Решение по делу № 2-228/2024 от 05.09.2024

УИД № 76RS0009-01-2024-000337 -40

Дело №2-228/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

при секретаре Березиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Богданова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обосновании требований указала, что является педагогическим работником в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу:<адрес>. В течение нескольких лет являлся получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи истца, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение ответчика незаконным.

На основании изложенного просит суд обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи. Произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019. Взыскать с ответчика госпошлину.

В судебное заседание истец Богданова С.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Богданова С.В. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее по тексту, - Порядок). В соответствии с п. 2.3 Порядка, расчет сумм компенсации ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. Истец в исковом заявлении указывает, что ответчик, в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, прекратив с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи истца, - поступил незаконно. Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, исполняющий до 01.04.2023 переданные государственные полномочия в соответствии с Законом Ярославской области №69-з от 20.12.2022 «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», с 01.04.2023 прекратил все действия в отношении льготополучателей, в том числе и выплаты по вышеуказанным мерам социальной поддержки. Таким образом, Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, прекратив выплату компенсации на членов семьи истца с 01.01.2019, действовал на основании норм законодательства Ярославской области, и в отношении истца нарушений не совершал. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 №1062-п создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ», основными видами деятельности которого являются исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на плату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставляет меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только с 01.04.2023, а сам расчет производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Согласно п.3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». В настоящее время ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвело истцу перерасчет компенсации с учетом членов семьи Богдановой С.В. за периоды 2019-2023 гг: в ноябре 2023 г. – 5248,47 руб.; в феврале 2024г. – 15998,78 руб., в марте 2024 г. – 12657,49 руб. На основании Социального кодекса Ярославской области, для осуществления выплаты компенсации на членов семьи должны быть соблюдены следующие требования: педагогический работник или руководитель образовательной организации должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник или руководитель образовательной организации должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника или руководителя образовательной организации должны соответствовать статусу, вытекающему из ст. 31 ЖК РФ. Соответственно только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. В соответствии со ст. ст. 199, 200 ГК РФ, к заявленным требованиям истца в части восстановления мер социальной поддержки с 01.01.2019 по мнению ГКУ ЯО «ЕЦСВ», считают необходимым применить срок исковой давности, о чем ходатайствуют перед судом, т.к. истец узнала о нарушении своего права в январе 2019 гола, когда не получила выплаты на членов семьи.

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Богданов И.А., Богданова Д.А., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений по иску не представили.

Представители третьих лиц ПАО «ТНС Энерго Ярославль», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Богданова С.В. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.09.2024, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности Богдановой С.В., Богданова И.А., Богдановой Д.А. по 1/3 доли.

В данном жилом помещении были зарегистрированы и проживают: истец Богданова С.В. (с 17.10.2006 по настоящее время), третьи лица – Богданов И.А. (сын истца, с 17.10.2006 по настоящее время), Богданова Д.А. (дочь истца с 25.09.2009 по настоящее время).

До 01.01.2019 истец Богданова С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Дети истца – соответственно Богданов И.А. и Богданова Д.А. являются членами семьи истца Богдановой С.В. в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Богдановой С.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, с учетом всех членов семьи истца.

Доводы ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» о том, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет и осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций, в связи с чем, на ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не может быть возложена обязанность произвести расчет компенсации, суд также не может принять во внимание, поскольку решение о прекращении выплаты компенсации с учетом членов семьи педагогического работника принимали в данном случае не ресурсоснабжающие организации, до сведения которых доводится только само решение (в данном случае ГКУ ЯО «ЕЦСВ», а ранее отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области) о назначении (прекращении или восстановлении) о выплате компенсации с учетом только самого педагогического работника или всех членов его семьи. В связи с этим, в действиях ресурсоснабжающих организаций нарушений законодательства суд не усматривает, данные учреждения не могут быть привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, поэтому на них не может быть судом возложена обязанность произвести перерасчет компенсации с учетом членов семьи педагогического работника, в виду того, что они производят перерасчет только на основании соответствующего решения ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ», в том числе, в силу Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства (иных соглашений), на которые ссылается ответчик.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

В данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

Ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратилась в суд 05.09.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 05.09.2021 г.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Богдановой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 05.09.2021 восстановить Богдановой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии выдан 21.06.2005 Первомайским РОВД Ярославской области, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: сына Богданова Ильи Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Богдановой Дарьи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 05.09.2021 г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Богдановой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии паспорт серии выдан 21.06.2005 Первомайским РОВД Ярославской области, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Решение изготовлено 11.10.2024.

Судья М.П. Егорова

УИД № 76RS0009-01-2024-000337 -40

Дело №2-228/2024

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 октября 2024 г. п. Пречистое

Первомайский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Егоровой М.П.,

при секретаре Березиной Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

у с т а н о в и л :

Богданова С.В. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В обосновании требований указала, что является педагогическим работником в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по адресу:<адрес>. В течение нескольких лет являлся получателем мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 года решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов семьи истца, при этом ответчик ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение ответчика незаконным.

На основании изложенного просит суд обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи. Произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019. Взыскать с ответчика госпошлину.

В судебное заседание истец Богданова С.В. не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена должным образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика - ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (далее по тексту, - ГКУ ЯО «ЕЦСВ») в судебное заседание не явился, в представленном отзыве исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям. Богданова С.В. является получателем компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее по тексту, - компенсация) по категории «Педагогические работники МОУ» с 01.01.2012 по настоящее время. Назначение и выплата компенсации осуществляется в соответствии с Законом Ярославской области от 19.12.2008 года № 65-3 «Социальный кодекс Ярославской области» (далее по тексту, - Социальный кодекс), постановлением Правительства Ярославской области от 28.10.2009 № 1070-п «Об утверждении Порядка расчета и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Ярославской области» (далее по тексту, - Порядок). В соответствии с п. 2.3 Порядка, расчет сумм компенсации ежемесячно производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. Истец в исковом заявлении указывает, что ответчик, в соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, прекратив с 01.01.2019 выплату компенсации на членов семьи истца, - поступил незаконно. Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, исполняющий до 01.04.2023 переданные государственные полномочия в соответствии с Законом Ярославской области №69-з от 20.12.2022 «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями», с 01.04.2023 прекратил все действия в отношении льготополучателей, в том числе и выплаты по вышеуказанным мерам социальной поддержки. Таким образом, Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области, прекратив выплату компенсации на членов семьи истца с 01.01.2019, действовал на основании норм законодательства Ярославской области, и в отношении истца нарушений не совершал. Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 №1062-п создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ», основными видами деятельности которого являются исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на плату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» предоставляет меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только с 01.04.2023, а сам расчет производят организации жилищно-коммунального хозяйства, информационно-расчетные центры, ресурсоснабжающие организации, товарищества собственников жилья. ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет, а осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций. Согласно п.3.6 Порядка организации, осуществляющие расчет сумм денежных эквивалентов МСП по оплате ЖКУ, несут ответственность за правильность расчета и своевременность предоставления сведений в ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в соответствии с заключенным соглашением. Рассчитывающие организации производят расчет сумм компенсации и предоставляют сведения в ГКУ ЯО «ЕЦСВ». В настоящее время ПАО «ТНС энерго Ярославль» произвело истцу перерасчет компенсации с учетом членов семьи Богдановой С.В. за периоды 2019-2023 гг: в ноябре 2023 г. – 5248,47 руб.; в феврале 2024г. – 15998,78 руб., в марте 2024 г. – 12657,49 руб. На основании Социального кодекса Ярославской области, для осуществления выплаты компенсации на членов семьи должны быть соблюдены следующие требования: педагогический работник или руководитель образовательной организации должен быть неработающим пенсионером; педагогический работник или руководитель образовательной организации должен проживать в сельской местности; члены семьи педагогического работника или руководителя образовательной организации должны соответствовать статусу, вытекающему из ст. 31 ЖК РФ. Соответственно только при соблюдении указанных требований компенсация выплачивается на членов семьи педагогического работника. В соответствии со ст. ст. 199, 200 ГК РФ, к заявленным требованиям истца в части восстановления мер социальной поддержки с 01.01.2019 по мнению ГКУ ЯО «ЕЦСВ», считают необходимым применить срок исковой давности, о чем ходатайствуют перед судом, т.к. истец узнала о нарушении своего права в январе 2019 гола, когда не получила выплаты на членов семьи.

Представитель ответчика - отдела труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений по иску не представили.

Третьи лица – Богданов И.А., Богданова Д.А., в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, возражений по иску не представили.

Представители третьих лиц ПАО «ТНС Энерго Ярославль», ООО «Газпром межрегионгаз Ярославль» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещены должным образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, возражений не представили.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

Богданова С.В. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 13.09.2024, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в общей долевой собственности Богдановой С.В., Богданова И.А., Богдановой Д.А. по 1/3 доли.

В данном жилом помещении были зарегистрированы и проживают: истец Богданова С.В. (с 17.10.2006 по настоящее время), третьи лица – Богданов И.А. (сын истца, с 17.10.2006 по настоящее время), Богданова Д.А. (дочь истца с 25.09.2009 по настоящее время).

До 01.01.2019 истец Богданова С.В. получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.1 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, что подтверждается личным делом получателя денежной выплаты. После 01.01.2019 расчет компенсации производится только на истца.

Дети истца – соответственно Богданов И.А. и Богданова Д.А. являются членами семьи истца Богдановой С.В. в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку последние зарегистрированы и проживают совместно с истцом в жилом помещении, поэтому Отдел труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 года истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи педагогического работника, работающего и проживающего в сельской местности.

Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19 декабря 2008 года № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области».

Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.

Согласно ст.51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.

Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.

Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).

В соответствии с ч. 6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 1 января 2019 года) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).

Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 года № 92-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.

Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 года.

Как следует из материалов дела, с 1 января 2019 года ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч.6.2 ст.72 Социального кодекса Ярославской области.

Доводы ответчика о внесении изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области с 1 января 2019 года не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 года.

Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 года N 521-О).

С 01.04.2023 исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки осуществляет ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области».

В связи с принятием Закона Ярославской области от 20.12.2022 № 69-з «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», Законом Ярославской области от 24.11.2008 № 56-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг прекращены с 01.04.2023.

Постановлением Правительства Ярославской области от 28.11.2022 № 1-62-п создано ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области, которое с 01.04.2023 осуществляет полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Основной целью деятельности ГКУ «Единый центр социальных выплат Ярославской области» является исполнение государственных функций по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.

Надлежащий ответчик в данном случае ГКУ Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», поскольку полномочия по предоставлению мер социальной поддержки, в том числе лицам из числа педагогических работников, возложены на указанное учреждение.

В судебном заседании установлено и не оспорено истцом, что ресурсоснабжающая организация - ПАО «ТНС Энерго-Ярославль» произвела перерасчет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Богдановой С.В., как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом членов семьи, денежные средства начали поступать на расчетный счет истца, однако, ответчиком не восстановлена в полной мере выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как это предписывает действующее законодательство, а именно – не восстановлена выплата компенсации за услуги газоснабжения, с учетом всех членов семьи истца.

Доводы ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» о том, что ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не производит расчет и перерасчет сумм компенсации, методикой расчета не владеет и осуществляет только ее выплату на основании представленных сумм рассчитывающих организаций, в связи с чем, на ГКУ ЯО «ЕЦСВ» не может быть возложена обязанность произвести расчет компенсации, суд также не может принять во внимание, поскольку решение о прекращении выплаты компенсации с учетом членов семьи педагогического работника принимали в данном случае не ресурсоснабжающие организации, до сведения которых доводится только само решение (в данном случае ГКУ ЯО «ЕЦСВ», а ранее отдела труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области) о назначении (прекращении или восстановлении) о выплате компенсации с учетом только самого педагогического работника или всех членов его семьи. В связи с этим, в действиях ресурсоснабжающих организаций нарушений законодательства суд не усматривает, данные учреждения не могут быть привлечены к участию в деле в качестве ответчиков, поэтому на них не может быть судом возложена обязанность произвести перерасчет компенсации с учетом членов семьи педагогического работника, в виду того, что они производят перерасчет только на основании соответствующего решения ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ», в том числе, в силу Порядка организации жилищно-коммунального хозяйства (иных соглашений), на которые ссылается ответчик.

Истец просит обязать ответчика с 01.01.2019 восстановить меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи, и произвести расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 01.01.2019.

В данном случае требования истца следует удовлетворить частично.

Ответчик ГКУ ЯО «ЕЦСВ» просили применить срок исковой давности.

Согласно ст.199 ГК РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ст. ст. 195, 196 ГПК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 200 ГК РФ).

В данном случае истец знала об отмене выплаты компенсации в полном объеме с 01.01.2019 г., обратилась в суд 05.09.2024 г., следует применить исковую давность 3 года, т.е. с 05.09.2021 г.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ» в пользу истца следует взыскать госпошлину в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Богдановой Светланы Владимировны к Государственному казенному учреждению Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области», Отделу труда и социальной поддержки населения администрации Первомайского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, удовлетворить частично.

Обязать Государственное казенное учреждение Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) с 05.09.2021 восстановить Богдановой Светлане Владимировне, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии выдан 21.06.2005 Первомайским РОВД Ярославской области, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, с учетом проживающих в указанный период совместно с ней членов семьи: сына Богданова Ильи Алексеевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочери Богдановой Дарьи Алексеевны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 05.09.2021 г.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ярославской области «Единый центр социальных выплат Ярославской области» (ИНН 7606133587, ОГРН 1227600020614) в пользу Богдановой Светланы Владимировны, ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес>, зарегистрированной и проживающей по адресу:<адрес>, паспорт серии паспорт серии выдан 21.06.2005 Первомайским РОВД Ярославской области, возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления мотивированного решения, путем подачи жалобы в Первомайский районный суд.

Решение изготовлено 11.10.2024.

Судья М.П. Егорова

2-228/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Богданова Светлана Владимировна
Ответчики
Отдел труда и социальной поддержки населения Администрации Первомайского муниципального района Ярославской области
Государственное казенное учреждение Ярославской области "Единый центр социальных выплат Ярославской области"
Другие
Богданов Илья Алексеевич
Богданова Дарья Алексеевна
Суд
Первомайский районный суд Ярославской области
Судья
Егорова Марина Павловна
Дело на странице суда
pervomaysky.jrs.sudrf.ru
05.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.09.2024Передача материалов судье
09.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2024Судебное заседание
11.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее