Решение по делу № 33а-1586/2021 от 20.04.2021

Судья Тарабрина Н.Н.

№ 33а-1586/2021

10RS0011-01-2021-003183-79

2а-2113/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 мая 2021 г.

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Кудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.,

при секретаре Сафоновой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобамадминистративного ответчика и заинтересованного лица на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 4 марта 2021 г. по административному исковому заявлению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, судебному приставу-исполнителю межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Везикко Ирине Викторовне о признании незаконными постановлений и требования, возложении обязанности по совершению определенных действий.

Заслушав доклад судьи Соляникова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, чтоМинистерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – должник, Министерство) является должником по исполнительному производству № 20714/20/10013-ИП, по которому на него возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Сидоряко А.А. (далее – взыскатель) с учетом установления возможности доступа к жилым домам и земельным участкам, расположенным вдоль береговой полосы оз. Нигозеро в случае устранения проезда через испрашиваемый земельный участок; определить на местности, в какой из зон расположен испрашиваемый земельный участок; учесть при рассмотрении заявления требования противопожарного и водного законодательства.Полагая, что указанное заявление было рассмотрено в соответствии с требованиями исполнительного документа с направлением в адрес взыскателя письма от 28 апреля 2020 г. № 9735/12.4-21 (далее – решение от 28 апреля 2020 г.), которым в удовлетворении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях организации аукциона по продаже земельного участка отказано, Министерство обратилось в Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия (далее – Управление) с заявлением об окончании указанного исполнительного производства в связи с его фактическим исполнением.

Однако постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Везикко И.В. (далее – должностное лицо)от 25 января 2021 г. № 1003/21/1612 (далее – постановление от 25 января 2021 г.) в удовлетворении данного заявления было отказано, а постановлением от 27 января 2021 г. № 10013/21/1691 (далее – постановление от 27 января 2021 г.) с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб. и одновременно направлено требование (далее – требование от 27 января 2021 г.) об исполнении в срок до 26 февраля 2021 г. требований исполнительного документа. Полагая действия пристава нарушающими его права и законные интересы, Министерство просило признать незаконными постановления от 25 и 27 января 2021 г. и требование от 27 января 2021 г., а также возложить на должностное лицо обязанность окончить исполнительное производство № 20714/20/10013-ИП.

Решением суда административный иск удовлетворен частично с признанием незаконным постановлений от 25 и 27 января 2021 г. и возложением на судебного пристава-исполнителя, ведущего исполнительное производство №20714/20/10013-ИП, обязанности повторно рассмотреть заявление Министерства от 12 января 2021 г. об окончании исполнительного производства.

В апелляционной жалобе взыскатель просит отменить состоявшееся судебное постановление и принять новое решение, поскольку судом первой инстанции сделан неправильный вывод об отсутствии у должностного лица обязанности проверять обоснованность и полноту исполнения, в том числе, проверять совершение должником всех действий, указанных в исполняемом судебном акте, полагая, что такая обязанность лежит именно на судебном приставе-исполнителе.Обращает внимание, чтоМинистерством не совершались все действия, указанные в судебном акте, на основании которого был выдан исполнительный документ, что исключало возможность признания его исполненным, в том числе, не осуществлялось на местности установление координат испрашиваемого участка. Полагает, что формальный характер рассмотрения заявления явствует из допущенных ошибок при определении территориальных зон, а также в связи с неопределением их границ в документах территориального планирования и градостроительного зонирования. Обращает внимание, что данных о наличии на спорном участке красных линий, ограничивающих территории общего пользования, не имеется. Кроме того, данных о наличии на нем какого-либо проезда, включенного в перечень дорог общего пользования, не имеется, в связи с чем необоснован содержащийся в решении от 28 апреля 2020 г. вывод о наличии на спорном участке территории общего пользования.

В апелляционной жалобе должностное лицо просит отменить состоявшееся судебное постановление и принять новое решение, поскольку доказательств, подтверждающих фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, не представлено, при этом само по себе решение от 28 апреля 2020 г. таковым являться не может. Полагает, что при определении исполнения обязывающего решения, наряду с его резолютивной частью, должна оцениваться мотивировочная, с учетом которой суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Судебный пристав-исполнитель межрайонного отделения судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Везикко И.В. в ходе рассмотрения дела доводы жалобы поддержала.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в заседание суда апелляционной инстанции не явились.

Изучив материалы дела и доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Вступившим 14 апреля 2020 г. в законную силу решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 5 марта 2020 г. (далее – решение от 5 марта 2020 г.) признан незаконным отказ Министерства в утверждении представленной Сидоряко А.А. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и на должника возложена обязанность рассмотреть заявление взыскателя с учетом установления возможности доступа к жилым домам и земельным участкам, расположенным вдоль береговой полосы оз. Нигозеро в случае устранения проезда через испрашиваемый земельный участок; определить на местности, в какой из зон расположен испрашиваемый земельный участок; учесть при рассмотрении заявления требования противопожарного и водного законодательства.

Во исполнение указанного судебного акта Министерство решением от 28 апреля 2020 г. вновь отказало в утверждении приложенной к заявлению Сидоряко А.А. схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для индивидуального жилищного строительства в целях организации аукциона по его продаже, указав в качестве правовых оснований п. 7 ст. 11.9, пп. 3 п. 16 ст. 11.10, п. 7, пп. 18п. 8 ст. 39.11, ст. 39.18 ЗК РФ, поскольку образуемый земельный участок расположен в двух территориальных зонах («Многофункциональная жилая зона (Ж-1)» и «Зона лесопарков, городских лесов и активного отдыха (Р-2)») и, кроме того, поскольку ранее опубликование извещения о предоставлении земельного участка для целей строительства не осуществлялось, утверждение схемы его расположения невозможно.

После получения указанного решения взыскатель 8 мая 2020 г. обратился к должнику с заявлением, в котором просил сообщить ему геодезические координаты Многофункциональной жилой зоны (Ж-1) и Зоны лесопарков, городских лесов и активного отдыха (Р-2), прилегающих к испрашиваемому участку в целях составления новой схемы расположения земельного участка, на что письмом от 19 июня 2020 г. ему были даны разъяснения об отсутствии у Министерства полномочий по установлению координат и местоположения границ территориальных зон.

На основании поступившего 23 июня 2020 г. в межрайонное отделение судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления (далее – МОСП Управления) исполнительного листа, выданного на основании решения от 5 марта 2020 г., 29 июня 2020 г. возбуждено исполнительное производство №20714/20/10013-ИП, после чего 15 июля 2020 г. от должника поступило ходатайство об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа, к которому было приложено решение от 28 апреля 2020 г., в удовлетворении которого было отказано постановлением должностного лица от 29 июля 2020 г. в связи с направлением заявления о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.

Определением суда первой инстанции, оставленным по существу без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении заявления о разъяснении решения от 5 марта 2020 г. отказано.

Министерство 12 января 2021 г. повторно обратилось в МОСП Управления с заявлением об окончании исполнительного производства № 20714/20/10013-ИП в связи с его фактическим исполнением, сославшись на решение от 28 апреля 2020 г. По результатам рассмотрения данного заявления постановлением от 25 января 2021 г. должностное лицо отказало в его удовлетворении, а постановлением от 27 января 2021 г. с должника взысканисполнительский сбор и одновременно ему вручено требование от 27 января 2021 г. об исполнении в срок до 26 февраля 2021 г. требований исполнительного документа.

Признавая незаконнымиоба оспариваемых постановления, суд первой инстанции пришел к выводу, что во исполнение решения от 5 марта 2020 г. Министерство приняло решение от 28 апреля 2020 г., оценка законности которого отнесена к компетенции суда, а не судебного пристава-исполнителя, в связи с чем взыскатель вправе оспаривать его в самостоятельных судебных процедурах.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим основаниям.

Вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно чч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Исходя из задач исполнительного производства, определенных в ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), прав и обязанностей судебных приставов-исполнителей, установленных ст.ст. 12 и 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав-исполнительобязан обеспечить правильное и своевременное исполнение судебных актов вцелях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, в соответствии с положениями, в частности, ст. 105 Закона об исполнительном производстве, регламентирующей общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия или воздержаться от совершения определенных действий.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце втором п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» (далее – постановление от 17 ноября 2015 г. № 50), фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по совершению в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.

Решениемот 5 марта 2020 г.на должника не возлагалась обязанность утвердить представленную Сидоряко А.А. схему расположения земельного участка.На Министерство лишь возложена обязанность рассмотретьзаявление взыскателя с учетом установления возможности доступа к жилым домам и земельным участкам, расположенным вдоль береговой полосы оз. Нигозеро в случае устранения проезда через испрашиваемый земельный участок. При этом судом не возлагалась обязанность отразить результаты этой оценки в принятом по итогам рассмотрения заявления взыскателя решении.

Соответственно, Министерство было вправе не указывать в решении по итогам рассмотрения заявления Сидоряко А.А. все фактические обстоятельства, учтенные при его вынесении, а исходить, в том числе, из установленных решением от 5 марта 2020 г. фактов, включая отсутствие иного проезда, кроме спорного, обеспечивающего реальную возможность подъезда к земельному участку административного истца.

Нормативное закрепление и передача для внесения в государственный кадастр недвижимости графического описания местоположения границ территориальных зон, включая перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН),относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления (ч. 1, п. 2 ч. 2, чч. 4, 6.1 ст. 30, чч. 1-3 ст. 32 ГрК РФ, п. 20 ч.1 ст. 14, ч. 5 ст. 15, ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 3 ч. 1, ч. 18.1 ст. 32 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Соответственно, в компетенцию Министерства не входит определение координат характерных точек границ территориальных зон в системе координат, используемой для ведения ЕГРН, а также последующая передача указанных сведений для их внесения в государственный кадастр недвижимости.

Пунктом 2 Правил установления на местности границ объектов землеустройства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. № 688 (далее – Правила № 688) предусмотрено, что установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Таким образом, установление границ объектов землеустройства в соответствии с названными Правилами осуществляется лишь после внесения сведений о границах территориальных зон в ЕГРН (п. 3 ч. 2 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 10, ч. 6 ст. 72 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), что в кадастровом квартале 10:03:0010301 не реализовано по обстоятельствам, не зависящим от воли Министерства.

Кроме того, п. 7 названных Правил не обязывает закреплять на местности характерные точки границ территориальных зон межевыми знаками.

Более того, резолютивная часть решения в оставшейся части не содержит в достаточной степени определенное указание на обязанность должника выполнить действия по установлению на местности, как границ территориальных зон, так и границ испрашиваемого участка в том значении, которое ему придается Правилами№ 688.

Помимо прочего,судебная коллегия отмечает, что из содержания обращения взыскателя в Министерство, датированного 8 мая 2020 г., усматривается, что сам Сидоряко А.А. не исключал факт нахождения испрашиваемого участка в соответствии с ранее представленной схемой его расположения в двух территориальных зонах и лишь просил предоставить ему информацию о геодезических координатах их характерных точек, с тем, чтобы представить другую схему расположения нового земельного участка в иных границах, что не соответствовало требованиям исполнительного документа.

Изложенное, применительно к разъяснениям, содержащимся в абзаце втором п. 35 постановления от 17 ноября 2015 г. № 50, позволяет согласиться с выводом суда первой инстанции относительно необходимости проверки решения Министерства от 28 апреля 2020 г. в самостоятельных судебных процедурах вне разрешения настоящего спора.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности административными ответчиками законности оспариваемых постановлений, что в силу пп. «в» п. 3 ч. 9, ч. 11 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ является основанием для признания их незаконными.

Поскольку вопрос об окончании исполнительного производства относится к компетенции судебного пристава-исполнителя (ч. 1 ст. 47 Закона об исполнительном производстве), суд первой инстанции обоснованно возложил на судебного пристава-исполнителя Управления, ведущего исполнительное производство № 20714/20/10013-ИП, обязанность повторно рассмотреть заявление Министерства от 12 января 2021 г. об окончании исполнительного производства.

Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 4 марта 2021 г. по настоящему делу оставитьбез изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33а-1586/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Ответчики
УФССП России по РК
СПИ МОСП по особым ИП Веззико Ирина Викторовна
Другие
Сидоряко Алина Андреевна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Соляников Роман Викторович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
20.04.2021Передача дела судье
27.05.2021Судебное заседание
17.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2021Передано в экспедицию
27.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее