период обученияв <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( далее Закон №173-ФЗ) размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 1 ст. 29.1 Закона № 173-ФЗ сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:
ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.
Согласно п. 1 ст. 30 Закона №173-ФЗ, при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 ипункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В силу п. 2 ст. 30 Закона №173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется, в случае выбора застрахованного лица, по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 закаждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1,2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в указанных выше размерах независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым настоящего пункта, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.
В случаях, когда представлены сведения о заработной плате с выплатами разных по размеру районных коэффициентов, для учета в повышенном размере указанного отношения заработков принимается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов -писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности.
Периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности включаются в общий трудовой стаж как полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов.
Согласно п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = ЗР x СК, где:
РП - расчетный размер трудовой пенсии;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок застрахованного лица не подтверждается;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет (за исключением лиц, указанных в абзацах седьмом - десятом настоящего пункта), составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20;
из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 10, 14, 15 и 17 пункта 1 статьи 27 и подпункте 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности общего трудового стажа, равной продолжительности страхового стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, а также на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ, превышающего продолжительность стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпунктах 12, 13, 16, 18, 19 - 21 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона, составляет 0,55 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0,01 за каждый полный год стажа на соответствующих видах работ сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0,20 в общей сложности;
из числа лиц, указанных в подпункте 11 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, составляет 0,75 при продолжительности стажа на соответствующих видах работ, равной продолжительности стажа на соответствующих видах работ, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются:
периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию, работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части независимо от ее характера, индивидуальная трудовая деятельность, в томчисле в сельском хозяйстве;
периоды творческой деятельности членов творческих союзов СССР и союзных республик - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и других, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре;
периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и инвалидности I и II группы вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом, престарелым, если он нуждается в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
периоды ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения, но не более девяти лет в общей сложности;
периоды проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
периоды проживания за границей супругов работников советских учреждений и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
периоды пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
периоды выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
периоды содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным;
гражданам, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, и достигшим ко дню оккупации или в ее период 16 лет, - время их пребывания в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территориях государств, находившихся в состоянии войны с СССР, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление;
гражданам, проживавшим в городе Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), а также гражданам - узникам фашистских концлагерей - время соответственно проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, за исключением случаев, когда они в указанный период совершили преступление.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением:
периодов работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и периодов работы в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, которые включаются в общий трудовой стаж за полный год работы независимо от фактической продолжительности этих периодов;
периодов работы в лепрозориях и противочумных учреждениях, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также времени нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периодов военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы в городе Ленинграде в период блокады (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года), которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов работы во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;
периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов содержания под стражей, пребывания в местах заключения и ссылке гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, необоснованно репрессированным и впоследствии реабилитированным, в том числе из числа репрессированных народов, которые включаются в общий трудовой стаж в тройном размере;
периодов проживания в блокадном городе Ленинграде и нахождения в концлагерях в период Великой Отечественной войны, которые включаются в общий трудовой стаж в двойном размере;
периодов работы или службы (за исключением военной службы) в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.
Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, при стаже на соответствующих видах работ в летном и летно-испытательном составе у мужчин от 20 до 25 лет и у женщин от 15 до 20 лет уменьшается на 2 процента за каждый год (в том числе неполный), недостающий до полного стажа на соответствующих видах работ, указанного в подпункте 13 пункта 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона.
Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, летчикам-испытателям I класса из числа лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, повышается на 10 процентов. При этом расчетный размер трудовой пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка застрахованного лица.
Расчетный размер трудовой пенсии, определяемый в соответствии с настоящим пунктом, лицам, указанным в статье 27.1 настоящего Федерального закона, в том числе летчикам-испытателям I класса из их числа, ограничению, установленному абзацем сороковым настоящего пункта, не подлежит.
Расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28 настоящего Федерального закона), при наличии общего трудового стажа, равного по продолжительности страховому стажу, требуемому для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, не может превышать сумму, равную 555 рублей 96 копеек, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1, 11 и 13 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - 648 рублей 62 копеек.За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, а для лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ и страховой стаж, требуемые для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, - продолжительность страхового стажа, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Лицам, имеющим 15 календарных лет работы в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также лицам, указанным в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 6 лет 8 месяцев или не менее 5 лет (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, если они не менее 8 лет 4 месяцев или не менее 6 лет 8 месяцев (соответственно мужчины и женщины) проработали в районах Крайнего Севера на работах, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 27настоящего Федерального закона, суммы, указанные в абзаце сороковом настоящего пункта, в том числе повышенные с учетом продолжительности общего трудового стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. Указанное увеличение производится независимо от места жительства этих лиц за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до 1 января 2002 года.
Из изложенного следует, что, согласно ст. 30 Закона №173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица:
в порядке, установленном п. 3 ст. 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, исчисленный в календарном порядке по его фактической продолжительности и не включается период учебы;
либо в порядке, установленном п. 4 ст. 30 указанного Закона - за общий трудовой стаж, в который включается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, при этом периоды военной службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере, также включается обучение.
Соответственно для расчета применяются формулы, указанные в данных пунктах - при расчете по п. 3 применяются формулы, указанные в п. 3, при расчете по п. 4 применяются формулы, указанные в п. 4.
В отношении истца по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ стажевой коэффициент составляет 57% (не учтен период обучения, служба в армии принята календарно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), процент валоризации составляет 26%; по ч. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ стажевой коэффициент составляет 64% (учтен период обучения, служба в армии по призыву принята в льготном порядке – один год за два), процент валоризации составляет 33%.
По документам пенсионного дела Шипунову Н.А. рассчитан размер пенсии по п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ: при этом учтен общий трудовой стаж на 01.01.2002 продолжительностью 27 лет 4 месяца 5 дней (стажевый коэффициент при полном стаже для мужчин 25 лет = 0,55, за сверх отработанные годы добавляется еще по одному проценту), в том числе для валоризации до 01.01.1991 г. продолжительностью полных 16 лет (процент валоризации 16% + 10% = 26%), и среднемесячного заработка по справке №2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Фактическое отношение среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате в РФ за указанный период составило 1,703. При этом данное отношение заработков при оценке пенсионных прав на 01.01.2002 подлежит ограничению, применяется предельное значение отношения заработков 1,2 (п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ). Поскольку у Шипунова Н.А. отношение заработков превышает значение 1,2, за основу берется отношение 1,2.
За периоды работы, начиная с 01.01.2002 г. суммы страховых взносов, начисленные с уровня заработной платы, на основании сведений из индивидуального лицевого счета застрахованного лица составляют:
- 314 852,20 руб. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ2011 г.,
- 11 296,12 руб. по состоянию на дату корректировки (беззаявительного перерасчета пенсий по ч. 5 ст. 17 Закона № 173-ФЗ – 01.08.2012 г.,
- 9 296 руб. по состоянию на дату корректировки (беззаявительного перерасчета пенсий по ч. 5 ст. 17 Закона № 173-ФЗ – 01.08.2013 г.,
- 6 199,85 руб. по состоянию на дату корректировки (беззаявительного перерасчета пенсий по ч. 5 ст. 17 Закона № 173 -ФЗ 01.08.2014 г.
Расчет страховой пенсии в соответствии с п.3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ):
Расчетная пенсия руб. 1142,96 = 1671 руб. х 1,2 х 0,57, где 1671 – среднемесячная заработная плата в РФ за период с июля по сентябрь 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий.
Пенсионный капитал: 141363,84 руб. = (1142,96 – 450) х 204 месяца, где 204 месяца – ожидаемый период выплаты для пенсии по старости (Т), определенный на 2011 г. (204 мес. – п. 1 ст. 32 Закона № 173-ФЗ).
В силу ст. 30.1 Закона № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, подлежит валоризации (повышению).
Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, определенного в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 30.2 Закона № 173-ФЗ, определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 года, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 года гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 года, определяется по формуле:
П = Б + П1 + (СВ / Т / КН) x К, где
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);
П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31 декабря 2009 года;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 января 2010 года;
К - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 года.
Сумма валоризации истца: 141 363,84 руб. х 26% = 36 754,60 руб.
Пенсионный капитал с учетом суммы валоризации с 01.01.2002 г. и индексации на 31.12.2014 г.: 141 363,84 руб. + 36 754,60 руб. = 178 118,44 руб. х 5,6148 = 1000099,42 руб., где 5,6148 – коэффициент индексации пенсий с 01.01.2002 г. по 31.12.2014 г.
Пенсионный капитал по состоянию на 31.12.2014 г. – 1000099,42 руб. + страховые взносы (314852,20 руб. х 1,088 (коэффициент индексации с 01.02.2011 г.) х 1,07 (коэффициент индексации с 01.02.2012 г.) х 1,0341 (коэффициент индексации с 01.04.2012 г.) х 1,066 (коэффициент индексации с 01.02.2013 г.) х 1,033 (коэффициент индексации с 01.04.2013 г.) х 1,065 (коэффициент индексации с 01.02.2014 г.) х 1,017 (коэффициент индексации с01.04.2014 г.) + 11296,12 (на 01.08.2012 г.) х 1,066 (коэффициент индексации с 01.02.2013 г.) х 1,033 (коэффициент индексации с 01.04.2013 г.) х 1,065 (коэффициент индексации с 01.02.2014 г.) х 1,017 (коэффициент индексации с 01.04.2014 г.) + 9296,00 (на 01.08.2013 г.) х 1,065 (коэффициент индексации с 01.02.2014 г.) х 1,017 (коэффициент индексации с 01.04.2014 г.) + 6199,85 (на 01.08.2014 г.) = 1481915,12 руб.
Страховая пенсия на 31.12.2014 = 1481915,12 / 204 месяца = 7264,29 руб., при этом 204 месяца – ожидаемый период выплаты трудовых пенсий на 2011 г.
С 01.01.2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».
В силу ч. 3 ст. 36 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Расчет размера пенсии для Шипунова Н.А. по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ определен следующим образом:
Среднемесячный заработок по сведениям персонифицированного учета за 2000 – 2001 г. с учетом коэффициентов индексации заработной платы составляет 2800,34 руб.
Стажевый коэффициент для истца (общий трудовой стаж не менее 25 лет) составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.
Так как общий трудовой стаж (по п. 4 ст. 30 Закона № 173-ФЗ) составляет 34 года 5 месяцев 4 дня, стажевый коэффициент 0,64 (34 г. – 25 л. = 9 л., 0,55 + 0,09 = 0,64).
РП = 2800,34 руб. х 0,64 = 1792,22 руб.
Расчетный размер трудовой пенсии по ч. 4 ст. 30 ФЗ № 173 при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин не может превышать сумму 555,96 руб. За каждый полный год, превышающий 25 лет для мужчин, указанная сумма повышается на 1%, но не более чем на 20%, а также для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. То есть, расчетный размер пенсии с учетом 34 года общего стажа (34-25=9) не может превышать сумму 848,40 руб. (555,96 х 1,09 х районный коэффициент в Республике Алтай 1,4).
Таким образом, расчетный размер трудовой пенсии для определения расчетного пенсионного капитала ограничивается суммой 848,4 руб.
В силу п. 5 ст. 30 Закона № 173-ФЗ при определении расчетного размера пенсии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2001 года.
То есть РП = 848,40 + 140 руб. (компенсационная выплата) = 988,4 руб. (с учетом районного коэффициента в Республике Алтай 1,4 для лиц, проживавших по состоянию на 01.01.2002 г. в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате).
Расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 г. составил:
ПК = (988,4 руб. – 450 руб.) х 204 месяца = 109 831,56 руб.
Для валоризации расчетного пенсионного капитала на 01.01.2002 общий трудовой стаж до 01.01.1991 г. составляет 23 года 10 месяцев 21 день, соответственно, процент валоризации составляет 33% (10% + 23%), то есть сумма валоризации составила 36244,41 руб. (109831,56 х 33%).
Таким образом, расчетный пенсионный капитал на 01.01.2002 с учетом суммы валоризации составил 109 831,56 руб. + 36 244,41 руб. = 146 075,97 руб., при расчете по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ -178 118,44 руб..
С учетом изложенного, ГУ- Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай при назначении Шипунову Н.А. пенсии рассчитан размер трудовой пенсии 7682,02 руб. с ДД.ММ.ГГГГ2011 по п.3 ст.30 Закона №173-ФЗ, в то время как при расчете на эту же дату по п. 4 ст. 30 Закона№173-ФЗ размер трудовой пенсии составил 7067,69 руб.
То есть, расчет пенсии истца осуществлен ответчиком по наиболее выгодному для истца варианту.
Таким образом, применение одновременно порядка исчисления пенсии, установленного п. 3 и п. 4 ст. 30 Закона №173-ФЗ"О трудовых пенсиях в РФ" данным Законом не предусмотрено, а истец, размер пенсии которого исчислен в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", просит обязать ответчика включить в подсчет стажа период обучения, предусмотренный для включения в п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ" и военную службу по призыву в двойном размере, что также предусмотрено в п. 4 ст. 30 Закона "О трудовых пенсиях в РФ".
При установлении пенсии расчет пенсии всегда производится по более выгодному для пенсионера варианту.
Довод истца о том, что ответчик с ним не согласовывал расчет пенсии, не может являться безусловным основанием для признания неправомерными действий ответчика по расчету истцу пенсии, поскольку расчет пенсии осуществлен по наиболее выгодному для истца варианту по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ, несмотря на то, что при примененном расчете включение периода учебы и периода военной службы по призыву в льготном исчислении не предусмотрено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о признании неправомерным исчисление стажа для расчета пенсии по старости, обязании произвести исчисление стажа в двойном размере по срочной военной службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести зачет в стаж период учебы в <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ2011 г. с применением валоризации и индексаций, обязании рассчитать и выдать недоплаченную сумму пенсионных выплат.
Также требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат на основании следующего:
Так, в силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 ГК РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство. Положения ч. 2 ст. 1099 ГК РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Как разъяснено в п. 31 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании компенсации морального вреда у суда не имеется.
Основания для распределения судебных отсутствуют в связи с отказом истцу в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Шипунова <данные изъяты> к Государственному Учреждению– Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай, о признании неправомерным исчисление стажа для расчета пенсии по старости, обязании произвести исчисление стажа для расчета пенсии, включив период срочной военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в двойном размере и период учебы в <данные изъяты> институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязании произвести перерасчет пенсии с ДД.ММ.ГГГГ2011 с применением валоризации и индексации, обязании рассчитать и выдать недоплаченную сумму пенсионных выплат, произошедших из-за неправильного расчета пенсии, взыскании компенсации морального вреда в размере 15000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Алтай в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья Т.Е. Беспалова
Решение в окончательной форме принято 11 июня 2019 года