26 апреля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Юдановой С.В.,
судей Бузьской Е.В., Семенцова А.О.,
при секретаре Клюгер Т.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изотова Б.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по апелляционным жалобам представителей ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжилье»
на решение Яковлевского районного суда Приморского края от 28 мая 2020 года.
Заслушав доклад судьи Юдановой С.В., выслушав мнение представителя истца Просвирнина И.С., представителя третьего лица ФГКУ «Востокрегионжилье» (в настоящее время ФГАУ «Росжилкомплекс») Токарева Я.Б., судебная коллегия
установила:
Изотов Б.Е. обратился в суд с названным иском, указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № Даубихинская КЭЧ предоставила ему квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. Военный городок, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположена квартира, распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р исключен из перечня закрытых военных городков. Сведений о том, что данное жилое помещение в установленном законом порядке отнесено к специализированному жилому фонду не имеется. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство обороны Российской Федерации с заявлением о передаче занимаемого жилья ему в собственность, поскольку ранее в приватизации жилья он не учувствовал. Его супруга добровольно отказалась от участия в приватизации данной квартиры, о чем она дала нотариально удостоверенное согласие. Вместе с тем, положительного ответа по данному вопросу он не получил. Просил прекратить право собственности Российской Федерации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> признать за ним право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
В судебном заседании представитель Изотова Б.Е. исковые требования поддержал.
Представитель Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно указал, что поскольку спорная квартира предоставлена Изотову Б.Е. во временное пользование как военнослужащему в закрытом военном городке на основании заявления и ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, который недействительным не признан, то данная квартира отнесена к служебному жилому помещению, которое приватизации не подлежит. Истец, на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий не стоит.
Представитель ФГКУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно указал, что спорная квартира имеет статус служебного жилья, так как ранее военный городок, в котором она располагается, имел статус закрытого. Истец как нуждающийся в жилом помещении, на учете не стоит.
Представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором возражал против удовлетворения исковых требований. Дополнительно указал, что поскольку ранее военный городок, в котором расположена спорная квартира, имел статус закрытого, то никакого другого жилого помещения кроме как служебного на его территории быть не могло. Договор социального найма у истца отсутствует, значит, он проживает на условиях найма служебного жилого помещения.
Судом постановлено решение, которым исковые требования Изотова Б.Е. удовлетворены. Прекращено право собственности Российской Федерации на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. За Изотовым Б.Е. признано право собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.
С указанным решением не согласились ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Востокрегионжилье», их представителями поданы апелляционные жалобы, в которых ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Даубихинской КЭЧ Министерства обороны СССР, подполковнику Изотову Б.Е., на состав семьи из четырех человек (он, супруга Изотова А.А., дочь Анна, сын Дмитрий) предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>.
Согласно сведениям, представленным ООО «Главное управление жилищным фондом» в указанном жилом помещении по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы Изотов Б.Е. и его супруга Изотова Р.Г.
Обращаясь в суд с иском, Изотов Б.Е. указал, что фактически проживает в спорной квартире на условиях социального найма, ранее участия в приватизации не принимал, его супруга Изотова Р.Г. от участия в приватизации отказалась, оформив нотариально заверенное согласие, в связи с чем полагает возможным приобрести право собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Жилищного кодекса РСФСР, статьями 2, 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и исходил из того, что квартира была предоставлена Изотову Б.Е. и членам его семьи по ордеру, который не содержит указания о служебном статусе жилого помещения, распоряжением Правительства РФ от 19 августа 2011 года № 1470-р военный городок «<адрес>-15» исключен из перечня закрытых военных городков, решение о признании спорного жилого помещения служебным отсутствует, следовательно, истец вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести это помещение в собственность в порядке приватизации.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами, поскольку они приняты с нарушением норм материального права.
Согласно пункта 6 ст. 15 Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», пункта 12 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», действовавшим на период увольнения истца в запас, функции по выполнению государственных обязательств по обеспечению жильем военнослужащих по избранному ими после увольнения с военной службы постоянному месту жительства осуществляли органы местного самоуправления. Соответственно учет нуждающихся в получении жилого помещения и последующее обеспечение жильем возлагались на местные органы власти, куда уволенному в период до 1 января 2005 г. военнослужащему необходимо было обратиться для реализации своих жилищных прав.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений возможна гражданами в отношении занимаемых ими на основании договора социального найма жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Статьей 4 названного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, по общему правилу служебные жилые помещения приватизации не подлежат.
При решении вопроса об определении правового статуса спорного жилого помещения, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истец занимает данное жилое помещение на условиях социального найма.
Между тем, данный вывод является ошибочным, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Судом установлено, что спорное жилое помещение в муниципальной собственности не находится и решения о его передаче в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
Жилые помещения в домах закрытых военных городков относятся к ведомственному (Министерства обороны) жилищному фонду.
Образование закрытых военных городков как особого, специализированного комплекса зданий и сооружений (расположенных вне обычных населенных пунктов либо имеющих систему пропусков) обусловлено их функциональным предназначением в системе обеспечения обороны страны. Жилые помещения в домах закрытых военных городков предназначены для расквартирования воинских частей, размещения военнослужащих и проживающих совместно с ними членов их семей. Именно специализированным характером закрытых военных городков обусловлен запрет на приватизацию находящихся в них жилых помещений.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел СССР, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
При этом последующее исключение военного городка из Перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении статуса занимаемого истцом жилого помещения и возможности его отнесения к жилищному фонду социального использования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту «м» пункта 2 названного постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Изменение статуса помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью.
Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, действующее законодательство не содержит.
Вместе тем, запрет на приватизацию служебных жилых помещений, установленный статьи 4 закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не является абсолютным, их приватизация возможна в случае принятия соответствующего решения собственником жилищного фонда (ч.2 статьи 4 Ф3№ 1541-1).
В ходе рассмотрения дела, представитель Министерства обороны Российской Федерации возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что до настоящего времени решение об исключении спорной квартиры из числа служебных не принято.
Изложенные обстоятельства при разрешении спора судом первой инстанции не учтены, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового решений об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Яковлевского районного суда Приморского края от 28 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Изотова Б.Е. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи