Решение по делу № 33-8974/2023 от 11.07.2023

Судья Копеина И.А.          77RS0002-02-2022-002890-17

Дело № 33-8974/2023

2.211

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 июля 2023 года                  г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Михайлинского О.Н.,

судей Медведева И.Г., Парфеня Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Зыковой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Медведева И.Г. гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о признании незаконными бездействия, внесение изменений в паспорт транспортной безопасности, о выполнении мероприятия по осуществлению транспортной безопасности –железнодорожная станция Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (реестровый номер ЖСТ506270).

по апелляционной жалобе представителя ОАО «РЖД» - Кустовой Н.Н.

на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25.04.2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования Красноярского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации по обеспечению транспортной безопасности на железнодорожной станции - Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (реестровый номер в реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2) ЖСТ506270.

Обязатъ Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный станции Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (ЖСТ506270) путем исключения из него условий, освобождающих ОАО «РЖД» от обязанности по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции - Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (ЖСТ506270) подразделений транспортной безопасности, включающих в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режи?40в в целях исполнения Требований подпункта «г» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в целях обеспечения транспортной безопасности на железнодорожной станции Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (ЖСТ506270) образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты названного объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя групп из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОАО «РЖД» госпошлину в доход местного бюджета в сумме 600 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский транспортный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском (с учетом произведенных уточнений) к ОАО «РЖД, в котором просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в невыполнении требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в части не образования (несформирования) и (или) непривлечения в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (реестровый номер в реестре объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2) ЖСТ506270) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; обязать внести изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожный станции Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (ЖСТ506270) путем исключения из него условий, освобождающих ОАО «РЖД» от обязанности по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции - Оп Малиногорка Красноярской железной дороги (ЖСТ506270) подразделений транспортной безопасности в целях исполнения Требований подпункта «г» пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты названного объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Красноярской дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности, в ходе которой выявлены следующие нарушения закона. Установлено, что железнодорожная станция Малиногорка Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2), не подлежащих категорированию, с присвоением реестрового номера ЖСТ506270, о чем Управлением транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта в    адрес ОАО «РЖД» направлено соответствующее уведомление. ОАО «РЖД» в отношении объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Малиногорка Красноярской железной дороги филиала ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности. При этом, в нарушение требований закона, обязанность ОАО «РЖД», как владельца объекта транспортной инфраструктуры, обеспечить защиту станции силами подразделений транспортной безопасности, не исполнена. Так согласно пп. «г» п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1635, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020, ответчик обязан образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры (в данном случае – станции Малиногорка) подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов. Непринятие ОАО «РЖД» должных мер по соблюдению требований законодательства о транспортной безопасности нарушает принцип непрерывности обеспечения транспортной безопасности, создает угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, а также совершению актов незаконного вмешательства в работу объекта транспортной инфраструктуры.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» - Кустова Н.Н. просит решение отменить, отказав в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неверное толкование судом норм материального права. Так Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 года № 1635 требования по обеспечению транспортной безопасности для защиты объектов транспортной инфраструктуры в виде привлечения подразделений транспортной безопасности предъявляются лишь в случае объявления уровня безопасности № 2 и 3, в то время, как на спорной станции действует уровень безопасности №1. Аналогичные выводы содержаться в разъяснениях Росжелдора от 04.05.2022 года, которое является компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности. Тот факт, что не для каждого объекта транспортной инфраструктуры должно привлекаться подразделение транспортной безопасности подтверждается Типовой формой паспорта обеспечения транспортной безопасности. При этом на объектах транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию (как спорная станция Оп Малиногорка), степень угрозы совершения акта незаконного вмешательства и возможных последствий совершения актов незаконного вмешательства существенно ниже, чем на категорированных объектах. Кроме того, разработанный ОАО «РЖД» паспорт транспортной безопасности соответствует правовым нормам, оснований для наложения на ответчика обязанности внести в него изменения отсутствует, требования прокурора являются вмешательством в хозяйственную деятельность ответчика. В решении суда не указано, в чем заключаются противоречия паспорта требованиям законодательства о транспортной безопасности, и как должны быть изложены положения паспорта ст. Малиногорка. Федеральный закон «О транспортной безопасности» не содержит норм о возможности понуждения владельца объекта транспортной инфраструктуры к заключению договора о привлечении подразделений транспортной безопасности.

