Решение по делу № 33-3176/2023 от 04.05.2023

Председательствующий: Табакова Е.А. Дело № 33-3176/2023

2-862/2023

55RS0007-01-2022-007803-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Пшиготского А.И.,

судей Оганесян Л.С., Петерса А.Н.,

при секретаре Шик Я.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2023 года гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска на решение Центрального районного суда города Омска от 22 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» (ИНН № <...>) по адресу осуществления образовательной деятельности: <...> двухмесячный срок со дня выделения финансирования департаментом образования Администрации города Омска устранить нарушения законодательства об образовании в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, а именно доукомплектовать медицинский кабинет учреждения следующим оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями): холодильником - 1 шт., плантографом – 1 шт., анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплектом, аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплектом, зондами желудочными разных размеров – 4 шт.

Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» по адресу осуществления образовательной деятельности: <...> устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно в двухмесячный срок со дня выделения финансирования Администрацией города Омска обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать департамент образования Администрации города Омска (ИНН № <...>) в срок до 01.08.2023 профинансировать приобретение вышеуказанного оборудования (оргтехники и медицинских изделий).

Обязать Администрацию города Омска (ИНН № <...>) в срок до 01.08.2023 профинансировать работы по устранению нарушений в Бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», а именно: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей»,

заслушав доклад судьи областного суда Оганесян Л.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исполняющий обязанности прокурора Центрального административного округа города Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» (далее – БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246»), Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска об устранении нарушений законодательства.

В обоснование требований указано, что в отношении БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об образовании, о безопасности воспитанников и сотрудников учреждения.

Проверкой установлено, что в нарушение требований Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях в медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» на момент проверки отсутствует следующее оборудование (оргтехника, медицинские изделия): холодильник (в соответствии со Стандартом предусмотрено 2 шт.), плантограф – 1 штука (пункт 8 Стандарта), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) - 1 комплект (п.12); аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплект (п.13); зонды желудочные разных размеров – 4 шт. (п. 28).

Изложенное послужило основанием для внесения заведующему образовательного учреждения 08.07.2022 представления об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 246» в адрес учредителя направлено ходатайство о выделении денежных средств на приобретение медицинского оборудования. При этом на сегодняшний день вопрос о финансировании не решен, нарушения не устранены.

В ходе проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта. Учреждение является правообладателем здания, расположенного по адресу: <...>. Согласно акту о результатах категорирования объекта от 25.03.2022 учреждению присвоена 3 категория опасности.

Охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, БДОУ г. Омска Центр развития ребенка – детский сад № 246» не обеспечена в связи с отсутствием денежных средств.

Прокурор просил обязать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в двухмесячный срок со дня выделения финансирования департаментом образования Администрации города Омска устранить нарушения законодательства об образовании в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, а именно - доукомплектовать медицинский кабинет учреждения следующим оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями): холодильником - 1 шт., плантографом – 1 шт., анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплектом, аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплектом, зондами желудочными разных размеров – 4 шт.; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать департамент образования Администрации города Омска в срок до 01.08.2023 профинансировать приобретение вышеуказанного оборудования (оргтехники и медицинских изделий);

обязать Администрацию города Омска в срок до 01.08.2023 профинансировать работы по устранению нарушений в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», а именно: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

взыскать с БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.

Помощник прокурора ЦАО г. Омска Батищева Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика заведующая БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» Леван М.А. не возражала против исковых требований прокурора, пояснив, что при наличии финансирования все недостатки будут устранены.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, в отзыве на исковое заявление возражал против исковых требований (л.д. 45-49).

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, в отзыве на исковое заявление возражал против исковых требований (л.д. 57-59).

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Омска просит отменить решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации.

Указано, что функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений осуществляет Департамент образования Администрации г. Омска, который также является одним из главных распорядителей бюджетных средств г. Омска по ведомственной принадлежности. Администрация не является главным распорядителем средств бюджета города Омска.

Понятия «участие» и «обеспечение», «организация» не являются тождественными понятиями по логике законодателя, исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ссылаясь на положения об антитеррористической деятельности, указывает, что паспорт безопасности объекта, содержащий перечень мероприятий, направленных на поддержание антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, был согласован с рядом военизированных структур Омской области без каких-либо замечаний. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

На территории г. Омска преступлений террористической направленности в течение последних 12 месяцев не зарегистрировано.

