Дело № 12-419/2013
Р Е Ш Е Н И Е
11 июля 2013 года г.Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу Кострюковой ФИО10 на постановление начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от дата ----- о привлечении к административной ответственности по ст.19.15 ч.2 КоАП РФ в отношении
у с т а н о в и л :
Постановлением начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от дата ----- Кострюкова О.В. привлечена к административной ответственности по ст.19.15 ч.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере ------ руб..
Не согласившись с данным постановлением, Кострюкова О.В. обжаловала его в Ленинский районный суд г.Чебоксары. Просит отменить постановление по делу об административном правонарушении и прекратить производство по делу в связи отсутствием состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.3 Федерального закона «О праве граждан Российской Федерации» на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ введен в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в Российской Федерации. Данную обязанность в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, осуществляют их родители (п.28 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №713 от 17.07.1995г. «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту в пределах РФ»).
В силу п.135 Административного регламента предоставления федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11.09.2012г. №288, в случаях, когда граждане, выбывающие к новому месту жительства, намерены перед выездом сняться с регистрационного учета по месту жительства, они обращаются к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о снятии с регистрационного учета по месту жительства произвольной формы от каждого лица. достигшего 14-летнего возраста (от имени лица, не достигшего 14-летнего возраста, заявление пишет и подает его законный представитель) с указанием адреса, куда они выбывают, а также предоставляют документы, удостоверяющие их личность.
При этом названными нормами права не установлено, кто именно из родителей несовершеннолетнего осуществляет установленную законом обязанность по регистрации несовершеннолетнего по месту жительства.
Ее сын ФИО3 с момента своего рождения дата был зарегистрирован по адресу: адрес дивизии адрес, где он проживал вместе с ней и ее бывшим мужем ФИО6. Брак с ФИО6 был расторгнут дата, спор об определении места проживания несовершеннолетнего ребенка отсутствовал.
После расторжения брака она стала проживать по адресу: адрес. Сын после расторжения брака поочередно проживал как со своим отцом по прежнему адресу регистрации, так и с ней по месту ее регистрации. В связи с переездом ФИО6 на новое место жительство по адресу: адрес, адрес, адрес ее сын ФИО3 был снят с регистрационного учета дата и зарегистрирован по новому месту жительства. При этом заявление о снятии с регистрационного учета подавал ФИО6.
Действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения по снятию с регистрационного учета лиц, не достигших 14-летнего возраста, не предусмотрено обязательного письменного согласия второго родителя для снятия несовершеннолетнего ребенка с регистрационного учета. Поскольку сын ФИО3 продолжал проживать с отцом по адресу: адрес. адрес. адрес, предполагалось, что он также будет зарегистрирован по новому месту жительства отца. В середине мая 2013г. она обратилась к своему бывшему супругу с просьбой предоставить выписку из лицевого счета для предоставления в детское дошкольное учреждение и узнала от него, что сын снят с регистрационного учета и по новому месту жительства не зарегистрирован. Она незамедлительно обратилась с заявлением о постановке на учет по месту ее жительства. Полагает, что в ее действиях отсутствовала вина в совершении административного правонарушения.
Лицо, привлеченное к административной ответственности Кострюкова О.В. в судебном заседании поддержала доводы своей жалобы. Пояснила также, что по решению суда место жительства сына было определено с ней. Тогда они с бывшим мужем продолжали проживать по адресу адрес дивизии адрес. В последующем она переехала на другое место жительства. Сына она взяла с собой, но регистрация по месту жительства сохранилась по прежнему месту жительства, где проживал муж. Предполагалось, что после приобретения мужем новой квартиры сын будет зарегистрирован в приобретаемой квартире.
Представитель УФМС России по Чувашской Республике Жаркова А.В. при рассмотрении дела в удовлетворении жалобы просила отказать, представив суду письменные возражения на жалобу.
Из возражений жалобу следует, что считают, вынесенное постановление ----- от дата законным и обоснованным, а жалобу Кострюковой О.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Протоколом ----- от дата, а также собранными по делу доказательствами установлено, что гражданка Кострюкова О.В. допустила проживание без регистрации по месту жительства своего несовершеннолетнего сына - ФИО3, дата года рождения, с дата по дата по адресу: адрес, адрес, адрес. При составлении протокола Кострюкова О.В. пояснила, что не зарегистрировала ребенка по месту своего жительства по причине того, что не была оповещена о снятии отцом ребенка с регистрационного учета.
Частью 2 статьи 19.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без регистрации по месту жительства, которое влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Понятие «место жительства» определено ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом- интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Заочным решением судебного участка № 5 Ленинского района г. Чебоксары Чувашской Республики от дата было определено место жительства несовершеннолетнего ребенка - ФИО3 по месту жительства матери - ФИО4 (в настоящее время - ФИО5).
В соответствии с требованиями ст. 6 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993 № 5242-1, п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства от 17.07.1995 г. №713, п.26 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного приказом ФМС России от 11.09.2012 г. № 288, гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Данная обязанность в отношении несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, возложена на их родителей (п.п.28, 29 Правил, п.п.115, 116 указанного Административного регламента). Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан к родителям осуществляется независимо от согласия собственника жилого помещения, наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в жилом помещении (п.п. 115, 117 Административного регламента).
В соответствии с действующим законодательством каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, вместе с тем, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью.
Установленное ограничение срока регистрации по месту жительства направлено на обеспечение необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом.
Кострюкова О.В. с учетом всех обстоятельств, личности и имущественного положения, привлечена к административной ответственности в виде наложения минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией ч.2 ст.19.15 КоАП РФ, в размере ------ руб..
Процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.
Кроме того, при регистрации по месту жительства несовершеннолетнего сына ФИО3 было предъявлено свидетельство о государственной регистрации права общей долевой собственности на вышеуказанное жилое помещение (------ выданное датаа. Таким образом, у Кострюковой О.В. имелась возможность обеспечить соблюдение требований действующего законодательства по регистрационному учету граждан Российской Федерации.
Полагают, что действия начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г. Чебоксары законны и обоснованны. На основании изложенного, в удовлетворении жалобы Кострюковой О.В. просят отказать в полном объеме.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из постановления начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от дата -----, в указанный день в 9 час. 10 мин. в ОУФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары в ходе предоставления государственных услуг населению при проверке документов, представленных Кострюковой О.В., было установлено, что она допустила проживание своей несовершеннолетнего сына ФИО3, дата года рождения, по адресу: адрес дата, чем нарушила п.16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах РФ и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию».
На основании анализа собранных по делу доказательств в соответствии с положениями ст.26.11 КоАП РФ прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены указанного постановления.
Так, в соответствии со ст.19.15 ч.2 КоАП РФ состав административного правонарушения образует допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
Понятие «место жительства гражданина» раскрыто в ст.20 ГК РФ. Так, местом жительства гражданина признается место, где он постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ст. 3, Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 06.12.2011) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").
Статья 6 указанного закона, а также п.16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (далее также – Правила регистрации), возлагают на граждан, изменивших место жительства, обязанность не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, с заявлением о регистрации о месту нового жительства.
Аналогичные требования указаны и в п.9 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. Приказом ФМС РФ от 20.09.2007 N 208 (далее также – Регламент).
Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов) (п.28 Правил регистрации).
Также в соответствии с п.78 Регламента в случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении.
Сведения о них вносятся в поквартирные карточки по форме N 10 (приложение N 10 к Регламенту) или домовые (поквартирные) книги по форме N 11 (приложение N 11 к Регламенту). На них составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия по форме N 2 (приложение N 2 к Регламенту).
На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации по форме N 9 (приложение N 9 к Регламенту) и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства. По достижении ребенком 14-летнего возраста карточка открепляется и размещается в картотеке в общем порядке.
Согласно п.79 Регламента новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей в порядке, установленном пунктом 78 Регламента.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий (п.1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители новорожденных детей несут обязанность по регистрации этих детей по месту их жительства, которое определяется местом жительства родителей.
Как следует из протокола об административном правонарушении, в котором содержаться ее объяснения по существу допущенного правонарушения, она указала, что ребенок с рождения проживает с ней, в момент развода он был прописан с отцом, после чего квартира в которой был прописан была продана и ребенка выписали без ее согласия, в итоге была не оповещена до недавнего времени.
Как следует из материалов дела, Кострюкова О.В. имеет на праве общей долевой собственности ------) помещение – адрес в адрес и зарегистрирована в нем по месту жительства с дата, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права.
Из заочного решения и.о. мирового судьи судебного участка №адрес ФИО2 Республики от дата следует, что брак между ФИО6 и ФИО4 был расторгнут и место жительства несовершеннолетнего сына ФИО3 определено с матерью.
Таким образом, Кострюкова О.В. не отрицает, что сын фактически постоянно проживал с ней, и это соответствовало судебному решению. В связи с чем, переехав на новое место жительства, именно Кострюкова О.В. должна была зарегистрировать ребенка своему по месту жительства. Договоренность между бывшими супругами о сохранении формальной регистрации по месту жительства бывшего мужа, противоречила требованиям законодательства, и нарушала, в том числе и права несовершеннолетнего ребенка, так как ограничивал возможность контроля со стороны органов опеки и попечительства за соблюдением прав ребенка.
Соответственно, нарушив вышеуказанные требования законодательства, Кострюкова О.В. совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.19.15 ч.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу, что должностное лицо, рассмотревшее дело, обоснованно привлекло Кострюкову О.В. к административной ответственности по ст.19.15 ч.2 КоАП РФ. Наказание Кострюковой О.В. назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л :
Постановление начальника отдела УФМС России по Чувашской Республике в Ленинском районе г.Чебоксары от дата ----- по делу об административном правонарушении о привлечении Кострюковой ФИО11 к административной ответственности по ст.19.15 ч.2 КоАП РФ оставить без изменения, а жалобу Кострюковой О.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары в течение десяти дней со дня его вручения или получения.
Судья В.В. Евстафьев