Дело № 2-2996/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2018 года город Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Мамедовой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зверевой А.С., Зверева Ю.С. к Муниципальному образованию «Город Пермь» в лице администрации г. Перми о предоставлении жилого помещения,
установил:
С учетом уточненных исковых требований Зверев А.С., Зверева А.С. обратились в Ленинский районный суд г. Перми с иском к администрации г. Перми о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда в черте города Перми по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В обоснование заявленных требований указано, что они относятся к категории лиц из числа детей, оставшихся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, поскольку ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО6, а отец записан со слов матери. С детства до настоящего времени истцы имеют регистрацию по месту жительства в общежитии, расположенном по адресу: <Адрес>, фактически самовольно занимают комнату № в общежитии. Постановлением администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетних Зверевой А.С., Зверева Ю.С. назначен ФИО7 На жилищном учете истцы состоят с ДД.ММ.ГГГГ по первоочередному списку в составе многодетной семьи ФИО6, затем как члены семьи опекуна ФИО7, а затем полагали, что состоят на учете по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, в мае 1999 года опекун ФИО7 обратился в администрацию <Адрес> с заявлением о постановке несовершеннолетних Зверевой А.С. и зверева Ю.С. на учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Только в 2009 году истцы узнали, что состоят на учете только в едином городском списке как члены семьи ФИО7 для получения жилья по договору социального найма. Вместе с тем, истцы просят заявленные требования удовлетворить, поскольку в 2001 и в 2002 г.г. необоснованно не были включены в список для обеспечения жилыми помещением специализированного жилого фонда.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Ранее в судебном заседании представитель истов не оспаривает, что на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей истцы до наступления совершеннолетия не были приняты, но утверждает, что опекуном истцов совершены все необходимые действия для того, чтобы опекаемые состояли на этом учете, поскольку он неоднократно обращался с заявлениями о принятии их на жилищный учет, что подтверждается письменными документами. Поскольку истцы ранее были приняты на жилищный учет и состоят на учете с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени, то полагает, что истцы имеют право на обеспечение жильем специализированного жилого фонда.
Ответчик – Администрация г.Перми направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв (л.д. 48-49), в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку до достижения 23 лет истцы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот не обращались, в связи с чем такое право утратили.
Третье лицо – Территориальное управление Министерства социального развития пермского края по г.Перми направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв (л.д. 24-26), в котором указал, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку до достижения 23 лет истцы с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями не обращались, учетное дело не заводилось, в связи с чем такое право утратили.
Третье лицо – Министерство социального развития Пермского края в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, мнение по иску не представило.
Изучив доводы искового заявления, письменных возражений, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ (далее по тексту – ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.1 Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 (в редакции Закона Пермского края от 06.02.2018 № 187-ПК) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что Зверева А.С. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Зверев Ю.С. родился ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения в суд достигли возраста 23 лет (л.д. 7, 8).
Истцы с рождения зарегистрированы по месту жительства согласно паспорту: <Адрес>, общежитие (л.д. 61-63 ).
ФИО6 (мать истцов) умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9)
Из имеющихся материалов личного дела Зверевой А.С., Зверева Ю.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 обратился в администрацию <Адрес> с заявлением о назначении его опекуном несовершеннолетних Зверевой А.С. и Зверева Ю.С. в связи со смертью матери. Указано, что дети проживают совместно с ним в общежитии по адресу: <Адрес> (л.д. 143).
Постановлением администрации <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетних Зверевой А.С., Зверева Ю.С. назначен ФИО7 (л.д. 142).
ДД.ММ.ГГГГ, то есть в период несовершеннолетия истцов, ФИО7 обратился в администрацию <Адрес>, указав, что несовершеннолетние и опекун проживают в общежитии ПГСХА, постоянное жилье у несовершеннолетних отсутствует, в связи с чем, просит принять их на жилищный учет по списку детей-сирот и предоставить им жилье как детям-сиротам (л.д. 156).
Повторно, ДД.ММ.ГГГГ, то в период несовершеннолетия истцов, опекун ФИО7 обратился в администрацию. <Адрес> с заявлением о включении опекаемых в список детей-сирот и просил предоставить им жилые помещения (л.д. 157)
Однако по сведениям ТУ Министерства социального развития ФИО3 края по <Адрес>, предоставленным в материалы дела по запросу суда, ФИО9 на учете в территориальном управлении не состоят, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда не обращались (л.д. ).
В Управлении жилищных отношений администрации г. Перми имеется учетное дело в отношении истцов как нуждающихся в жилье по общегородскому списку (л.д. 50), однако в список детей-сирот по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленный Министерством социального развития Пермского края Зверевы не были включены, обращений от истца либо его представителя с заявлением о включении в список по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда до достижения истцами 23 летнего возраста в управление жилищных отношений администрации г. Перми не поступало (возражения администрации г.Перми, л.д. 48-49).
Вместе с тем, указанные выше обстоятельства опровергаются предоставленными истцами доказательствами.
Так, из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Зверева А.С., Зверев .С. обратились в Министерство социального развития Пермского края с заявлением о выдаче копий документов из личных дел в целях предоставления в Ленинский районный суд г.Перми для обращения в целях получения мер социальной поддержки в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ.
Из предоставленных по обращению документов личного дела следует, что до достижения возраста 23 лет опекун несовершеннолетних ФИО7 дважды обращался с заявлениями о предоставлении истцам жилого помещения как детям сиротам, дважды заявления были приняты и их копии приобщены к материалам личных дел.
В период спорных правоотношений порядок и основания принятия на учет данной категории лиц был установлен Указом Губернатора Пермской области от 22.06.2000 N 170, утвердившим Правила учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении (далее по тексту – Правила).
Согласно п. 3 Правил обязательным условием предоставления жилого помещения детям-сиротам является отсутствие закрепленного за ними жилого помещения.
Учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, осуществляется органами местного самоуправления Пермского края (далее - органы местного самоуправления) по месту выявления и первичного устройства ребенка в семью (или на воспитание в соответствующее учреждение) либо по месту регистрации их рождения. Для лиц, родившихся за пределами территории Российской Федерации, учет производится по месту их последнего проживания на территории соответствующих муниципальных районов (городских округов) Пермского края (п. 4 Правил).
Как установлено в п. 6 Правил, с заявлением о постановке на учет в органы местного самоуправления вправе обратиться от имени детей-сирот, находящихся под опекой (попечительством), - опекуны (попечители).
Для принятия на учет детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении, в органы местного самоуправления представляются следующие документы: заявление о постановке на учет, подписанное законным представителем детей-сирот либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении - для лиц, не достигших 14-летнего возраста; документ об окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях - для лиц, возвратившихся из данных учреждений; а также иные выдаваемые в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина); справка о месте проживания или пребывания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент представления документов;
документы, подтверждающие статус детей-сирот.
Органы местного самоуправления запрашивают в органах, предоставляющих государственные услуги или муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, если документы, содержащие данную информацию, не были представлены самостоятельно законным представителем детей-сирот либо лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Отказ в принятии ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении допускается по основаниям, установленным статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации (п. 9 Правил).
Проанализировав предоставленные суду доказательства в совокупности с изложенными выше положениями закона, регулирующего спорные правоотношения как на день рассмотрения дела, так и в период возникновения права на внеочередное обеспечение истцов жильем, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашло свое подтверждение, что до достижения возраста 23 лет, в интересах несовершеннолетних Зверевых А.С. и Ю.С. неоднократно обращался с заявлением о принятии на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей их опекун ФИО7
При этом суд учитывает, что обращения надлежащего в силу закона лица (опекуна) имело место в уполномоченные на принятие решения органы, в установленной форме, с предоставлением всех необходимых для принятия решения документов (л.д. 141-166) и имели целью постановку его на учет несовершеннолетних в целях обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда как лиц, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, суд признает установленным то обстоятельство, что до достижения истцами возраста 23 лет, имели место неоднократные обращения в интересах Зверевых с заявлениями о предоставлении мер социальной поддержки, гарантированных ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ.
Более того, судом достоверно установлено, что истцы с 01 июня 1987 года до настоящего времени состоят на жилищном учете в качестве нуждающихся в жилье в первоочередном порядке (ст. 36 Жилищного кодекса РСФСР) и, как в период несовершеннолетия, так и в настоящее время являются нуждающимися в жилье.
В соответствии со ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам:
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей….
Из анализа приведенных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение жилым помещением, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет встало на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обращалось в компетентные органы с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения по льготной категории, оно не утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что сохраняет его до момента предоставления жилья.
Данный вывод суда полностью согласуется с правовой позицией, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), в котором разъяснено следующее.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма.
Более того, отмечено, что суды правильно исходили из того, что достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, которое было принято на учет нуждающихся в жилом помещении до 23-летнего возраста, не может служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено в период до достижения возраста 23 лет. Эта точка зрения согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года (Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации, 2007 год, N 1, вопрос N 21).