Вопреки требованиям пп. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, истцом не конкретизировано, в чем именно состоит нарушение прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц со стороны Администрации города Омска. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности должна возлагаться на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на соответствующих объектах (территориях). Образовательная организация, обладая автономией, самостоятельно несет ответственность за невыполнение, ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Департамент образования, наделенный правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, в финансовом органе, исполняющим бюджет гэ. Омска. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам последнего. Обязанности по финансированию и материально-техническому оснащению возлагаются на учредителя.

Администрация не является субъектом, на который может быть возложена ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности.

Срок, установленный судом для исполнения решения, не имеет обоснования.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент образования Администрация г. Омска просит отменить (фактически изменить) решение суда в части срока исполнения, установить новый срок до 01.01.2024.

Указано, что поскольку БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» является бюджетным образовательным учреждением, то финансируется в полном объеме посредством субсидий, выделяемых департаментом образования в рамках муниципального задания, выдаваемого департаментом образования.

Бюджет города Омска на уже 2023 год утвержден.

Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательное совершение действия и включает необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования город Омск в целях выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства об охране здоровья, в связи с тем, что финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджета города Омска, который формируется и утверждается на очередной финансовый год в форме нормативного акта, издаваемого Омским городским Советом.

Процедура внесения изменений в бюджет длится до 2х месяцев.

Департамент образования является лишь распорядителем денежных средств, которые доводит до подведомственных учреждений имеющиеся лимиты финансирования.

При определении срока, в течении которого решение суда должно быть исполнено, суд не учел, что финансирование деятельности ответчиков производится за счет бюджетных средств.

Для исполнения решения суда необходимо проведение множества подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что требуется большое количество времени.

В возражениях на апелляционные жалобы и.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители участия не приняли, извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили.

Выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Омской области Никитина В.В., согласившегося с решением суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, коллегия судей приходит к следующему.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

По смыслу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как следует из материалов дела и установлено судом, БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3 Устава).

В соответствии с пунктами 1.6, 1.8 названного Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления ? департамент образования Администрации города Омска, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Собственником имущества Учреждения является муниципального образование городское округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (л.д. 7-14).

Согласно разделу 5 Устава, недвижимое имущество принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, соответственно объект права - здание по адресу:<...>, находится в оперативном управлении БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», что в судебном заседании не оспаривалось.

В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», в ходе которой выявлены нарушения, в том числе выразившиеся в ненадлежащем обеспечении пропускного и внутриобъектового режима, осуществление охраны объекта лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств, также выявлены нарушения требований Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях в медицинском кабинете Учреждения.

Пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» осуществляется вахтером и сторожем, методом наблюдения и обхода территории, пропуск на территорию осуществляется через видеодомофон по спискам воспитанников, утвержденным заведующим, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается.

В медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» отсутствует следующее оборудование (оргтехника, медицинские изделия): холодильник (предусмотрено 2 шт.); плантограф – 1 шт.; анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплект; аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – комплект; зонды желудочные разных размеров – 4 шт.

По данным фактам в адрес руководителя образовательного учреждения прокурором округа направлялись представления об устранении нарушений законодательства, однако указанные нарушение не были устранены со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования на эти цели, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от02.08.2019№ 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите, что противоречит государственной политики в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суд первой инстанции возложил на Администрацию г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий по обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. На образовательное учреждение возложена обязанность в течение 2х месяцев со дня выделения финансирования Администрацией г. Омска обеспечить охрану указанного объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования относительно устранения нарушений в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие необходимого оборудования медицинского кабинета в соответствии с требованиями Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований обеспечения охраны здоровья обучающихся, суд первой инстанции возложил на Департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию медицинского кабинета учреждения оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями) в срок до 01.08.2023. На образовательное учреждение возложена обязанность в течение 2х месяцев со дня выделения финансирования Департаментом образования Администрации г. Омска доукомплектовать медицинский кабинет учреждения необходимым оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями).

Проверив изложенные выводы районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб, коллегия судей не усматривает оснований для иной правой оценки спорных правоотношений, полагая их достаточно подробно аргументированными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанным на правильном применении норм материального права и представленных доказательствах, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Частью ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

В силу пунктов 4, 6 статьи 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», утвержденному 25.03.2020, учреждению установлена третья категории опасности (л.д. 34-37).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Пунктами 1, 5 Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно подпункту «а» пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной охраной сотрудниками указанных сторонних для охраняемого объекта организаций. Необходимость выполнения данных мероприятий обусловлена особым статусом образовательных организаций и необходимостью их большей антитеррористической защищённости.

Требуемые в рамках настоящего спора мероприятия, связанные с физическим присутствием сотрудников охранных организаций и, являются дополнительными, их необходимость обусловлена особым статусом образовательных учреждений и созданием условий для их большей антитеррористической защищенности, которая в силу пункта 17 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что не может быть достигнуто без физического присутствия сотрудников охранных организаций.

Отсутствие на территории г. Омска в течение последних 12 месяцев преступлений террористической направленности, о чем указано в апелляционной жалобе, не является обстоятельством, освобождающим от исполнения установленных законом требований к обеспечению безопасности соответствующих объектов.

Не основано на законе и утверждение подателя жалобы о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, поскольку, согласно Уставу, учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Администрацию г. Омска, как орган местного самоуправления, возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.

Деятельность департамента образования Администрации г. Омска регламентируется Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска», которым определено, что Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента образования осуществляется за счет средств бюджета города Омска, в том числе субвенций, предоставленных из областного бюджета в установленном порядке (п. п. 1, 11).

Несмотря на то, что Департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств города Омска по ведомственной принадлежности и обязан обеспечивать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» необходимыми финансовыми средствами, это не исключает и ответственности Администрации г. Омска, обязанность которой обеспечить соблюдение вышеуказанных требований антитеррористической безопасности вытекает из права собственности на переданное здание.

При этом осуществление функций собственника такого здания ни Уставом БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», ни положением «О департаменте образования Администрации города Омска» к полномочиям этого Департамента не отнесены.

Из материалов дела следует, что БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» денежными средствами, необходимыми для организации надлежащей охраны объекта, не располагает. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах суд правомерно возложил на Администрацию г. Омска как орган местного самоуправления обязанность по финансированию расходов на обеспечение физической охраны объекта и установке стационарного (ручного) металлоискателя, так как осуществление деятельности учреждения в отсутствие такой охраны не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение и делегирование выполнения отдельных полномочий структурным подразделениям не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к надлежащим ответчикам.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суд правомерно возложил на Администрацию города Омска обязанность по финансированию обеспечения охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Отсутствие специализированной охраны в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона об образовании организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н, Приложением № 3 к Порядку установлен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

Согласно пункту 11 Стандарта помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (Приложение № 3).

В соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Порядку), медицинский кабинет образовательного учреждения должен быть оборудован, в том числе: холодильник – 2 шт. (пункт 14), плантограф – 1 шт. (пункт 8), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплект (пункт 12), аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплект (пункт 13), зонды желудочные разных размеров – 4 шт. (пункт 28).

Ответчиками не отрицался факт отсутствия указанного оборудования в медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246».

Департаментом образования Администрации г. Омска не обжалуется решение в части возложения на него обязанности по финансированию приобретения указанного оборудования, в апелляционной жалобе выражено несогласие лишь с установленным судом сроком финансирования на осуществление этих мероприятий.

Данный довод жалобы судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

По общему правилу, закрепленному в статье 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Это предполагает добровольное исполнение в возможно более короткий срок решений суда лицами, на которых такими решениями возложены какие-либо обязанности. Порядок принудительного исполнения судебных решений установлен Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 30 которого определено, что срок добровольного исполнения решения должником не может превышать 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Условие о более длительном сроке исполнения решения было указано судом в соответствии с положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом характера нарушения, значимости вопроса в целях защиты прав несовершеннолетних и иных лиц в сфере создания безопасных условий обучения и воспитания.

Доводы жалоб о недостаточности средств в бюджете города Омска для финансирования всех мероприятий по содержанию муниципальных учреждений, правового значения для разрешения жалобы не имеет, так как отсутствие у должника достаточных собственных средств для исполнения обязательства не является обстоятельством, влекущим изменение срока его исполнения.

Согласно ст. 203 ГПК РФ ответчики не лишены возможности на стадии исполнения судебного решения ставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих его исполнению.

С учетом изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным. При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных жалоб ответчиков не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Омска от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2023 г.

Председательствующий: Табакова Е.А. Дело № 33-3176/2023

2-862/2023

55RS0007-01-2022-007803-66

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

председательствующего Пшиготского А.И.,

судей Оганесян Л.С., Петерса А.Н.,

при секретаре Шик Я.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 24 мая 2023 года гражданское дело по апелляционным жалобам ответчиков Администрации города Омска, Департамента образования Администрации города Омска на решение Центрального районного суда города Омска от 22 февраля 2023 года, которым постановлено:

«Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» (ИНН № <...>) по адресу осуществления образовательной деятельности: <...> двухмесячный срок со дня выделения финансирования департаментом образования Администрации города Омска устранить нарушения законодательства об образовании в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, а именно доукомплектовать медицинский кабинет учреждения следующим оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями): холодильником - 1 шт., плантографом – 1 шт., анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплектом, аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплектом, зондами желудочными разных размеров – 4 шт.

Обязать Бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» по адресу осуществления образовательной деятельности: <...> устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, а именно в двухмесячный срок со дня выделения финансирования Администрацией города Омска обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать департамент образования Администрации города Омска (ИНН № <...>) в срок до 01.08.2023 профинансировать приобретение вышеуказанного оборудования (оргтехники и медицинских изделий).

Обязать Администрацию города Омска (ИНН № <...>) в срок до 01.08.2023 профинансировать работы по устранению нарушений в Бюджетном дошкольном образовательном учреждении города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», а именно: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Взыскать с Бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей»,

заслушав доклад судьи областного суда Оганесян Л.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Исполняющий обязанности прокурора Центрального административного округа города Омска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к Бюджетному дошкольному образовательному учреждению г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» (далее – БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246»), Департаменту образования Администрации г. Омска, Администрации г. Омска об устранении нарушений законодательства.

В обоснование требований указано, что в отношении БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» была проведена проверка на предмет соблюдения законодательства об образовании, о безопасности воспитанников и сотрудников учреждения.

Проверкой установлено, что в нарушение требований Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях в медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» на момент проверки отсутствует следующее оборудование (оргтехника, медицинские изделия): холодильник (в соответствии со Стандартом предусмотрено 2 шт.), плантограф – 1 штука (пункт 8 Стандарта), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) - 1 комплект (п.12); аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплект (п.13); зонды желудочные разных размеров – 4 шт. (п. 28).

Изложенное послужило основанием для внесения заведующему образовательного учреждения 08.07.2022 представления об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка - детский сад № 246» в адрес учредителя направлено ходатайство о выделении денежных средств на приобретение медицинского оборудования. При этом на сегодняшний день вопрос о финансировании не решен, нарушения не устранены.

В ходе проверки в деятельности образовательного учреждения выявлены нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта. Учреждение является правообладателем здания, расположенного по адресу: <...>. Согласно акту о результатах категорирования объекта от 25.03.2022 учреждению присвоена 3 категория опасности.

Охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, БДОУ г. Омска Центр развития ребенка – детский сад № 246» не обеспечена в связи с отсутствием денежных средств.

Прокурор просил обязать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в двухмесячный срок со дня выделения финансирования департаментом образования Администрации города Омска устранить нарушения законодательства об образовании в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, а именно - доукомплектовать медицинский кабинет учреждения следующим оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями): холодильником - 1 шт., плантографом – 1 шт., анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплектом, аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплектом, зондами желудочными разных размеров – 4 шт.; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

обязать департамент образования Администрации города Омска в срок до 01.08.2023 профинансировать приобретение вышеуказанного оборудования (оргтехники и медицинских изделий);

обязать Администрацию города Омска в срок до 01.08.2023 профинансировать работы по устранению нарушений в БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», а именно: по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;

взыскать с БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» в доход бюджета города Омска государственную пошлину в размере 300 рублей.

Помощник прокурора ЦАО г. Омска Батищева Е.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержала.

Представитель ответчика заведующая БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» Леван М.А. не возражала против исковых требований прокурора, пояснив, что при наличии финансирования все недостатки будут устранены.

Представитель ответчика Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, в отзыве на исковое заявление возражал против исковых требований (л.д. 45-49).

Представитель ответчика Департамента образования Администрации г. Омска в судебном заседании участие не принимал, извещен надлежаще, в отзыве на исковое заявление возражал против исковых требований (л.д. 57-59).

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Администрация г. Омска просит отменить решение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Администрации.

Указано, что функции и полномочия учредителя муниципальных образовательных учреждений осуществляет Департамент образования Администрации г. Омска, который также является одним из главных распорядителей бюджетных средств г. Омска по ведомственной принадлежности. Администрация не является главным распорядителем средств бюджета города Омска.

Понятия «участие» и «обеспечение», «организация» не являются тождественными понятиями по логике законодателя, исходя из содержания Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Ссылаясь на положения об антитеррористической деятельности, указывает, что паспорт безопасности объекта, содержащий перечень мероприятий, направленных на поддержание антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, был согласован с рядом военизированных структур Омской области без каких-либо замечаний. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

На территории г. Омска преступлений террористической направленности в течение последних 12 месяцев не зарегистрировано.

Вопреки требованиям пп. 4 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ, истцом не конкретизировано, в чем именно состоит нарушение прав несовершеннолетних и неопределенного круга лиц со стороны Администрации города Омска. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности должна возлагаться на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на соответствующих объектах (территориях). Образовательная организация, обладая автономией, самостоятельно несет ответственность за невыполнение, ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.

Департамент образования, наделенный правами юридического лица, имеет самостоятельную смету расходов и самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, в финансовом органе, исполняющим бюджет гэ. Омска. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственность по обязательствам последнего. Обязанности по финансированию и материально-техническому оснащению возлагаются на учредителя.

Администрация не является субъектом, на который может быть возложена ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности.

Срок, установленный судом для исполнения решения, не имеет обоснования.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент образования Администрация г. Омска просит отменить (фактически изменить) решение суда в части срока исполнения, установить новый срок до 01.01.2024.

Указано, что поскольку БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» является бюджетным образовательным учреждением, то финансируется в полном объеме посредством субсидий, выделяемых департаментом образования в рамках муниципального задания, выдаваемого департаментом образования.

Бюджет города Омска на уже 2023 год утвержден.

Финансирование расходов местного бюджета представляет собой последовательное совершение действия и включает необходимость внесения изменений в бюджет муниципального образования город Омск в целях выделения денежных средств на устранение нарушений законодательства об охране здоровья, в связи с тем, что финансирование бюджетных учреждений осуществляется на основании бюджета города Омска, который формируется и утверждается на очередной финансовый год в форме нормативного акта, издаваемого Омским городским Советом.

Процедура внесения изменений в бюджет длится до 2х месяцев.

Департамент образования является лишь распорядителем денежных средств, которые доводит до подведомственных учреждений имеющиеся лимиты финансирования.

При определении срока, в течении которого решение суда должно быть исполнено, суд не учел, что финансирование деятельности ответчиков производится за счет бюджетных средств.

Для исполнения решения суда необходимо проведение множества подготовительных мероприятий (выделение финансирования, составление сметы расходов, объявление торгов, заключение необходимых договоров и т.д.), на что требуется большое количество времени.

В возражениях на апелляционные жалобы и.о. прокурора Центрального административного округа г. Омска просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители участия не приняли, извещены надлежащим образом, об отложении слушания по делу не просили.

Выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Омской области Никитина В.В., согласившегося с решением суда, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на апелляционные жалобы, коллегия судей приходит к следующему.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.

Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Как следует из пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

По смыслу пунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с пунктами 1, 8 части 1 статьи 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Как следует из материалов дела и установлено судом, БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ город Омск Омской области в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органом местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3 Устава).

В соответствии с пунктами 1.6, 1.8 названного Устава функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет уполномоченный орган местного самоуправления ? департамент образования Администрации города Омска, учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ г. Омск Омской области. Собственником имущества Учреждения является муниципального образование городское округ город Омск Омской области. Права собственника в отношении закрепленного за учреждением имущества осуществляет в пределах своей компетенции департамент имущественных отношений Администрации города Омска (л.д. 7-14).

Согласно разделу 5 Устава, недвижимое имущество принадлежит Учреждению на праве оперативного управления, соответственно объект права - здание по адресу:<...>, находится в оперативном управлении БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», что в судебном заседании не оспаривалось.

В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Центрального административного округа г. Омска проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасных условий пребывания и обучения несовершеннолетних в здании БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», в ходе которой выявлены нарушения, в том числе выразившиеся в ненадлежащем обеспечении пропускного и внутриобъектового режима, осуществление охраны объекта лицами, не обладающими специальными навыками, не прошедшими специальной подготовки, в отсутствие спецсредств для охраны и защиты от преступных посягательств, также выявлены нарушения требований Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи в образовательных организациях в медицинском кабинете Учреждения.

Пропускной и внутриобъектовый режим во время образовательного процесса в здании БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» осуществляется вахтером и сторожем, методом наблюдения и обхода территории, пропуск на территорию осуществляется через видеодомофон по спискам воспитанников, утвержденным заведующим, в связи с чем комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объекта не обеспечивается.

В медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» отсутствует следующее оборудование (оргтехника, медицинские изделия): холодильник (предусмотрено 2 шт.); плантограф – 1 шт.; анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплект; аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – комплект; зонды желудочные разных размеров – 4 шт.

По данным фактам в адрес руководителя образовательного учреждения прокурором округа направлялись представления об устранении нарушений законодательства, однако указанные нарушение не были устранены со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования на эти цели, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в части возложения обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие постоянной физической охраны объекта, организованной в соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от02.08.2019№ 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на ее территории и может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе в отношении несовершеннолетних воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите, что противоречит государственной политики в области обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суд первой инстанции возложил на Администрацию г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий по обеспечению охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. На образовательное учреждение возложена обязанность в течение 2х месяцев со дня выделения финансирования Администрацией г. Омска обеспечить охрану указанного объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования относительно устранения нарушений в части обеспечения охраны здоровья обучающихся, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие необходимого оборудования медицинского кабинета в соответствии с требованиями Приложения № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, Стандарта оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.20103 № 822 н, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью несовершеннолетних воспитанников.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований обеспечения охраны здоровья обучающихся, суд первой инстанции возложил на Департамент образования Администрации г. Омска обязанность осуществить финансирование мероприятий по доукомплектованию медицинского кабинета учреждения оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями) в срок до 01.08.2023. На образовательное учреждение возложена обязанность в течение 2х месяцев со дня выделения финансирования Департаментом образования Администрации г. Омска доукомплектовать медицинский кабинет учреждения необходимым оборудованием (оргтехникой и медицинскими изделиями).

Проверив изложенные выводы районного суда в пределах доводов апелляционных жалоб, коллегия судей не усматривает оснований для иной правой оценки спорных правоотношений, полагая их достаточно подробно аргументированными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, основанным на правильном применении норм материального права и представленных доказательствах, оценка которым дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Частью ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ на юридических лиц, использующих принадлежащее им на законных основаниях имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, возложена обязанность выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек (пункт 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

В силу пунктов 4, 6 статьи 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В силу части 3 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Согласно акту обследования и категорирования объекта (территории) БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», утвержденному 25.03.2020, учреждению установлена третья категории опасности (л.д. 34-37).

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования).

Пунктами 1, 5 Требований установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория).

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно подпункту «а» пункта 20 Требований пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается, в том числе посредством организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 24 Требований, в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются такие мероприятия как оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии.

Согласно подпункту «б» пункта 25 Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих Требований, осуществляются такие мероприятия как обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Таким образом, объекты (территории) третьей категории опасности должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и обеспечены непосредственной охраной сотрудниками указанных сторонних для охраняемого объекта организаций. Необходимость выполнения данных мероприятий обусловлена особым статусом образовательных организаций и необходимостью их большей антитеррористической защищённости.

Требуемые в рамках настоящего спора мероприятия, связанные с физическим присутствием сотрудников охранных организаций и, являются дополнительными, их необходимость обусловлена особым статусом образовательных учреждений и созданием условий для их большей антитеррористической защищенности, которая в силу пункта 17 постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что не может быть достигнуто без физического присутствия сотрудников охранных организаций.

Отсутствие на территории г. Омска в течение последних 12 месяцев преступлений террористической направленности, о чем указано в апелляционной жалобе, не является обстоятельством, освобождающим от исполнения установленных законом требований к обеспечению безопасности соответствующих объектов.

Не основано на законе и утверждение подателя жалобы о том, что Администрация г. Омска является ненадлежащим ответчиком, поскольку, согласно Уставу, учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является муниципальное образование городской округ город Омск.

В соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

Пунктом 32 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях: а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий); б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий); в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из содержания приведенного нормативного регулирования следует, что на Администрацию г. Омска, как орган местного самоуправления, возложена самостоятельная обязанность принимать необходимые меры в целях профилактики терроризма.

Деятельность департамента образования Администрации г. Омска регламентируется Положением о департаменте образования Администрации города Омска, утвержденным решением Омского городского Совета от 29.06.2011 № 413 «О департаменте образования Администрации города Омска», которым определено, что Департамент является структурным подразделением Администрации города Омска, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ город Омск Омской области функции в сфере образования и переданные отдельные государственные полномочия Омской области в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними.

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности департамента образования осуществляется за счет средств бюджета города Омска, в том числе субвенций, предоставленных из областного бюджета в установленном порядке (п. п. 1, 11).

Несмотря на то, что Департамент образования Администрации г. Омска наделен полномочиями главного распорядителя бюджетных средств города Омска по ведомственной принадлежности и обязан обеспечивать БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» необходимыми финансовыми средствами, это не исключает и ответственности Администрации г. Омска, обязанность которой обеспечить соблюдение вышеуказанных требований антитеррористической безопасности вытекает из права собственности на переданное здание.

При этом осуществление функций собственника такого здания ни Уставом БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246», ни положением «О департаменте образования Администрации города Омска» к полномочиям этого Департамента не отнесены.

Из материалов дела следует, что БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246» денежными средствами, необходимыми для организации надлежащей охраны объекта, не располагает. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

При указанных обстоятельствах суд правомерно возложил на Администрацию г. Омска как орган местного самоуправления обязанность по финансированию расходов на обеспечение физической охраны объекта и установке стационарного (ручного) металлоискателя, так как осуществление деятельности учреждения в отсутствие такой охраны не обеспечивает безопасность объекта в области антитеррористической защищенности, создает опасные условия для неопределенного круга лиц.

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение и делегирование выполнения отдельных полномочий структурным подразделениям не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, заявленных к надлежащим ответчикам.

Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суд правомерно возложил на Администрацию города Омска обязанность по финансированию обеспечения охраны образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Отсутствие специализированной охраны в здании образовательного учреждения отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении, в том числе несовершеннолетних воспитанников.

В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона об образовании организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.

Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 №822н, Приложением № 3 к Порядку установлен Стандарт оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.

Согласно пункту 11 Стандарта помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (Приложение № 3).

В соответствии со Стандартом оснащения медицинского блока отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (Приложение № 3 к Порядку), медицинский кабинет образовательного учреждения должен быть оборудован, в том числе: холодильник – 2 шт. (пункт 14), плантограф – 1 шт. (пункт 8), анализатор окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 комплект (пункт 12), аппаратно-программный комплекс для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья функциональных и адаптивных резервов организма – 1 комплект (пункт 13), зонды желудочные разных размеров – 4 шт. (пункт 28).

Ответчиками не отрицался факт отсутствия указанного оборудования в медицинском кабинете БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 246».

Департаментом образования Администрации г. Омска не обжалуется решение в части возложения на него обязанности по финансированию приобретения указанного оборудования, в апелляционной жалобе выражено несогласие лишь с установленным судом сроком финансирования на осуществление этих мероприятий.

Данный довод жалобы судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.

По общему правилу, закрепленному в статье 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Это предполагает добровольное исполнение в возможно более короткий срок решений суда лицами, на которых такими решениями возложены какие-либо обязанности. Порядок принудительного исполнения судебных решений установлен Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», статьей 30 которого определено, что срок добровольного исполнения решения должником не может превышать 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

Условие о более длительном сроке исполнения решения было указано судом в соответствии с положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, с учетом характера нарушения, значимости вопроса в целях защиты прав несовершеннолетних и иных лиц в сфере создания безопасных условий обучения и воспитания.

Доводы жалоб о недостаточности средств в бюджете города Омска для финансирования всех мероприятий по содержанию муниципальных учреждений, правового значения для разрешения жалобы не имеет, так как отсутствие у должника достаточных собственных средств для исполнения обязательства не является обстоятельством, влекущим изменение срока его исполнения.

Согласно ст. 203 ГПК РФ ответчики не лишены возможности на стадии исполнения судебного решения ставить вопрос об отсрочке исполнения решения суда при наличии исключительных обстоятельств, объективно препятствующих его исполнению.

С учетом изложенного обжалуемое решение является законным и обоснованным. При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие юридическое значение, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционных жалоб ответчиков не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

о п р е д е л и л а:

решение Центрального районного суда города Омска от 22 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 25 мая 2023 г.

33-3176/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
И.О. прокурора Центрального АО г. Омска
Ответчики
Департамент образования Администрация г. Омска
Администрация г. Омска
Бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска Центр развития ребенка - детский сад №246
Суд
Омский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.oms.sudrf.ru
04.05.2023Передача дела судье
24.05.2023Судебное заседание
25.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Передано в экспедицию
24.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее