Дело № 2-1296/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 марта 2024 года г. Симферополь
Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи – Федоренко Э.Р.,
при секретаре – ФИО3,
с участием истца – ФИО1,
представителя ответчика – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, выплате недополученной суммы,
установил:
22.12.2023 года ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Симферополя с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, выплате недополученной суммы, мотивирует исковые требования тем, что с 26.04.2015 года она состоит на пенсионом учете ГУ – Управлении пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым как получатель страховой пенсии по старости. По состоянию на 2018 год размер страховой пенсии по старости составил 10 777,90 руб., с апреля 2018 года – 7 269,26 руб., с августа 2018 года – 9940,36 руб., с 14.04.2022 года – 3 959,01 руб., с июня 2022 года – 4 355,06 руб., с января 2023 года – 4 564,14 руб. С 09.03.2022 года истец является неработающим пенсионером. Истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о предоставлении информации о причинах уменьшения размера страховой пенсии. Из ответа от 31.10.2023 года № 91-04/31240л истец узнала, что размер страховой пенсии рассчитан по материалам выплатного дела, начатого в 2015 году при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с периодами страхового стажа с 01.09.1977 по 31.12.2001 года. При этом в страховой стаж повторно не внесены периоды трудовой деятельности с 25.02.2002 по 31.12.2014 года, во время которых из заработной платы удерживались страховые взносы. Такие выводы пенсионного органа противоречат решению Киевского районного суда г. Симферополя по гражданскому делу № 2-1405/2019 от 28.02.2019 года, вступившего в законную силу 19.06.2019 года, которым исковые требования истца ФИО1 к Управлению пенсионного фонда были удовлетворены в полном объеме. Судом возложена обязанность на пенсионный орган включить в страховой стаж ФИО1 периоды с 25.02.2002 по 19.03.2014 года в органах прокуратуры Украины, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года, то есть периоды уплаты соответствующих страховых взносов. В период до 16.03.2014 года на работников прокуратуры на территории Республики Крым распространялось законодательство Украины, регламентирующее их пенсионное обеспечение. Согласно записям в трудовой книжке истца, трудовой стаж в прокуратуре АР Крым (Украина) составляет с 25.02.2002 по 19.03.2014 года. Правоотношения между работодателем и прокурско-следственными работниками прокуратуры АР Крым регулировались КЗоТ Украины и Законом Украины от 05.11.1991 года № 1789-ХII «О прокуратуре». Прокуратура Республики Крым, созданная на основании приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.03.2014 года № 16-ш после присоединения Крыма к Российской Федерации, куда истец была принята на федеральную государственную службу на основании приказа от 08.04.2014 года № 22-3, и не является правопреемником прокуратуры АР Крым, откуда истец была уволена по законодательству Украины. За весь период работы в органах прокуратуры Украины из заработной платы истца удерживались страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование. До 16.03.2014 года пенсионное обеспечение работников прокуратуры АР Крым обеспечивалось за счет средств Пенсионного фонда Украины. Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением. На свое обращение истец получила ответ от 24.08.2018 года № В-3758-1401/3839-18, в котором даны разъяснения положений Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», Федерального закона от 04.06.2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан». Однако данные разъяснения не могут быть применены к правоотношениям, имевшим место в период трудовой деятельности в прокуратуре АР Крым (Украина) в период с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, не являющейся правопреемником иного органа – прокуратуры Республики Крым. Согласно положениям части 4 и части 5 статьи 5 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» при определении размера пенсии гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, за периоды работы, имевшие место на территории Украины по 16 марта 2014 года включительно или на территории города Федерального значения Севастополя в период с 17 марта по 31 декабря 2014 года включительно, сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для формирования расчетного пенсионного капитала устанавливается: за периоды работы по трудовому договору исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячной заработной платы в размере 24 245 рублей 70 копеек; за периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также за периоды деятельности, в течение которой граждане самостоятельно обеспечивали себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой) – исходя из стоимости страхового года на 2014 год, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2014 года № 57, в размере 17 328,48 руб. Судом при вынесении решения от 28.09.2019 года установлено, что имеются законные основания для исчисления размера страховой пенсии истца ФИО1 в соответствии с положениями ч.ч.4 и 5 Закона № 208-ФЗ с учетом периода работы в органах прокуратуры Украины с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года. Во исполнение данного судебного акта пенсионный орган в 2019 году произвело перерасчет страховой пенсии истца, выплатило недополученную сумму и в последующем до июня 2022 года выплачивало пенсию с учетом периодов внесения страховых взносов. В июне 2022 года пенсионный орган произвел перерасчет страховой пенсии истца в сторону уменьшения по аналогии перерасчета, проведенного в апреле 2018 года, которому ранее была дана оценка судом. То есть, периоды внесения страховых взносов с 25.02.2002 по 31.12.2014 года, подтвержденные вступившим в законную силу решением Киевского районного суда г. Симферополя от 28.02.2019 года, повторно в июне 2022 года незаконно не учтены пенсионным органом при исчислении размера страховой пенсии по старости. Между тем, указанные правоотношения ранее были предметом судебного спора, по которому постановлено вступившее в законную силу решение от 28.02.2019 года, и не требуют дополнительного доказывания. Учитывая изложенное, просит обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым произвести перерасчет страховой пенсии по старости ФИО1, начиная с 14.04.2022 года, с учетом периода внесения страховых взносов за время работы в органах прокуратуры Украины с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года, и выплатить недополученную сумму.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить. Пояснила, что страховые взносы за периоды ее работы в органах прокуратуры Украины с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года, не учтены пенсионным органом при исчислении ее размера страховой пенсии по старости. Несмотря на то, что периоды работы в органах прокуратуры Украины учтены при назначении пенсии за выслугу лет (военной службы), страховые взносы за эти периоды остались неучтенными, поскольку расчет пенсии в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 предусматривает иной механизм исчисления размера пенсии, без учета страховых взносов. Таким образом, страховые взносы за эти периоды должны быть учтены при исчислении размера страховой пенсии по старости.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против исковых требований, указав о том, что действия пенсионного органа при выполнении функций по назначению и выплате пенсии совершены на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным действующим законодательством.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о следующем.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются в соответствии с настоящим законом.
Судом установлено, что истцу ФИО1 с 26.04.2015 года назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с применением Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города Федерального значения Севастополя», в размере 5 556,77 руб., и фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 4 383,59 руб., всего 9 940,36 руб. (л.д. 50).
Из материалов пенсионного дела следует, что при назначении пенсии страховой стаж для определения права составил 23 года 10 месяцев 13 дней, в том числе период учебы с 01.09.1977 по 05.06.1982 года, период ухода за детьми 26.09.1984 года рождения, 01.02.1986 года рождения, 10.02.1994 года рождения, период получения пособия по безработице с 12.11.1998 по 06.11.1999 года.
В расчет страхового стажа ФИО1 не был учтён период работы с 25.02.2002 года по 07.04.2014 года в органах прокуратуры Украины (л.д.155).
В 2017 году выплатное дело ФИО1 было пересмотрено по решению Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан. В страховой стаж включен период работы с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года (л.д.155, 158).
Страховой стаж для определения права составил 35 лет 11 месяцев 8 дней.
В последующем пенсионным органом произведен перерасчет пенсии истца ФИО1, в котором период с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года в органах прокуратуры Украины и Республики Крым не учтен в страховой стаж.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения истца ФИО1 в 2019 году в суд с иском о понуждении пенсионный орган осуществить перерасчет страховой пенсии по старости с учетом включения периодов работы в органах прокуратуры Украины с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года в страховой стаж.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от 28.02.2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда республики Крым от 19.06.2019 года, исковые требования ФИО1 были удовлетворены, на Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым возложена обязанность включить в стаж работы ФИО1 период работы с 25.02.2002 по 19.03.2014 года в органах прокуратуры Украины, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года в органах прокуратуры Республики Крым; произвести перерасчет пенсии с 26.04.2015 года с выплатой недополученной суммы (л.д.260-273).
10.03.2022 года истцу ФИО1 назначена пенсия по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», что следует из справки Прокуратуры Республики Крым № Вн-63-10117-22 от 08.04.2022 года. В расчет пенсии по выслуге лет включены периоды военной службы с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 09.03.2022 года (л.д.166).
Согласно ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
При этом в силу ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Поскольку ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен запрет на включение в страховой стаж периодов прохождения службы и иной деятельности, ранее уже учтенных при назначении пенсии за выслугу лет, периоды работы истца в органах прокуратуры Украины и Республики Крым с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года не могут быть включены в подсчет страхового стажа.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих периодов обусловлено тем, что такие периоды учитываются при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы лиц, проходивших военную службу, как лиц с особым правовым статусом, исходя из продолжительности выслуги лет.
Разрешая требования истца о понуждении пенсионный орган произвести перерасчет пенсии истца с учетом периода внесения страховых взносов за время работы в органах прокуратуры Украины с 25.02.2002 по 19.03.2014 года, с 20.03.2014 по 07.04.2014 года, с 08.04.2014 по 31.12.2014 года, суд учитывает, что данные периоды работы (службы) учтены при назначении пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1.
При этом в законодательстве не содержится нормы, позволяющей при реализации права на одновременное получение двух пенсий учесть страховые взносы в страховой стаж за период, который учтен при назначении пенсии по выслуге лет.
Как следует из Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 года № 407, суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии включаются в расчетный пенсионный капитал в тот период, в котором они фактически поступили.
Таким образом, включение в расчетный капитал страховых взносов за период, не учтенный в страховой стаж, действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Доводы истца о том, что указанные правоотношения ранее были предметом судебного спора, по которому постановлено вступившее в законную силу решение от 28.02.2019 года, и не требуют дополнительного доказывания, также отклоняются судом, как несостоятельные, поскольку на момент принятия решения суда от 28.02.2019 года истец не являлась получателем пенсии по выслуге лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в связи с чем на тот период спорные периоды в органах прокуратуры Украины и Республики Крым и суммы страховых взносов подлежали учету при назначении страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, размер страховой пенсии истца исчислен согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации, и правовых оснований для понуждения пенсионный орган произвести перерасчет страховой пенсии истца, выплате недополученной суммы, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности произвести перерасчет страховой пенсии по старости, выплате недополученной суммы – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя в течение одного месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Федоренко Э.Р.
Решение в окончательной форме составлено 27.03.2024 года.