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
А в силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.04.2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" одной из основных задач органов опеки и попечительства является контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Разрешая настоящий спор, суд исходит из того, что Зверева А.С. и Зверев Ю.С. состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении; опекуном ФИО7 до достижения истцами совершеннолетия были приняты меры к постановке Зверевой А.С. и Зверева Ю.С. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот; вместе отсутствуют доказательства разъяснения права на жилье со стороны уполномоченных органов, не имеется сведений о том, что истцы, имеющие право с ДД.ММ.ГГГГ на первоочередное и с ДД.ММ.ГГГГ на внеочередное предоставление жилых помещений, были включены в отдельные списки, в том числе по заявлениям ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
На основании выше изложенного суд признает несостоятельными возражения ответчика о том, что положения Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не подлежат применению к правоотношениям сторон, основана на неправильном толковании и применении норм материального права. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма. При решении вопроса постановки лица на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения подлежит применению закон, действующий на дату соответствующего обращения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что поскольку истцы состоят на жилищном учете, относятся к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своевременно до достижения 23-летнего возраста опекун обратился в компетентный орган для защиты жилищных прав несовершеннолетних, но фактически до настоящего времени жилым помещением не обеспечены, то имеются основания для включения их в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилыми помещениями.
Доводы о фактах несвоевременного обращения самих истцов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, на выводы суда не влияют, поскольку в интересах несовершеннолетних имело место обращение их опекуна, что полностью согласуется с требованиями п. 6 Правил учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.
Само по себе не включение истцов в отдельный список, как того требовала ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР не может умалять их жилищные права, поскольку судом установлено, что с 1987 года до настоящего времени истцы состоят на жилищном учете и остаются нуждающимися в предоставлении жилья. При этом их право изначально носило первоочередной порядок, а затем внеочередной, о чем было заявлено в установленном Правилами порядке, но в льготные списки они необоснованно не были включены, при этом суд учитывает, что сами истцы не уполномочены решать вопрос о включении их в льготный список.
То обстоятельство, что личные дела истцов, как лиц, подлежащих принятию на жилищный учет по списку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не переданы в Министерство социального развития по Пермскому краю, а затем в Управление жилищных отношений администрации г.Перми не может являться основанием к отказу в удовлетворении иска о предоставлении жилого помещения, учитывая, что истцы не уполномочены решать вопрос о передаче его личного дела из одного органа в другой. На настоящее время истец жильем не обеспечен, закрепленного жилья за ним не имеется, соответственно, правовых оснований для отказа в удовлетворении иска не имеется.
Доводы истца о ненадлежащем исполнении органами опеки должностных обязанностей, судом приняты во внимание, так как применительно к обстоятельствам данного дела и положениям ч. 3 ст. 40 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона "Об опеке и попечительстве", поскольку доказательств принятия решений по заявлениями опекуна от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в материалы дела не представлено и доказательств иного суду не представлено.
С учетом установленных судом обстоятельств суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 3 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (принят ЗС ПК 20.04.2017) органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями:
1) формирование муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот;
2) формирование списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
3) принятие решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения;
4) принятие решений о заключении договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок на основании выявленных в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
В соответствии со ст. 12 Закона Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот, в том числе строящиеся и (или) приобретенные Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края по государственным контрактам, заключенным до вступления в силу настоящего Закона, после их постройки, не переданные и (или) переданные детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, расположенные на территориях муниципальных образований Пермского края, подлежат передаче на безвозмездной основе из государственной собственности Пермского края в собственность муниципальных образований, на территории которых они расположены, для включения их в муниципальный специализированный жилищный фонд.
На основании изложенного, обязанность по предоставлению жилого помещения суд возлагает на администрацию г. Перми, как на орган местного самоуправления, где истцы состоят на соответствующем жилищном учете по месту своего жительства.
Суд, рассматривая дело в пределах заявленных исковых требований в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, с учетом установленных судом обстоятельств о необоснованном не включении истцов в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации считает, что на администрацию г. Перми следует возложить обязанность включить истцов в список для внеочередного предоставления на территории города Перми по договору найма благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Возложить на администрацию города Перми обязанность включить ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации и предоставить ФИО4 на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить на администрацию города Перми обязанность включить Звереву Ю.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением специализированного жилого фонда по основаниям, предусмотренным ст. 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации и предоставить звереву Ю.С. на территории города Перми по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения, при этом жилая площадь помещения не может быть менее 14 квадратных метров за счет субвенций, передаваемых в бюджет муниципального образования для осуществления органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий (Е.Г. Курнаева)