Решение по делу № 2-3379/2023 от 04.10.2023

Дело № 2-3379/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 ноября 2023 года     город Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего Дзюба В.Г.,

при секретаре судебного заседания Синцовой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Карабашевич Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Карабашевич Николии Чарлиевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма,

установил:

истец обратилась в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма, ссылаясь на то, что с 2012 года она и ее дочь постоянно проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, ком. <адрес>. Указанное жилое помещение предоставлено истцу на основании ордера .1 от ДД.ММ.ГГГГ выданный коммунальным предприятием «Жилсервис-15». Истец обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, истец просила суд признать за ней и ее дочерью право пользования указанным жилым помещением на условиях социального найма, обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с Карабашевич Еленой Александровной договор социального найма указанного жилого помещения включить в указанный договор в качестве члена семьи дочь Карабашевич Николию Чарлиевну.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 24.10.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда".

        Истец Карабашевич Елена Александровны, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Карабашевич Николии Чарлиевны в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, просила рассматривать дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить (л.д. 143). При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.

Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление с отметкой о вручении (л.д. 178). При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда", в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление с отметкой о вручении (л.д. 177,179,180,181). Доказательств уважительности причин неявки не представили, ходатайств об отложении не заявляли. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.

В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.

Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.

Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, ком. <адрес> зарегистрированы: Карабашевич Елена Александровна ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ, Карабашевич Николия Чарлиевна ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 62).

Коммунальным предприятием на имя ФИО5 был выдан ордер .1 от ДД.ММ.ГГГГ на занятие жилой площади в общежитии комнаты , расположенной по адресу: <адрес>(л.д. 27).

Как следует из свидетельства о заключении брака истцу ФИО7 присвоена фамилия «ФИО6» (л.д. 25).

Истцу для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, в связи с трудоустройством и работой в (л.д. 28).

На основании приказа Фонда коммунального имущества от ДД.ММ.ГГГГ общежитие по адресу: <адрес> было передано в коммунальную собственность города и зачислено на баланс коммунального предприятия (л.д. 31-37).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и коммунальным предприятием был заключен договор в бессрочное пользование жилой площадью в общежитии - на комнату по <адрес> городе Севастополе (л.д. 29).

После ликвидации коммунальных жилищно-эксплуатационных предприятий Севастопольского городского Совета на основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ , распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ - «Об определении зон обслуживания многоквартирных домов на территории города Севастополя» (с изменениями, внесенными распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ ) здание по <адрес> городе Севастополе было передано на обслуживание государственного унитарного предприятия города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» в качестве многоквартирного дома (л.д. 38-39).

16.09.2015 между Троско (Карабашевич) Е.А. и государственным унитарным предприятием города Севастополя «Управляющая компания «Общежития Севастополя» был заключен договор № 17 пользования жилой площадью в общежитии, без установления срока его действия (л.д. 30).

В подтверждение того, что истец несет бремя содержания указанного жилого помещения, предоставила копии платежных документов оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги за 2018-2021 годы (л.д. 144-171).

Карабашевич Елена Александровна обратилась в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма спорной комнаты.

ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении государственной услуги (исх. ) по тем основаниям, что жилое помещение, расположенное по адресу; <адрес>, ком. <адрес> относится к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «О включении жилых помещений общежитий в Реестр <адрес>» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития. Заключение (изменение) договора социального найма на жилое помещение в общежитии противоречит статьям 92, 94, 100 Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствии с которыми жилые помещения общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения и могут быть переданы гражданам во временное пользование на условиях договора найма специализированных х помещений. В соответствии с распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ «Об изъятии недвижимого имущества - жилых помещений общежитий, из оперативного управления Государственного бюджетного учреждения города Севастополя «Городская служба жилищного фонда» и закреплении на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным    предприятием «Центр эффективного использования собственности города». Учитывая изложенное, в соответствии с Положением о Департаменте капитального строительства    города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -ПП, у Департамента капитального строительства города Севастополя отсутствуют полномочия по распоряжению указанным имуществом, в связи с чем основания внесения изменений в договор социального найма отсутствуют (л.д. 72-73).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес> – жилое помещение общежития, общая площадь 16,8 кв.м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента по имущественным и земельным отношениям <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ как имущество, находящееся в казне <адрес>, и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ <адрес> "Городская служба жилищного фонда" на основании распоряжения Департамента -РДИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 64).

Как следует из материалов дела от 27.09.2021, спорное жилое помещение не поставлено на государственный кадастровый учет (л.д. 65).

По состоянию на 13.10.2023 в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, составляющее имущественную казну (л.д. 65).

В соответствии со статьей 2 Федерального конституционного закона от                    21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Статьей 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 данного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Согласно статье 23 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Следовательно, право пользования спорным жилым помещением возникло у истца в соответствии с ранее действовавшим на территории города Севастополя жилищным законодательством Украины.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ -РДИ жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. <адрес> включено в Реестр собственности города Севастополя как жилое помещение общежития (л.д. 65).

Жилищный кодекс Российской Федерации классифицирует жилищный фонд в зависимости от целей его использования на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд и жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов.

К специализированному жилищному фонду положения пункта 2 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации относят совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV Кодекса жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

В силу части 1 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по договорам найма специализированных жилых помещений, которые существенно отличаются от договоров социального найма правовой природой, субъектным составом, основаниями и условиями предоставления жилых помещений, правами и обязанностями сторон.

Согласно части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения, общежития.

На основании части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Материалы дела не содержат доказательств отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиям части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Сведения о том, что жилое помещение – комната по адресу: <адрес>, является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.

Из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, согласно сведениям, представленным Департаментом капитального строительства города Севастополя по спорному адресу здания было заключено 34 договора социального найма жилых помещений (л.д. 89-93).

Тогда, сам факт принятия решения о передаче в муниципальную собственность здания общежития, которое находилось в государственной или иной собственности, предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Принимая во внимание, что истцу была выделена жилая комната , истец постоянно проживал в спорном жилом помещении с 2012 года, зарегистрирован в спорном жилом помещении, право на пользование нанимателя данным помещением оспорено не было, суд приходит к выводу, что истец приобрел право пользования данной комнатой по договору социального найма, в связи с чем, его требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

С учетом изложенного, у истца и ее дочери возникло право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Карабашевич Елены Александровны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Карабашевич Николии Чарлиевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – ГУП "Центр эффективного использования собственности города", Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя, ГБУ г. Севастополя "Городская служба жилищного фонда" о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, заключении договора социального найма, удовлетворить.

Признать за Карабашевич Еленой Александровной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> УССР (паспорт ) право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м., на условиях договора социального найма.

Признать за Карабашевич Николией Чарлиевной ДД.ММ.ГГГГ г.р., урож. <адрес> Федерация (свидетельство о рождении ) право пользования жилым помещением, расположенном по адресу: <адрес>, ком. <адрес>, общей площадью кв.м., на условиях договора социального найма.

Обязать Департамент капитального строительства <адрес> (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Карабашевич Еленой Александровной договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ком. , общей площадью кв.м. указав в качестве члена семьи нанимателя Карабашевич Николию Чарлиевну.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.

В окончательной форме решение изготовлено 15 ноября 2023 года.

Судья                                                                                                        В.Г. Дзюба

2-3379/2023

Категория:
Истцы
Карабашевич Елена Александровна
Ответчики
Департамента капитального строительства города Севастополя
Другие
ГБУ г.Севастополя "Городская служба жилищного фонда"
Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя
ГУП "Центр эффективного использования собственности города"
Департамент городского хозяйства города Севастополя
Суд
Ленинский районный суд Севастополя
Судья
Дзюба Виктория Григорьевна
04.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.10.2023Передача материалов судье
06.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2023Подготовка дела (собеседование)
24.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2023Судебное заседание
15.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее