КОПИЯ
70RS0003-01-2020-010449-81
Дело № 2а-803/2021
Р ЕШ Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 января 2021 года Октябрьский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Кучеренко А.Ю.,
при секретаре Кузнецовой Г.Т.,
помощник судьи Изотова Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску к Тарновской А.В. о взыскании налоговой задолженности и пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по г. Томску (далее по тексту ИФНС по г. Томску, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Тарновской А.В., в котором просит взыскать с административного ответчика налоговую задолженность в общем размере 5081,14 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 5022 руб., пеня за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в сумме 59,14 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик является собственником объекта недвижимости, а именно: квартиры по адресу: ..., кадастровый ..., площадью 36,10 кв.м, квартира по адресу: ..., кадастровый ..., площадью 69 кв.м, следовательно, плательщиком налога на имущество физических лиц. Налогоплательщику проведено исчисление налога на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 5022 руб. В установленный законом срок указанный налог оплачен не был, в связи с чем административному ответчику начислена пеня в сумме 59,14 руб. По требованию об уплате пени, обязательство также не было исполнено. В связи с неуплатой налога, пени, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, который в последующем был отменен по заявлению должника.
Представитель административного истца ИФНС России по г. Томску, административный ответчик Тарновская А.В., будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, не явились, о причинах неявки суд не известили.
Суд, руководствуясь ч. 2 ст. 289 КАС РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
На основании ч.6 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах и за своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы. (ч.1 ст. 30 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 2 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) определена как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов (п.1).
При этом в соответствии с п.4 данного Постановления Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Федеральной налоговой службы России от 05.06.2018 № ММВ-7-8/373@ Инспекции Федеральной налоговой службы, поименованные в приложении N 1 к настоящему приказу, наделены бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов (п. 5.2 Приказа).
Одной из таких инспекций в п. 739 приложения № 1 к названному Приказу указана Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Томску.
Таким образом, в данном случае административный истец ИФНС по г. Томску наделена в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, а потому в силу ст. 286 КАС РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением о взыскании с физического лица денежных сумм в счет уплаты налоговой задолженности.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичные требования закреплены в п. 1 ст. 3 и абз. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.
Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 КАС РФ.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (п. 1 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п.6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым уведомлением № 32120303 от 04.07.2019 Тарновской А.В. сообщалось о начислении ей налога на имущество физических лиц за 2018 год на сумму 5022 руб. со сроком уплаты до 02.12.2019.
В связи с неуплатой указанного налога в установленный срок в адрес налогоплательщика направлено требование № 8261, в котором указана сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год, подлежащего уплате, а также пени и установлен срок для исполнения требования - до 13.03.2020.
Требования налогоплательщиком не исполнено.
Из дела видно, что ИФНС по г. Томску обратилась к мировому судье судебного участка № 7 Октябрьского судебного района г. Томска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Тарновской А.В. задолженности в размере 5081,14 руб.
Судебный приказ вынесен 09.06.2020, определением мирового судьи от 06.07.2020 судебный приказ отменен, то есть последним днем обращения в суд с данным административным исковым заявлением является 09.01.2021.
Настоящее административное исковое заявление направлено ИФНС по г. Томску почтовым отправлением, сдано в отделение связи 17.12.2020, поступило в суд 18.12.2020.
Таким образом, видно, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании налоговой недоимки и обращение с настоящим административным иском после отмены судебного приказа налоговый орган осуществил в установленные пунктами 2 и 3 статьи 48 НК РФ шестимесячные сроки.
На основании положений ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования имущество, в том числе квартира.
Установлено, что Тарновская А.В. является собственником недвижимого имущества:
- квартиры по адресу: ... кадастровый ..., площадью 36,10 кв.м,
- квартиры по адресу: ..., кадастровый ..., площадью 69 кв.м,
что подтверждается представленными налоговым органом сведениями об имуществе налогоплательщика – физического лица.
Административным истцом исчислен налог на указанное имущество в размере 5022 руб. за 2018 год.
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц за налоговые периоды с 2016 года установлен главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в п. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 п. 1 ст. 402 НК РФ.
Согласно ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
Сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса Российской Федерации. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации (п. 1, 2 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования в пределах от 0,3 до 2 процентов в случае суммарной стоимости объектов свыше 500000 руб.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 на 2018 год установлен коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 "Налог на имущество физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,481.
Согласно п.п. 2, 3 Решение Думы Города Томска от 11.11.2014 N 1145 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц", действующего в период исчисления налога, налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из инвентаризационной стоимости объектов налогообложения в соответствии со статьей 404 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом пункта 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации.
Этим же решением установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости и вида объектов налогообложения согласно приложению 1 к настоящему решению, в соответствии с которым налоговая ставка при суммарной инвентаризационной стоимости объекта налогообложения, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) от 1000000 руб. до 1200000 руб. составляет 0,42 %.
Ответчику был исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 5022 рублей из расчета: 1195721,6 руб. x 1 (доля ответчика в праве) x ставка налога (0,42%).
Размер налога на имущество физических лиц за 2018 год административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оплачен.
В соответствии с ч.1 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Соответственно обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год должна была быть исполнена ответчиком в срок до 01.12.2019 включительно, а с 02.12.2019 у ответчика допущена просрочка уплаты указанного налога.
Исходя из положений ст. 72 Налогового кодекса РФ пеня является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, при этом пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Согласно ч. 2 ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как видно из представленного административным истцом расчета пени за просрочку уплаты имущественного налога за 2018 год за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 составляет 59,14 руб., рассчитанная по соответствующей формуле
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Формула |
Неустойка |
|||
с |
по |
дней |
|||||
5 022,00 |
03.12.2019 |
- 15.12.2019 |
13 |
6.5 |
5 022,00 ? 13 ? 1/300 ? 6.5% |
14,15 р. |
|
5 022,00 |
16.12.2019 |
- 27.01.2020 |
43 |
6.25 |
5 022,00 ? 43 ? 1/300 ? 6.25% |
44,99 р. |
|
Сумма основного долга: 5 022,00 руб. |
|||||||
Сумма неустойки: 59,14 руб. |
Суд проверив представленный расчет признает его правильным, считает возможным согласиться с ним.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В связи с тем, что административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика в соответствии с подп.1 п.1 ст.333.19, подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административный иск инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Томску удовлетворить.
Взыскать с Тарновской А.В. в пользу соответствующего бюджета денежные средства в счет уплаты налоговой задолженности в общем размере 5081,14 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 5022 руб., пеня за просрочку уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год за период с 03.12.2019 по 27.01.2020 в размере 59,14 руб.
Взыскать с Тарновской А.В. в пользу местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Октябрьский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 10.02.2021.
Копия верна Судья А.Ю. Кучеренко Секретарь: Г.Т. Кузнецова «__» _____________ 2021 года |
Судья /подпись/
Оригинал находится в деле № 2а-803/2021 Октябрьского районного суда г. Томска