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель прокурора Маклаков А.В. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ); обсудив апелляционную жалобу, возражения на нее, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства; заслушав доводы процессуального истца – помощника Красноярского транспортного прокурора Козловского Д.Д., представителя ответчика ОАО «РЖД» Карповой Ю.И.; судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Как следует из материалов дела, Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Красноярской дирекцией управления движением - структурным подразделением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» требований законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Установлено, что железнодорожная станция Оп Малиногорка Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» включена в Реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (Раздел 2), не подлежащих категорированию, с присвоением реестрового номера ЖСТ506270.

Управлением транспортной безопасности Федерального агентства железнодорожного транспорта в адрес ОАО «РЖД» направлено соответствующее уведомление.

ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ж.д. станции Малиногорка Красноярской железной дороги, который был утвержден заместителем начальника Красноярской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» Амелиным Д.В. 04.06.2021.

Раздел 4 паспорта содержит описание реализуемых ОАО «РЖД» мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, направленных на исполнение Требований по обеспечению транспортной безопасности № 1635, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020.

В частности указано, что для реализации положений подпункта «г» пункта 5 Требований (т.е. предусматривающих обязанность субъекта транспортной инфраструктуры образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в случаях, предусмотренных настоящим документом, в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов) в паспорте содержится следующее описание принятых ОАО «РЖД» мер: в случае формирования собственного подразделения транспортной безопасности к паспорту прикладывается положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; при привлечении подразделения транспортной безопасности - к паспорту прикладывается копия договора с привлечением подразделения транспортной безопасности в течении 6 месяцев в случае принятия решения об участии подразделением транспортной безопасности.

В пункте «ф» раздела 4 паспорта предусмотрена обязанность ОАО «РЖД» обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности»; при этом для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией уполномоченных подразделений в качестве реализуемых мер на объекте указано, что данное требование реализуется в соответствии с пунктом 62 приказа Минтранса России от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Помимо этого, в паспорте указаны дополнительные мероприятия по транспортной безопасности в случае объявления (установления) на железнодорожной станции уровней безопасности №2 и №3, в реализации которых также задействованы силы подразделения транспортной безопасности объекта. При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с требованиями закона и положениями паспорта при изменении уровня безопасности с момента получения сообщения об изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства дополнительные меры безопасности должны быть реализованы силами подразделений транспортной безопасности на спорном объекте в течении 1 часа 30 минут.

Таким образом, при проведении транспортным прокурором проверки на железнодорожной станции Малиногорка выявлен факт не образования и (или) не привлечения ОАО «РЖД» для защиты названного объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства подразделений транспортной безопасности, включающих в себя: работников, оснащенных переносными средствами видеонаблюдения, ручными средствами досмотра (металлодетекторами, газоанализаторами паров взрывчатых веществ), специально оснащенные мобильные группы быстрого реагирования, круглосуточно выполняющие задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и (или) на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры, а также задачи по реагированию на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1635 от 08.10.2020, исходил из того, что в указанных нормативных актах регламентируются общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчиком не представлено доказательств исполнения требований действующего законодательства о транспортной безопасности, в связи с чем, обоснованно удовлетворил требования транспортного прокурора.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается.

Согласно п.п «а» п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры относятся, в том числе, железнодорожные вокзалы и станции.

В соответствии с указанным Федеральным законом, транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Объект транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, тоннели, эстакады, мосты, автомобильные, железнодорожные вокзалы и станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Согласно ст. 2 Закона о транспортной безопасности целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами (ст. 4 Закона).

