Решение по делу № 2-1377/2022 от 25.03.2022

№ 2-1377/2022

64RS0047-01-2022-001603-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2022 г.                             г.Саратов

Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Долговой С.И.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой И.С., с участием представителя истцов Грачевой С.П., представителя ответчика Муратовой И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заявление Зинченко И.А., Козловой Л,В., Варченко Н.Г. к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии и взыскании судебных расходов,

установил:

Истцы обратились в суд с иском к Государственному учреждению - отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области (далее по тексту ГУ ОПФР по Саратовской области) о признании решения незаконным, возложении обязанности произвести перерасчет размера пенсии и взыскании судебных расходов, в обосновании требований указали, что <дата> Зинченко И.А. была назначена пенсия по старости в размере 13 825 руб. 75 коп., в том числе размер фиксированной выплаты страховой пенсии 6 044 руб. 48 коп. <дата> Козловой Л.В. была назначена пенсия по старости в размере 11 721 руб. 32 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии в размере 8 823 руб.74 коп.. <дата> Варченко Н.Г., была назначена пенсия по старости в размере 10 250 руб. 48 коп.. <дата> Зинченко И.А., <дата> Козлова Л.В. и 06 декабре 2021 г. Варченко Н.Г. получили выписки о сведениях по состояниям индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При ознакомлении с которыми они обнаружили, что: сведений о среднемесячном заработке за 1999 год в выписке не имеется; среднемесячные заработки за 2000-2001 года у истцов Зинченко И.А., Козловой Л.B. и Варченко Н.Г. не соответствуют действительности и очень сильно занижены. Мировым судьей судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области было установлено, что МУП ПУ «Водоканал» занижал заработную плату в период с 1999 - 2001 год и было вынесено решение по делу от <дата>, где суд обязал МУП ПУ «Водоканал» произвести перерасчет заработной платы за 1999,2000, 2001 год. Согласно перерасчету заработной платы в период с 1999 по 2001 года МУП ПУ «Водоканал» Зинченко И.А. была до начислена и выплачена заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 49 548 руб. 72 коп., Козловой Л.B. за вышеуказанный период МУП ПУ «Водоканал» была до начислена и выплачена заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 26 245 руб. 09 коп., Варченко Н.Г. за вышеуказанный период МУП ПУ «Водоканал» была до начислена и выплачена заработная плата, в соответствии с решением суда, в размере 35 994 руб. 23 коп.. Однако, как видно из выписок от <дата>, <дата>г. и <дата> в сведениях о состоянии индивидуального лицевых счетов застрахованного лица, данные доначисления не отражены. На основании данных обстоятельств, <дата> Зинченко И.А и Козлова Л.В., а также и <дата> Варченко Н.Г. обратились в ГУ ОПФ РФ по Саратовской области с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы. 08 и <дата> на свои заявление, Зинченко И.А. и Козлова Л.В. получили от ГУ ОПФ РФ по Саратовской области ответы за от <дата> и за № К-195-5613-1589 от <дата> соответственно об отказе в перерасчете размера страховой пенсии. <дата>, Варченко Н.Г. получила на свое заявление от ГУ ОПФ РФ по Саратовской области ответ за № В-830-5613-247<дата> и за № К-195-5013-1589 от <дата> об отказе в перерасчете размера страховой пенсии. По мнению ГУ ОПФ РФ по <адрес> оснований для перерасчета пенсии по сведениям, содержащимся в представленных документах, исходя из которых истцы Зинченко И.А., Козлова Л.B. и Варченко Н.Г. просили произвести расчет размера пенсии не имеется, так как они не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

Считаем отказ ответчика - в перерасчете размера пенсии необоснованным, поскольку согласно решения Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от <дата>, истец Зинченко И.А. получила от ответчика, в порядке добровольного исполнения решения суда, перерасчет по заработной платы в размере 49 548 руб. 72 коп. следующим образом: 5 173 руб. на сберегательный счет , открытый в 3AО «Экономбанк», 44 375 руб. 72 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежным средствами. Согласно решения Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области по делу № 2-109/2004 от <дата>, истец Козлова Л.П. получила от ответчика, в порядке добровольного исполнения решения суда, перерасчет заработной платы в размере с размере 26 245 руб. 09 коп. следующим образом: 2 740 руб. на сберегательный счет , открытый в ЗАО «Экономбанк»; 23 505 руб. 09 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежным средствами. Согласно решения Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельс Саратовской области по делу № 2-109/2004 от <дата> г., истец Варченко Н.Г. получила от ответчика, в порядке добровольного исполнения решения суда, перерасчет заработной платы в размере с размере 35 994 руб. 23 коп. в кассе МУП Водоканала наличными денежными средствами. Согласно архивных справок от <дата>, от <дата> и от <дата> в период за 2000-2001 годы заработные плат истцам Зинченко И.А., Козловой Л.B. и Варченко Н.Г. во исполнение решения Мирового судьи судебного участка № 1 города Энгельса Саратовской области делу от <дата> была пересчитаны в сторону увеличения.

