Дело № 2-815/2019
Заочное решение
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова А.В. при секретаре Никоновой Е.Г. с участием
истца Ивановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 31 января 2019 года гражданское дело по иску государственной жилищной инспекции по г. Сыктывкару в интересах Ивановой Е.И. к ООО "СпецМонтажСервис" о возложении обязанности провести восстановительные работы в многоквартирном доме,
установил:
государственная жилищная инспекция по г. Сыктывкару обратилась в суд с иском в интересах Ивановой Е.И. к ООО "СпецМонтажСервис" о возложении обязанности провести восстановительные работы повреждённого участка чердачного перекрытия над туалетом жилого помещения по адресу: ... и восстановить теплотехнические свойства чердачного перекрытия.
Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени его рассмотрения в соответствии с требованиями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивала, согласилась на вынесение заочного решения.
Иные лица в судебное заседание не явились.
Суд с учетом положений ст. 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц в порядке заочного производства.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что требования подлежат удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Судом установлено, что государственной жилищной инспекцией по городу Сыктывкару на основании распоряжения руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) за №... от ** ** ** была назначена проверка по обращению жильца квартиры ... ** ** ** М.А.
Согласно акта проверки от ** ** ** установлено, что в квартира истца - № ... расположена на втором этаже двухэтажного деревянного дома. В кухонном помещении имеются сухие следы протечек на потолке; в туалете имеются сухие следы протечек, сквозное отверстие в чердачном перекрытии, образовавшееся в результате разрушения штукатурного слоя и загнивания досок потолка в связи с протечками с кровельного покрытия. На момент обследования крыши и чердачного помещения установлено наличие: сухих следов протечек кровельного покрытия на туалетом квартиры № ... в местах примыкания кровельного покрытия со слуховым окном, над туалетом наблюдается проседание чердачного перекрытия, в чердачном перекрытии имеется сквозное отверстие, выходящее в туалет квартиры № ..., образовавшееся из-за загнивания досок чердачного перекрытия, чем нарушены теплотехнические свойства чердачного перекрытия; повреждения кровельного покрытия в виде сквозного отверстия с сухими следами протечек над кухонным помещением квартиры № ...; повреждение конька крыши над квартирой № ...; повреждение кровельного покрытия в виде сколов над комнатой (спальней) квартиры № ....
По данным фактам Государственной жилищной инспекцией по городу Сыктывкару ООО "СпецМонтажСервис" было выдано предписание ** ** ** от ** ** ** – в срок до 23.08.2018 провести восстановительные работы повреждённого участка чердачного перекрытия над туалетом жилого помещения по адресу: ..., и восстановить теплотехнические свойства чердачного перекрытия, а также восстановить повреждённые участки кровельного покрытия, конька крыши, мест примыкания кровельного покрытия со слуховым окном над квартирой № ....
Распоряжением руководителя Службы Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) за ** ** ** от ** ** ** было назначено проведение проверки исполнения предписания №... от ** ** **.
31.08.2018 по результатам проверки предписания установлено, что ООО "СпецМонтажСервис" во исполнение предписания проведены восстановительные работы в отношении кровельного покрытия и конька над кв. № №... в остальной части предписание не выполнено.
Так как в установленные предписанием сроки ответчик не принял мер по устранению нарушений, протоколом № 102 от 31.08.2018 в отношении ООО "СпецМонтажСервис" было возбуждено дело о привлечении к административной ответственности по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи Пушкинского судебного участка города Сыктывкара в период замещения мирового судьи Краснозатонского судебного участка города Сыктывкара от 09.10.2018, вступившим в законную силу, ООО "СпецМонтажСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения по ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
На основании ч. 4 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по аналогии с ч. 4 ст. 61 указанного Кодекса, суд приходит к выводу о том, что указанное вступившее в законную силу постановление суда по делам об административных правонарушения имеет значение в рассматриваемом споре, поскольку предметом судебного разбирательства являются гражданско-правовые последствия бездействия лица, в отношении которого вынесено это постановление.
Аналогичная позиция изложена в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении».
Предписание об устранении нарушений законодательства до настоящего времени ответчиком не исполнено, нарушения не устранены, тем самым нарушены права истца.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации помещения в многоквартирном жилом доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, являются общим имуществом в многоквартирном доме и принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ. Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491 утверждены Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно положениям ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
При этом надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно ч. 2.3 указанной статьи при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
П. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
При этом согласно п. 11 указанных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 данных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах «а» - «д» п. 2 данных Правил.
Частью 1.2 указанной нормы предусмотрено, что состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение требований ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416 утверждены Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, которые устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.
При этом согласно с п. 2 указанных Правил под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 3 данных Правил управление осуществляется в отношении каждого отдельного многоквартирного дома как самостоятельного объекта управления с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, а также исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (далее – минимальный перечень).
Согласно п. 4 минимального перечня надлежащее содержание крыш многоквартирных домов включает в себя выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с п. 4.3.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать: устойчивость, теплоустойчивость, отсутствие прогибов и колебаний, трещин; исправное состояние перекрытий; устранение повреждений перекрытий, не допуская их дальнейшего развития; восстановление теплотехнических (перекрытия чердачные, над подвалами), акустических, водоизоляционных (перекрытия в санитарных узлах) свойств перекрытий, а также теплогидроизоляцию примыканий наружных стен, санитарно-технических устройств и других элементов.
Кроме того, ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме, за исключением видов работ, относящихся к работам по капитальному ремонту, если такие работы будут выявлены в результате обследования.
В соответствии со ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу ст. 57 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Доказательств того, что виды работ, которые необходимо будет произвести для устранения нарушений, относятся к работам по капитальному ремонту, обязанности по проведению которых на ответчика не возложены, суду не представлено.
С учетом изложенного, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные исковые требования.
Кроме того, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью "СпецМонтажСервис" обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу провести восстановительные работы повреждённого участка чердачного перекрытия над туалетом жилого помещения по адресу: ..., и восстановить теплотехнические свойства чердачного перекрытия.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "СпецМонтажСервис" государственную пошлину в доход бюджета МО ГО "Сыктывкар" в размере 6000 руб.
Ответчиком в течение 7 дней со дня получения копии решения может быть подано в Сыктывкарский городской суд Республики Коми заявление о его отмене.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий Попов А.В.
...