    При этом, в соответствии с п. 7.1 ст. 1 Закона о транспортной безопасности под подразделениями транспортной безопасности понимаются осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.

Во исполнение п. 1 ст. 8 Закона № 16-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).

Названные Требования № 1635 вступили в силу с 15.04.2021 и обязательны для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Подпунктами «г, ф, х, ц, ш» пункта 5 Требований №1635 установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности обязаны:

образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры (группы объектов транспортной инфраструктуры), в случаях, предусмотренных в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов;

обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройствах, ядовитых или радиоактивных веществах в случаях, предусмотренных частью 10 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», для принятия мер реагирования в соответствии с компетенцией уполномоченных подразделений;

обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений органов внутренних дел и Федеральной службы безопасности Российской Федерации обо всех физических лицах или материальных объектах в случае выявления связи этих лиц и объектов с совершением или подготовкой к совершению актов незаконного вмешательства;

осуществлять проверку информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении объекта транспортной инфраструктуры в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 4 Федерального закона «О транспортной безопасности»;

передавать уполномоченным подразделениям органов внутренних дел или органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации физических лиц, нарушивших требования, установленные настоящим документом, оружие, боеприпасы, патроны к оружию, взрывчатые вещества или взрывные устройства, ядовитые или радиоактивные вещества при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения.

Вышеуказанный нормативный акт не отменен и действует в настоящее время, в связи с чем, несоблюдение названных положений со стороны субъекта транспортной инфраструктуры, которым является ОАО «РЖД», влечет нарушение требований Федерального закона РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и вышеназванных Требований №1635, которые определяют систему обязательных к исполнению мер, реализуемых для защиты объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию, от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

Как указывалось выше ОАО «РЖД» разработан паспорт обеспечения транспортной безопасности ОТИ – железнодорожной станции Малиногорка, в котором определены меры, реализуемые ответчиком в целях обеспечения защищенности объекта от актов незаконного вмешательства, а также предусмотрен алгоритм действий соответствующих ответственных работников за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ.

Во исполнение реализуемых мер, предусмотренных п. «г» раздела 4 паспорта, предусматривающего обязанность по организации и (или) привлечению на ОТИ подразделения транспортной безопасности, указано лишь на то, что в случае формирования собственного подразделения транспортной безопасности к паспорту прикладывается положение (устав) сформированного подразделения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; в случае привлечения подразделения транспортной безопасности – к паспорту прикладывается копия договора с привлеченным подразделением транспортной безопасности в течении 6 месяцев со дня утверждения, в случае принятия решения об участии подразделения транспортной безопасности.

Между тем, как верно отмечено транспортным прокурором по итогам проведенной проверки, по причине не принятия ответчиком решения об участии подразделения транспортной безопасности в защите спорного ОТИ, не формирования собственного подразделения, как и не привлечения иного подразделения транспортной безопасности, копии указанных документов (положение, устав или договор) в паспорте отсутствуют; названная мера обеспечения транспортной безопасности ОАО «РЖД» не выполнена.

Кроме того, реализация пункта «ф)» раздела 4 паспорта, предусматривающего обязанность ОАО «РЖД» обеспечить незамедлительное информирование уполномоченных представителей подразделений ОВД и ФСБ РФ о распознанном оружии, боеприпасах, патронах к оружию, взрывчатых веществах и взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ, предусмотрена в соответствии с требованиями п. 62 приказа Минтранса от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», согласно которому работники досмотра не допускают в зону транспортной безопасности ОТИ или ее часть предметы и вещества, указанные в Перечнях, содержащие опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты, а также пассажиров, грузоотправителей, или иных лиц, при которых находились такие предметы и вещества; при обнаружении, распознавании и (или) идентификации таких предметов и веществ, работники досмотра сообщают об этом лицам, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на ОТИ и (или) специально уполномоченным на это СТИ, перевозчиками лицам из числа сил обеспечения транспортной безопасности, которые информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России, а также представителей территориальных органов МЧС России и Роспотребнадзора, об обнаружении и идентификации, ядовитых или радиоактивных веществ, указанных в Перечнях, опасных биологических агентов и, о перемещавших их лицах, для принятия решения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом, в соответствии с п. 4 Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 227, данные виды досмотра проводятся в случаях, предусмотренных Требованиями, на контрольно-пропускных пунктах, расположенных в границах зоны транспортной безопасности или ее частей, а также в зоне транспортной безопасности ОТИ; а согласно п. 9 ст. 12.2 Закона о транспортной безопасности - досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр, наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности проводятся уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности.

    Следовательно, как верно отмечено транспортным прокурором в ходе проведенной проверки, вышеуказанный пункт «ф)» раздела 4 паспорта также не может быть реализован ответчиком, поскольку на станции Малиногорка не создано (не привлечено) подразделение транспортной безопасности на постоянной основе, в том числе в границах зоны транспортной безопасности, к которой, в данном случае, на железнодорожной станции относится здание поста ЭЦ.

Помимо этого, как следует из Порядка передачи уполномоченными представителям подразделений органов ФСБ РФ и ОВД физических лиц, нарушивших требования в области обеспечения транспортной безопасности, а также оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывчатых веществ или взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ при условии отсутствия законных оснований для их ношения или хранения, являющегося приложением № 10 к паспорту обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Малиногорка, досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр на объекте транспортной инфраструктуры осуществляется уполномоченными лицами из числа работников подразделений транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах (досмотровых зонах); на пунктах досмотра (досмотровых зонах) осуществляется информирование физических лиц, находящихся на ОТИ: о целях и порядке прохождения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования, о запрещенных и ограниченных к перемещению предметах и веществах.

При обнаружении, распознавании таких предметов и веществ, работники подразделения транспортной безопасности сообщают об этом лицам, ответственным за обеспечения транспортной безопасности на ОТИ и (или) специально уполномоченным на это субъектом транспортной инфраструктуры лицам из числа сил обеспечения транспортной безопасности, которые информируют уполномоченные подразделения территориальных органов МВД России и ФСБ России об обнаружении данных веществ и предметов.

Уполномоченные работники подразделения транспортной безопасности в целях защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства имеют право задерживать для передачи органам внутренних дел или органам ФСБ физических лиц, нарушивших требования в области транспортной безопасности.

Таким образом, вышеперечисленные полномочия по досмотру, обнаружению оружия, боеприпасов, ядовитых веществ и т.п., а также задержанию вправе совершать только лица из числа работников именно подразделения транспортной безопасности, которые на железнодорожной станции Малиногорка отсутствуют.

При этом, вопреки доводам представителя ОАО «РЖД», судебная коллегия полагает, что все вышеуказанные мероприятия должны обязательно проводиться субъектом транспортной инфраструктуры и при уровне безопасности №1, действующим на спорном объекте постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности; данный вывод следует из буквального толкования положений пункта 5 Требований №1635, который регламентирует именно общие ко всем не подлежащим категорированию объектам транспортной инфраструктуры требования по обеспечению транспортной безопасности.

Далее по тексту данного нормативного акта эти изложенные в пункте 5 общие требования дополняются уже специальными требованиями в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 6); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности №2 (пункт 7); в отношении ОТИ, на котором осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности №3 (пункт 8); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров (пункт 9); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности №2 (пункт 10); в отношении ОТИ, на котором не осуществляется обслуживание пассажиров, при уровне безопасности №3 (пункт 11).

Ссылка представителя ответчика на то обстоятельство, что в зону транспортной безопасности, а именно – здания поста ЭЦ, имеют доступ только ограниченный круг должностных лиц, иные посторонние лица доступа внутрь не имеют; указано на запрет нахождения в указанной зоне без пропуска (удостоверения), установлена железная дверь, видеодомофон, считыватель смарт-карт - судебная коллегия не может принять во внимание, учитывая, что согласно приложению № 5 к паспорту обеспечения транспортной безопасности станции Малиногорка в зону транспортной безопасности ОТИ имеют свободный доступ работники иных организаций, в частности - оператор профтехуборки станционных помещений ООО ФПК «СервисГрупп», в отношении которого при входе в зону транспортной безопасности на критическом элементе – здании поста ЭЦ досмотр не проводится.

Таким образом, угроза безопасности сотрудников ОАО «РЖД», граждан, пассажиров и иных лиц, пользующихся услугами железнодорожного транспорта, на станции Малиногорка сохраняется; без формирования или привлечения ответчиком подразделения транспортной безопасности выполнение на спорном ОТИ вышеприведенных положений подпунктов «г, ф, х, ц, ш» пункта 5 Требований №1635 невозможно; доказательств выполнения этих положений Требований №1635 стороной ответчика не представлено.

Доводы ОАО «РЖД» о низком пассажиропотоке на железнодорожной станции Малиногорка, основанием для освобождения ответчика от обязанности организовать подразделение транспортной безопасности не являются, так как Требования №1635 предусматривают обязанность субъекта транспортной инфраструктуры обеспечить транспортную безопасность всех не подлежащих категорированию объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, к которым, в том числе, отнесена спорная железнодорожная станция.

Кроме того, в соответствии с приложением № 1 к паспорту ОТИ на станции Малиногорка имеются, помимо 2двух зданий поста ЭУ и табельной ПЧ - железнодорожные пути, устройства и линии сигнализации, блокировки; строения, сооружения и помещения, в которых располагаются устройства сигнализации, блокировки; оборудование сетей связи и систем автоматической коммутации; системы электро- и энергосбережения. Также в паспорте указано на выполнение на данной станции следующих работ: прием, отправление, пропуск грузовых и пассажирских поездов; производство технического и коммерческого осмотров поездов, отставленных от движения. В здании поста ЭЦ имеется помещение ДСП, где оборудовано рабочее место ДСП с пультом-табло, помещение релейной, помещение связевой.

При этом, также заслуживают внимания доводы процессуального истца о том, что в случае изменения уровня безопасности на станции Малиногорка с первого на второй или третий, ОАО «РЖД», в отсутствие сформированного или привлеченного подразделения транспортной безопасности, не сможет в предусмотренный законом норматив времени (1 час 30 минут) реализовать дополнительные меры по антитеррористической защищенности спорного объекта в соответствии с п.п «ч» п. 5 Требований № 1635.

Принимая во внимание, что одним из основных принципов транспортной безопасности является принцип непрерывности ее обеспечения, то есть деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий; выявленные транспортным прокурором нарушения влияют на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса ОАО «РЖД», антитеррористическую защищенность объектов транспортной инфраструктуры; создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства, влекущих угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта, пассажиров и неопределенного круга лиц; вследствие чего требуется принятие неотложных мер по должному обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры.

Обеспечение транспортной безопасности на всех объектах транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта является одной из приоритетных задач, учитывая, что через железнодорожную станцию Малиногорка регулярно осуществляются прием, отправление и пропуск пассажирских и грузовых поездов.

ОАО «РЖД» не представлено доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению требований нормативных правовых актов, а также объективной невозможности соблюдения указанных требований.

Каких-либо иных доводов, влекущих отмену или изменение решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба представителя ОАО «РЖД» - Кустовой Н.Н. не содержит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат фактическим обстоятельствам дела.

Материальный закон применен судом правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 25 апреля 2023 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу представителя ОАО «РЖД» - Кустовой Н.Н. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31.07.2023

33-8974/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярская транспортная прокуратура
Ответчики
ОАО Российские железные дороги
Другие
Сибирское территориальное управление Федерального агентства железнодорожного транспорта
Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Суд
Красноярский краевой суд
Судья
Медведев Игорь Геннадьевич
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
24.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2023Передано в экспедицию
24.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее