61 RS 0006-01-2020-000149-23
Дело №2а-926/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 апреля 2021 года г. Ростов-на-Дону
Первомайский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Никоноровой Е.В.,
при секретаре Резановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-926/2021 по административному исковому заявлению Сидоренко Владимира Ивановича к Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области, Управлению ФНС России по РО об оспаривании решения, обязании произвести перерасчет,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Сидоренко В.И. обратился в суд с вышеуказанным административным иском к МИФНС России №23 по РО, Управлению ФНС России по РО, ссылаясь на то, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1020 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кадастровая стоимость земельного участка была утверждена Постановлением Правительства Ростовской области от 25.11.2014 года №776 по состоянию на 01.01.2014 года в сумме 14311181 рубль 40 копеек. В сентябре 2018 года истцом было получено налоговое уведомление №23203729 от 29.08.2018 года, в котором административным истцом была рассчитана сумма земельного налога за 2015 год – 214668 рублей, за 2016 год – 214668 рублей, за 2017 год – 88393 рубля. Расчет производился исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной на 01.01.2014 года. 27.11.2018 года Сидоренко В.И. в полном объеме оплатил сумму земельного налога. Административный истец указывает, что решением Ростовского областного суда от 02.10.2019 года действительная кадастровая стоимость указанного участка установлена с 01.01.2014 года в размере 7363132 рублей 74 копеек. 10.12.2019 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка были изменены в ЕГРН и, по мнению административного истца, с этого момента должны были быть учтены налоговым органом при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2015 года. Сидоренко В.И. полагает, что административный ответчик обязан был пересчитать суммы земельного налога за 2015 -2017 года и вернуть излишне уплаченные суммы налога в размере 251357 рублей. Административный истец в ноябре 2019 года подал заявление о возврате сумм излишне уплаченного земельного налога. 30.01.2020 года Сидоренко В.И. была возвращена часть суммы излишне уплаченного налога в размере 83906 рублей 55 копеек. 29.04.2020 года Сидоренко В.И. подана жалоба в Управление ФНС России по РО. 26.08.2020 административному истцу стало известно, что жалоба оставлена без рассмотрения, в связи с чем 03.09.2020 года жалоба подана повторно. 26.11.2020 года административным истцом получено решение по жалобе, с которым Сидоренко В.И. не согласен. На основании изложенного административный истец Сидоренко В.И. просил суд признать недействительным решение Управления №15-20/3086 от 27.10.2020 №07-12/02475, вынесенное по его жалобе на бездействия/действия ИФНС России №23 по РО, выразившееся в отказе перерасчета суммы земельного налога за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года и обязать произвести указанный перерасчет в соответствии с решением Ростовского областного суда от 02.10.2019 года по делу №3а-327/2019 и вернуть сумму излишне уплаченного земельного налога в размере 167450 рублей 45 копеек.
Впоследствии административный истец Сидоренко В.И. в порядке ст.46 КАС Российской Федерации уточнил административные исковые требования и просит суд признать незаконным решение Управления МИФНС России №23 по РО №15-20/3086 от 27.10.2020 №07-12/02475, вынесенное по его жалобе на бездействия/действия ИФНС России №23 по РО, выразившееся в отказе перерасчета суммы земельного налога за период с 01.01.2015 года по 31.12.2015 года и обязать Межрайонную ИФНС России №23 по РО произвести указанный перерасчет в соответствии с решением Ростовского областного суда от 02.10.2019 года по делу №3а-327/2019, и вернуть сумму излишне уплаченного земельного налога за 2015 год в размере 104447 рублей.
Административный истец Сидоренко В.И. в судебное заседание не явился, извещен о дне, времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом (л.д.91).
В отношении административного истца Сидоренко В.И. дело рассмотрено в порядке ч.2 ст.150 КАС Российской Федерации.
Представитель административного истца Сидоренко В.И. – Петрова Н.А., действующая на основании доверенности и ордера, в судебном заседании административные исковые требования в уточненной редакции поддержала в полном объеме, просила удовлетворить. Дала пояснения, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика МИФНС России №23 по РО – Акопян Б.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования в уточненной редакции не признал, просил отказать в их удовлетворении. В письменном отзыве на административное исковое заявление начальник МИФНС России №23 по РО просит отказать в удовлетворении административного иска (л.д. 94-96).
Представитель административного ответчика Управления ФНС России по РО – Леонтьев А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования в уточненной редакции не признал, просил отказать в их удовлетворении.
Суд, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В силу п.1 ст.3 НК Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
При этом согласно пп.5 п.1 ст.21 НК Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует соответствующая обязанность налогового органа возвратить (зачесть) подобные суммы.
В силу абз.1 п.1 ст.78 НК Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п.2 ст.78 НК Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Как следует из п.3 ст.78 НК Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
В силу п.6 ст.78 НК Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
На основании абз.1 п.7 ст.78 НК Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Согласно абз.1 п.8 ст.78 НК Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Как следует из положений абзацев 1 и 2 пункта 9 статьи 78 НК Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Судом установлено, что Сидоренко В.И. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1020 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Налоговым органом в адрес Сидоренко В.И. 29.08.2018 года направлено налоговое уведомление №23203729, в котором указан расчет земельного налога к уплате, исходя из установленной кадастровой стоимости (14311181 рубль), в общей сумме 517729 рублей (214668 рублей за 2015 год, 214668 рублей за 2016 год, 88393 рубля за 2017 год) (л.д.10-11).
Административный истец указывает и административными ответчиками не оспаривалось, что им в полном объеме оплачена сумма земельного налога за названные периоды.
Решением Ростовского областного суда от 02.10.2019 года удовлетворен административный иск Сидоренко В.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости. Установлена кадастровая стоимость участка с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатация административных помещений, площадью 1020 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, составляющей 7363132 рублей 74 копеек по состоянию на 01.01.2014 года (л.д.12-14).
10.12.2019 года сведения о кадастровой стоимости земельного участка были изменены в ЕГРН, что подтверждается справочной информацией об объектах недвижимости (л.д.15).
По мнению административного истца, с этого момента сведения о новом значении кадастровой стоимости, установленной решением суда, должны были быть учтены налоговым органом при определении налоговой базы с периода налогообложения земельного участка по оспоренной кадастровой стоимости, то есть с 01.01.2015 года.
Сидоренко В.И., полагая, что административный ответчик обязан был пересчитать суммы земельного налога за 2015 - 2017 года и вернуть излишне уплаченные суммы налога в размере 251357 рублей, в ноябре 2019 года подал заявление о возврате сумм излишне уплаченного земельного налога.
19.12.2019 года МИФНС России №23 по РО направила в адрес Сидоренко В.И. ответ на его обращение №06-10/054901@ указав, что ему произведен перерасчет ранее исчисленного земельного налога за налоговые периоды 2016 – 2018 гг. В перерасчете земельного налога за 2015 год отказано (л.д.17-20).
Сторонами в ходе рассмотрения дела указывалось, что 30.01.2020 года Сидоренко В.И. была возвращена сумма излишне уплаченного налога в размере 83906 рублей 55 копеек.
02.09.2020 года административным истцом в Управление ФНС России по РО подана жалоба на действия (бездействия) должностных лиц Межрайонной ИФНС России №23 по РО.
Решением Управления ФНС России по РО от 27.10.2020 года №15-20/3086 жалоба Сидоренко В.И. оставлена без удовлетворения (л.д.21-27).
Проверяя доводы административного истца о незаконности решения Управления ФНС России по РО от 27.10.2020 года №15-20/3086, суд исходит из следующего.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (абзац первый в редакции, применяемой к спорным налоговым периодам).
Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона №334-ФЗ) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов (абзац второй пункта 2.1 статьи 52).
В соответствии с прямым указанием в пункте 2 статьи 3 Федерального закона №334-ФЗ статья 1 данного Закона, предусмотревшая дополнение статьи 52 Кодекса пунктом 2.1, вступает в силу с 1 января 2019 года.
Поскольку в рассматриваемом случае перерасчет осуществлен налоговым органом на основании судебного постановления, вынесенного и вступившего в законную силу в 2019 году, тремя налоговыми периодами, за которые может быть осуществлен перерасчет земельного налога, являются 2016-2018 годы. С учетом указанных положений основания для перерасчета земельного налога за 2015 год у налогового органа отсутствовали.
Кроме того, суд также учитывает, что в силу п.1 ч.2 ст.227 КАС Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц и служащих незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов гражданина или организации.
Однако в нарушение требований ч.11 ст.226 КАС Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения оспариваемым решением налогового органа его прав и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, необходимых для удовлетворения административного искового заявления Сидоренко В.И.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Сидоренко Владимира Ивановича к Межрайонной ИФНС России №23 по Ростовской области, Управлению ФНС России по Ростовской области об оспаривании решения, обязании произвести перерасчет отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Первомайский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 12 апреля 2021 года.
Судья Е.В. Никонорова