На основании изложенного и с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ истцы просят признать незаконными отказы ГУ ОПФР по Саратовской области в перерасчете размера страховой пенсии Зинченко И.А., Козловой Л.B. и Варченко Н.Г.. Обязать ГУ ОПФР по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Зинченко И.А., начиная с <дата>г., с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу от <дата>; произвести перерасчет размера пенсии Козловой Л.В., начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от <дата> и справкой МУП «ПУ Водоканал» от <дата>; произвести перерасчет размера пенсии Варченко Н.Г., начиная с <дата>, с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-157/2004 от <дата> и справкой МУП «ПУ Водоканал» от <дата> ГУ ОПФР по Саратовской области в пользу истцов расходы по оплате услуг представителя в размере 25 000 руб. в пользу каждой.

Представитель истцов Грачева С.П. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила требования удовлетворить.

Представитель ответчика Муратова И.Ю. поддержала возражения на исковое заявление, просила в иске отказать (л.д.89-94).

Истцы и третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела, в представленных заявлениях просили дело рассмотреть без их участия.

Суд, с учетом мнения явившихся представителей сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, по имеющимся в деле доказательствам, в силу ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав пояснения представителей истцов и ответчика, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статья 19 Конституции РФ, закрепляет равенство всех перед законом и судом.

Согласно ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется, каждый вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом.

Как следует из ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В силу ч.3 ст. 123 Конституции РФ, ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Положения ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из п. 2 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установленный положениями п. 3 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии при оценке приобретенных до 01 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц в части, касающейся определения размера среднемесячного заработка застрахованного лица, в равной мере распространяется на всех лиц, у которых право на назначение трудовой (с 01 января 2015 г. - страховой) пенсии по старости возникло после указанной даты, обеспечивает индивидуализацию размера трудовой (страховой) пенсии по старости, обусловленную правовой природой и целевым назначением данной выплаты, исключает возможность произвольного установления пенсионного обеспечения и, по существу, воспроизводит действовавший ранее порядок определения среднемесячного заработка в целях исчисления размера трудовых пенсий по старости, закрепленный ст. 102 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (определения от 04 апреля 2017 г. № 696-О, от 28 ноября 2019 г. № 3181-О).

Действующий с 01 января 2015 г. порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

Пунктом 22 Правил № 884н установлено, что территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

Исходя из приведенных нормативных положений назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции; принимает заявление о назначении страховой пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления; дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно, предоставляет возможность предоставить недостающие документы; в случае непредставления заявителем по собственной инициативе необходимых для назначения страховой пенсии документов пенсионный орган осуществляет их запрос в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных им организациях, в распоряжении которых находятся такие документы; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; принимает решения о назначении страховой пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов.

Согласно ст. 30.3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), подлежит перерасчету, в том числе в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Закона при установлении ему трудовой пенсии.

В ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось сторонами, что <дата> Зинченко И.А., была назначена пенсия по старости в размере 13 825 руб. 75 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии- 6 044 руб., 48 коп. и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС 050-211-5876 99. <дата> Козловой Л.В., была назначено пенсия по старости в настоящее время в размере 11 721 руб. 32 коп., в том числе размер фиксированной выплаты к страховой пенсии – 8 823 руб. 74 коп., и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС 050-455-841 41. Варченко Н.Г. была назначено пенсия по старости в настоящее время в размере 10 250 руб. 40 коп. и заведено пенсионное дело на основании СНИЛС 050-212-528 92.

<дата> Зинченко И.А., <дата> Козлова Л.В. и <дата> Варченко Н.Г. получили выписки о сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, при ознакомлении с которыми истцы обнаружили, что сведений о среднемесячном заработке за 1999 год в выписке не имеется, среднемесячный заработок за 2000-2001 года у истцов Зинченко И.А., Козловой Л.В., Варченко Н.Г. не соответствует и очень сильно занижен.

<дата> Зинченко И.А. и Козлова Л.В., <дата> Варченко Н.Г. обратились в ГУ ОПФ РФ в Саратовской области с письменными заявлениями о перерасчете пенсии, приложив решение суда и справку о перерасчете заработной платы, приложив копию решения мирового судьи судебного участка № 1 г.Энгельса Саратовской области от <дата> по гражданскому делу № 2-109/2004, копии справок МУП «ПУ «Водоканал» (л.д.45-48,59-62,76-77).

Из ответов ГУ ОПФ РФ в Саратовской области следует, что пенсионный орган отказал в перерасчете размера пенсии истцов на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 г. Энгельса Саратовской области от <дата>, поскольку доначисленные суммы заработной платы не отражены в сведения индивидуального (персонифицированного) учета (л.д. 40,54,68).

Согласно решению суда мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от <дата>, истец Козлова Л.В. получила перерасчет заработной платы в размере 26 245 руб. 09 коп. следующим образом: 2 740 руб. на сберегательный счет , открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберегательной книжкой (л.11-12,37), 23 505 руб. 09 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.

Согласно решения суда мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу от <дата>, истец Зинченко И.А. получила перерасчет заработной платы в размере 49 548 руб. 70 коп. следующим образом: 5 173 руб. на сберегательный счет , открытый в ЗАО «Экономбанк», что подтверждается сберегательной книжкой (л.д.52), 44 379 руб., 70 коп. в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.

Согласно решения суда мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по делу от <дата>, истец Варченко Н.Г. получила перерасчет заработной платы в размере 35 994 руб. 19 коп., которые были получены последней в кассе МУП Водоканал наличными денежными средствами.

Указанными выше решениями мирового судьи судебного участка № 1 г.Энгельса Саратовской области, вступившими в законную силу на МУП «ПУ «Водоканал» возложена обязанность произвести перерасчет заработной платы в том числе и истцам за 1999, 2000, 2001 годы с учетом разряда и ставки рабочего первого разряда, определяемой по сообщению Госстроя РФ и п. 5.1 Отраслевого тарифного соглашения по организациям жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно архивных справок: от <дата> в отношении Козловой Л.В., от <дата> в отношении Зинченко И.А., от <дата> в отношении Варченко Н.Г., в период за 2000-2001 годы заработная плата истцов во исполнении решений мирового судьи судебного участка №1 города Энгельса Саратовской области по гражданским делам №2-109/2004 от <дата>, от <дата>, от <дата> была пересчитана в сторону увеличения (л.д.46,60,72).

По сведениям ГУ - УПФ РФ корректирующие сведения за 1999 – 2001 годы страхователем МУП ПУ «Водоканал» не представлялись. МУП ПУ «Водоканал» снят с учета в налоговом органе (ликвидирован вследствие банкротства) <дата>.

В архивных справках, выданных МУП «Энгельс-Водоканал» на основании договора на оказание услуг по архивному хранению документации, размер заработной платы Зинченко И.А., Козловой Л.В., Варченко Н.Г. за 2000 – 2001 годы указан без учета произведенных доначислений, данные обстоятельства также подтверждаются расчетными листами представленными в материалы дела за рассматриваемый период времени, в отношении истцов.

С учетом установленных обстоятельств по делу, а также с учетом требований действующего законодательства, поскольку работодателем МУП «УП «Водоканал» недоначислялась часть заработной платы Зинченко И.А., Козловой Л.В., Варченко Н.Г. за период 2000 – 2001 годов, то суммы недоначисленной заработной платы не отражены в выписке из индивидуального лицевого счета истцов за указанный период и не вошли в состав заработка за 2000 – 2001 годы, определяемого в целях оценки пенсионных прав, что повлияло на размер страховой пенсии.

Проанализировав представленные сторонами доказательства в их совокупности и во взаимосвязи с доводами и возражениями участвующих в деле лиц по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что недоначислением и невыплатой заработной платы в полном объеме в период 2000 – 2001 года, непредоставлением корректирующих сведений в пенсионный орган работодатель нарушил пенсионные права истца, и учитывая, что необходимость перерасчета заработной платы Зинченко И.А., Козловой Л.В., Варченко Н.Г. за период 2000- 2001 годов подтверждена вступившим в законную силу судебными решениями, в справками МУП «УП «Водоканал», отвечающие необходимым условиям, предусмотренным законом, содержатся сведения о размере заработной платы с учетом доначислений, требования истцов к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области являются обоснованными.

В соответствии с п. 1 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при назначении трудовой пенсии по старости осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по приведенной в данной статье формуле.

Согласно п. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи.

В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные п.п. 3 и 4 ст. 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абз. 7 п. 3 и абз. 4 п. 4 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Согласно письму Министерства труда и социального развития Российской Федерации №-ЮЛ и Пенсионного фонда Российской Федерации № ЛЧ-06-27/9704 от 27 ноября 2001 г., если невозможно документально подтвердить среднемесячный заработок в связи с утратой работодателем первичных документов о заработке, то могут быть представлены документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии, в том числе документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Исходя из приведенных норм закона, с учетом того, что размеры заработных плат с учетом доначислений Зинченко И.А., Козловой Л.В., Варченко Н.Г. за период 2000-2001 годов подтверждены вступившим в законную силу судебным постановлением и справками МУП УП «Водоканал», отвечающим необходимым условиям, суд считает возможным возложить на пенсионный орган обязанность произвести перерасчет пенсии истцов по сведениям, содержащимся в указанных документах.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 и 5 настоящей статьи, производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В виду изложенного, суд руководствуясь положениями п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», приходит к выводу, что перерасчета размера пенсии Зинченко И.А., Козловой Л.В. подлежит начиная с 01 января 2022 г. и Варченко Н.Г. подлежит начиная с 01 февраля 2022 г..

В силу положений ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно договоров: на возмездное оказание юридических услуг от <дата> заключенного между Козловой Л.В., на возмездное оказание юридических услуг от <дата> заключенного между Зинченко И.А., на возмездное оказание юридических услуг от <дата> заключенного между Варченко Н.Г. и Грачевой С.П., стороны пришли к соглашение об оплате услуг представителя в размере 25 000 руб., согласно расписок приложенных к договорам сторонами оплаты за услуги представителя в размере 25 000 руб. каждой, были произведены в полном объеме (л.д.39,53,67). Данные расходы заявлены истцами ко взысканию с ответчика.

Как следует из п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

В соответствии с п.п. 12, 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от
<дата> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. Разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Учитывая объем правовой помощи, оказанной истцам, категорию и сложность рассматриваемого спора, продолжительность судебного разбирательства, суд полагает заявленную сумму расходов на оплату услуг представителя, не отвечающей критерию разумности, и с учетом положений ч. 1 ст. 100 ГПК РФ считает необходимым взыскать с ответчика по 5 000 руб. в пользу каждого из истцов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования Зинченко И.А., Козловой Л,В., Варченко Н.Г., удовлетворить частично.

Признать незаконными отказы ГУ ОПФР по Саратовской области в перерасчете размера страховой пенсии Зинченко И.А., Козловой Л,В., Варченко Н.Г..

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Зинченко И.А., начиная с 01 февраля 2022 г., с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-246/2003 от 12 мая 2003 г. и архивной справкой МУП «Энгельс-Водоканал» № 3807 от 14 декабря 2021 г.

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Козловой Л,В., начиная с 01 февраля 2022 г., с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-109/2004 от 28 апреля 2004 г. и справкой МУП «ПУ Водоканал» №179 от 31 мая 2004 г.

Обязать государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области произвести перерасчет размера пенсии Варченко Н.Г., начиная с 01 февраля 2022 г., с учетом заработной платы за 2000, 2001 г.г., подтвержденной решением мирового судьи судебного участка №1 г. Энгельса Саратовской области по делу №2-157/2004 от 29 апреля 2004 г. и справкой МУП «ПУ Водоканал» №3806 от 14 декабря 2021 г.

Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Зинченко И.А. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.

Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Козловой Л,В. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.

Взыскать с государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области в пользу Варченко Н.Г. расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Октябрьский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья     С.И. Долгова

2-1377/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Зинченко Ирина Александровна
Варченко Наталия Геннадьевна
Козлова Лидия Васильевна
Ответчики
Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области
Другие
Муратова Инна Юрьевна
Грачева Светлана Петровна
ООО "Концессия водоснабжения - Саратов"
муниципальное унитарное предприятие "Энгельс-Водоканал"
Суд
Октябрьский районный суд г. Саратов
Судья
Долгова Светлана Ивановна
Дело на странице суда
oktyabrsky.sar.sudrf.ru
25.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2022Передача материалов судье
31.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.04.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
23.05.2022Судебное заседание
27.05.2022Судебное заседание
03.06.2022Судебное заседание
10.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее