Судья: Чернова Е.А. Дело № 33а-15205/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 декабря 2016 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Шилова А.Е., Самодуровой Н.Н.,
при секретаре – Астафьевой Д.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Сошенко Валерию Николаевичу о взыскании транспортного налога,
по апелляционной жалобе ИФНС России по Промышленному району г. Самары на решение Советского районного суда г. Самара от 13 сентября 2016 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявленных административных исковых требований ИФНС России по Промышленному району г. Самары к Сошенко В.Н. о взыскании налога на транспорт, отказать.».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ИФНС России по Промышленному району г. Самары – Заваленко Д.А. (по доверенности), поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в суд с административным иском к Сошенко В.Н. о взыскании недоимки по транспортному налогу.
В обоснование заявленных требований указано, что Сошенко В.Н., как владелец транспортных средств: <данные изъяты> является налогоплательщиком транспортного налога, который обязан уплачивать в соответствии с требованиями ст. 23 НК РФ, Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» № 86-ГД от 06.11.2002. Сумма обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет за 2014г. составляет 88 614 руб. Налогоплательщику направлялось уведомление с расчетом транспортного налога и требование об уплате транспортного налога, которое не исполнено.
Ссылаясь на указанные обстоятельства административный истец просил суд взыскать с Сошенко В.Н. недоимку по транспортному налогу за 2014год в размере 88 614 руб., восстановив пропущенный по уважительной причине срок для предъявления административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары, в апелляционной жалобе ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, указав, что решение суда не соответствует положениям ст.ст. 176, 226 КАС РФ, а вывод об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока на предъявление иска о взыскании налогов сделан судом без учета всех обстоятельств дела.
В заседании судебной коллегии представитель ИФНС России по Промышленному району г. Самары – Заваленко Д.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержал и просил решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
Сошенко В.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В силу ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося административного ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно ст.ст. 358, 359 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили и налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В соответствии со ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Материалами дела подтверждается, что за Сошенко В.Н. зарегистрированы следующие транспортные средства: <данные изъяты>
Налоговым органом в адрес Сошенко В.Н. направлено налоговое уведомление №926650 от 03.04.2015 об уплате транспортного налога за 2014 год на указанные транспортные средства в общей сумме 88 614 руб. в срок до 01.10.2015 (л.д. 7)
08.10.2015 ИФНС России по Промышленному району г.Самары в адрес Сошенко В.Н. направлено требование № 8611 об уплате транспортного налога за 2014 год в сумме 88 614 руб., о чем свидетельствует реестр исходящей заказной почтовой корреспонденции, прилагаемый к настоящему заявлению, с указанием срока уплаты налога до 20.11.2015. В данном требовании об уплате налога указаны основания взимания налога, срок его уплаты, а также последствия несвоевременной уплаты (л.д. 6).
В нарушение требований статей 23, 45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога.
Разрешая административный иск и отказывая ИФНС России по Промышленному району г. Самара в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что срок для обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки истек 21.05.2016, административное исковое заявление подано в суд 22.08.2016, то есть за пределами установленного законом срока. Оснований для восстановления пропущенного процессуального срока судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Учитывая, что административным истцом допущено нарушение установленного пунктом 2 статьи 48 НК РФ, части 2 статьи 286 КАС РФ срока обращения в суд за принудительным взысканием с Сошенко В.Н., суд первой инстанции обоснованно указал на пропуск административным истцом срока обращения в суд, что рассматривал в качестве самостоятельного основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку доказательств пропуска данного срока по уважительной причине не представлено.
Ссылки представителя административного истца на загруженность работников налогового органа и большое количество должников, по которым необходимо было обращаться с административными исками о взыскании обязательных платежей и санкций в суд, не могут рассматриваться как уважительная причина пропуска срока на обращение с иском в суд.
Из положений Налогового кодекса Российской Федерации следует, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей. Соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут быть приняты по вышеизложенным мотивам.
Принимая во внимание то обстоятельство, что суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Самары от 13 сентября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Промышленному району г. Самары - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –