судья Галюкова М.И.
дело № 2-759/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-211/2022, №11-227/2022
18 января 2022 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Мицкевич А.Э.,
судей Данилкиной А.Л., Морозовой Е.Г.,
при секретаре К.А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам Б.И.А., Б.Л.П. на решение Центрального районного суда г.Челябинска от 03 февраля 2021 года и дополнительное решение Центрального районного суда г. Челябинска от 12 июля 2021 года по иску товарищества собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» к Б.И.А., Б.Л.П. о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Данилкиной А.Л. об обстоятельствах дела, доводах апелляционной жалобы, пояснения ответчика Б.И.А., поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителей истца ТСН «Цвиллинга, 36» Н.И.М., Д.Н.В., не согласившихся с доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Товарищество собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» (далее - ТСН «Цвиллинга, 36») обратилось к мировому судье с иском к Б.И.А. и просило взыскать задолженность за период с августа 2018 года по август 2020 года по взносам на капитальный ремонт в размере 8740,71 руб., по коммунальным услугам в размере 25969,56 руб., пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 781,10 руб., пени на задолженность по жилищным и коммунальным услугам в размере 2386,22 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.
Также ТСН «Цвиллинга, 36» обратилось к мировому судье с иском к Б.И.А. и просило взыскать задолженность за период с августа 2018 года по август 2020 года по взносам на капитальный ремонт в размере 8740,71 руб., по коммунальным услугам в размере 25969,56 руб., пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 781,10 руб., пени на задолженность по жилищным и коммунальным услугам в размере 2386,22 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.
В обоснование требований указано, что ответчики являются собственниками по ? доле каждый в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Товарищество собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» создано на основании протокола общего собрания собственников помещений в доме от 31 марта 2015 года. Ответчики надлежащим образом не исполняют обязанности по оплате коммунальных услуг и оплате взносов за капитальный ремонт.
Определениями мирового судьи судебного участка №1 Центрального района г. Челябинска от 13 октября 2020 года гражданские дела объединены в одно производство, дело передано на рассмотрение в Центральный районный суд г.Челябинска.
ТСН «Цвиллинга, 36» уточнило исковые требования к Б.И.А. и просило взыскать с ответчика задолженность за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года по взносам на капитальный ремонт в размере 10585,08 руб., по коммунальным услугам в размере 31204,44 руб., пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 590,18 руб., пени на задолженность по жилищным и коммунальным услугам в размере 1931,72 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.
Также ТСН «Цвиллинга, 36» уточнило исковые требования к Б.Л.П. и просило взыскать с ответчика задолженность за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года по взносам на капитальный ремонт в размере 10585,08 руб., по коммунальным услугам в размере 31204,44 руб., пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 590,18 руб., пени на задолженность по жилищным и коммунальным услугам в размере 1931,72 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.
Стороны в судебное заседание в суд первой инстанции не явились.
Суд принял решение, которым исковые требования ТСН «Цвиллинга, 36» к Б.И.А., Б.Л.П. о взыскании задолженности удовлетворил, взыскал с Б.И.А. в пользу ТСН «Цвиллинга, 36» коммунальные услуги в размере 25969,56 руб.; пени на капитальный ремонт в размере 781,10 руб., пени на жилищные и коммунальные услуги в размере 2386,22 руб.; расходы по уплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.; взыскал с Б.Л.П. в пользу ТСН «Цвиллинга, 36» коммунальные услуги в размере 25969,56 руб., пени на капитальный ремонт в размере 781,10 руб., пени на жилищные и коммунальные услуги в размере 2386,22 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1336,31 руб.
12 июля 2021 года судом вынесено дополнительное решение, которым исковые требования удовлетворены, с Б.И.А. в пользу ТСН «Цвиллинга, 36» взысканы взносы на капитальный ремонт в размере 8740,71 руб. на специальный счет дома, с Б.Л.П. в пользу ТСН «Цвиллинга, 36» взысканы взносы на капитальный ремонт в размере 8740,71 руб. на специальный счет дома.
В апелляционной жалобе Б.И.А., Б.Л.П. просят решение суда и дополнительное решение суда отменить, рассмотреть дело по правилам суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме. Указывают на то, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, судом отказано в удовлетворении ходатайства Б.И.А. об отложении судебного заседания в связи с его болезнью, в результате чего ответчик был лишен возможности реализовать свои процессуальные права, заявить об обстоятельствах дела, представить доказательства. Ссылаются на то, что в июне 2019 года они были незаконно исключены из членов ТСН «Цвиллинга, 36», то есть с июня 2019 года они не являлись членами ТСН «Цвиллинга, 36». Считают, что договор между ТСН и собственником, не вошедшим в него, должен быть заключен письменно. Полагают, что между ТСН «Цвиллинга, 36» и ответчиками договорные отношения отсутствуют, а следовательно ТСН является ненадлежащим истцом, защита права ТСН вытекает из иных правоотношений и иных норма права, которые регулируются ст.ст. 1102-1109 ГК РФ. Ссылаются на то, что значительная часть собранных на капитальный ремонт денежных средств расхищена председателем правления ТСН Н.И.М., о чем Б.Л.П. подано заявление о преступлении, по материалу доследственной проверки возбуждено уголовное дело. Указывают на то, что приобщенные ответчиками к материалам дела письменные доказательства указанным обстоятельствам, судом в судебном заседании не исследованы.
Ответчик Б.Л.П. в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилась, извещена о рассмотрении дела надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в связи с чем судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Заслушав представителей истца ТСН «Цвиллинга, 36» Н.И.М., Д.Н.В., ответчика Б.И.А., исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Б.И.А. и Б.Л.П. являются собственниками по ? доле каждый в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>; право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
В квартире по указанному адресу по месту жительства зарегистрированы с 28 марта 2007 года Б.И.А. и Б.Л.П., которые проживают в данной квартире.
На основании решения общего собрания собственников помещений, расположенных в доме по адресу: <адрес>, оформленного протоколом от 31 марта 2015 года, создано Товарищество собственников недвижимости «Цвиллинга, 36», изменен способ управления многоквартирным домом – управление ТСН «Цвиллинга, 36».
В соответствии с протоколом общего собрания собственников от 31 марта 2015 года и договором специального банковского счета от 05 мая 2015 года, взносы собственников на капитальный ремонт перечисляются на специальный банковский счет.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, взыскав с каждого из ответчиков в пользу истца задолженность по состоянию на 17 августа 2020 года по взносам капитальный ремонт в размере 8740,71 руб. на специальный счет дома; по коммунальным услугам в размере 25969,56 руб.; пени на капитальный ремонт в размере 781,10 руб.; пени на жилищные и коммунальные услуги в размере 2386,22 руб.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может ввиду нарушения судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора норм процессуального права.
На основании ч. 2 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 3 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
В силу положений, изложенных в ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Так из материалов дела следует, что истцом были направлены в суд первой инстанции уточненные исковые заявления, в которых истец увеличил заявленные требования и просил взыскать с каждого из ответчиков задолженность за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года по взносам на капитальный ремонт в размере 10585,08 руб., по коммунальным услугам в размере 31204,44 руб., пени на задолженность по взносам на капитальный ремонт в размере 590,18 руб., пени на задолженность по жилищным и коммунальным услугам в размере 1931,72 руб.
Согласно протоколу судебного заседания суд первой инстанции принял к своему производству уточненные исковые заявления и приобщил их к материалам дела.
Вместе с тем, принимая решение по делу, в нарушение приведенных выше положений закона суд первой инстанции какие-либо выводы относительно изложенных в уточненных исковых заявлениях требованиях не привел; суждения об обоснованности или необоснованности уточненных заявленных требований в судебных актах не приведены; фактически указанные исковые требования не разрешены, что противоречит положениям статей 196, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ведет к незаконности постановленных судебных актов.
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм процессуального права являются существенными, привели к принятию неправильного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения и дополнительного решения суда первой инстанции и принятием по делу нового решения.
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
На основании ч.3 ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Согласно ст.153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (ч. 2 чт. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
В части 2 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. Взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории закрывающегося населенного пункта. Собственники помещений в многоквартирном доме освобождаются от обязанности уплачивать взносы на капитальный ремонт начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение об изъятии земельного участка или о признании населенного пункта закрывающимся.
В соответствии с ч. 8 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации законом субъекта Российской Федерации устанавливается минимальный размер фондов капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, который не может превышать пятьдесят процентов оценочной стоимости капитального ремонта многоквартирного дома, определенной в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе установить размер фонда капитального ремонта в отношении своего дома в размере большем, чем установленный минимальный размер фонда капитального ремонта. По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено и не оспаривалось сторонами, что в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, установлены общедомовые приборы учета на отопление, электроэнергию и холодную воду. Собственники помещений в многоквартирном доме заключают прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями и счета на индивидуальное потребление коммунальных услуг выставляют соответствующие ресурсоснабжающие организации. На Б.И.А. и Б.Л.П. открыты отдельные лицевые счета по оплате жилищных и коммунальных услуг и начисления по жилищным и коммунальным услугам, а также по взносам на капитальный ремонт производятся отдельно соразмерно доле каждого собственника.
ТСН «Цвиллинга, 36» осуществляет выставление счетов за жилищные и коммунальные услуги по следующим услугам: капитальный ремонт, содержание и ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов, электроэнергия на общедомовые нужды, холодное водоснабжение на общедомовые нужды. Такие полномочия предоставлены ТСН на основании решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 18 декабря 2015 года.
Доводы ответчиков в апелляционных жалобах о несогласии с взысканием с них задолженности ввиду того, что они с июня 2019 года не являлись членами товарищества собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» были исключены из ТСН, письменный договор ТСН с ними не был заключен, между ТСН «Цвиллинга, 36» и ответчиками договорные отношения отсутствуют, а следовательно ТСН является ненадлежащим истцом, защита права ТСН вытекает из иных правоотношений и иных норма права, которые регулируются ст.ст. 1102-1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением Центрального районного суда г. Челябинска от 18 декабря 2020 года отказано в удовлетворении требований Б.И.А. к ТСН «Цвиллинга, 36» о признании незаконными действия ответчика в части самовольного исключения истца из членов ТСН «Цвиллинга, 36», отказа восстановить истца в членстве, возложении обязанности восстановить его членство в ТСН «Цвиллинга, 36», запретить правлению ТСН «Цвиллинга, 36» произвольно исключать членов из состава ТСН, обязать ответчика внести изменения в реестр членов ТСН «Цвиллинга, 36», передать копию реестра членов ТСН «Цвиллинга, 36» в орган государственного жилищного надзора, обязать ответчика внести изменения в реестр членов ТСН «Цвиллинга, 36» в электронном виде в ГИС «ЖКХ» с предоставлением права доступа к полной информации в соответствии с требованиями законодательства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18 мая 2021 года решение Центрального районного суда г. Челябинска от 18 декабря 2020 года в части отказа Б.И.А. в удовлетворении требований к ТСН «Цвиллинга, 36» о запрете правлению ТСН «Цвиллинга, 36» произвольно исключать из членов ТСН «Цвиллинга, 36» его участников при отсутствии законных оснований» - оставлено без изменения; в остальной части это же решение суда отменено, принять новое решение: признать незаконными действия ТСН «Цвиллинга, 36» об исключении Б.И.А. из членов ТСН «Цвиллинга, 36»; обязать ТСН «Цвиллинга, 36» восстановить Б.И.А. как собственника помещения № в <адрес> в членах ТСН «Цвиллинга, 36»; обязать ТСН «Цвиллинга, 36» внести соответствующие изменения в реестр членов ТСН «Цвиллинга, 36»; предоставить копию реестра с внесенными изменениями в орган государственного жилищного надзора, заявителю, а также внести соответствующие изменения в электронном виде в государственную информационную систему ГИС «ЖКХ»; обязать обеспечить свободный доступ Б.И.А. к ознакомлению с внесенными изменениями в реестр членов ТСН «Цвиллинга, 36». Указано, что в указанной части решение суда в исполнение не приводить. Апелляционная жалоба Б.И.А. в остальной части оставлена без удовлетворения.
В указанных судебных актах судами установлено, что Б.И.А., являясь собственником <адрес> в <адрес>, принимал участие в общем собрании собственников помещений, проведенного в марте 2015 года, высказался положительно по вопросам повестки дня, в том числе за создание ТСН «Цвиллинга, 36», утверждение Устава ТСН «Цвиллинга, 36», следовательно, в соответствии с п. 7.2 Устава ТСН «Цвиллинга, 36» от 2015 года с марта 2015 года он являлся членом ТСН «Цвиллинга, 36», при этом, внесение в последующем изменения в Устав ТСН, приведение его в соответствие с нормами действующего жилищного законодательства, не изменяет правового положения члена товарищества, при условии, что в собственности Б.И.А. продолжает оставаться жилое помещение по спорному адресу.
Также судебная коллегия отмечает, что решение общего собрания собственников помещений, расположенных в доме по адресу: <адрес>, от 31 марта 2015 года о создании Товарищества собственников недвижимости «Цвиллинга, 36», изменении способа управления многоквартирным домом на управление ТСН «Цвиллинга, 36» в установленном законно порядке не признано недействительным.
Кроме этого, обязанность Б.И.А. и Б.Л.П., как собственников жилого помещения в многоквартирном доме, нести расходы на содержание принадлежащего им помещения, участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, прямо предусмотрена в ст.ст. 30, 153, 158, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации
При таких обстоятельствах у ТСН «Цвиллинга, 36» имеются основания для взыскания с собственников помещений в данном многоквартирном доме за такие услуги, как капитальный ремонт, содержание и ремонт, вывоз твердых коммунальных отходов, электроэнергия на общедомовые нужды, холодное водоснабжение на общедомовые нужды, а доводы ответчиков об обратном являются несостоятельными.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 31 марта 2015 года и договором специального банковского счета от 05 мая 2015 года взносы собственников на капитальный ремонт перечисляются на специальный банковский счет. Взносы на капитальный ремонт рассчитываются исходя из минимальных размеров взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, установленных на территории Челябинской области на один квадратный метр общей площади помещения в многоквартирном доме, утвержденных Постановлениями Правительства Челябинской области от 26 октября 2016 года № 542-П, от 19 декабря 2019 года № 564-П, от 30 ноября 2020 года № 627-П, согласно которым в 2018 году размер составил 7,4 руб., в 2019 году – 7,8 руб., в 2020 году – 8,2 руб., в 2021 году – 8,6 руб.
Согласно представленному истцом в суд апелляционной инстанции уточненному расчету за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года задолженность по взносам на капитальный ремонт каждого из ответчиков составила 10466,28 руб. При этом уточненный расчет произведен исходя из указанной в выписке из Единого государственного реестра недвижимости общей площади квартиры 88,1 кв.м, и соответственно истец рассчитал на каждого собственника исходя из ? доли общей площади, что составило 44,05 кв.м, умноженной на минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный в соответствующий год в спорном периоде.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 24 мая 2018 года утвержден единый тариф на содержание и ремонт в размере 21,18 руб./кв.м, включающий в себя содержание и ремонт (14,57 руб.), ВДГО лифт (0,71 руб.), вывоз ТБО (1,5 руб.), ОПУ (0,25 руб.).
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от 23 апреля 2019 года (протокол № 1) утверждены тарифы с 01 мая 2019 года на содержание и ремонт в размере 20,28 руб./кв.м (городской тариф 22,68 руб./кв.м), определено, что с 01 февраля 2019 года за вывоз ТБО в размере 67,58 руб./чел, рассчитывать на фактическое количество проживающих в квартире.
Согласно представленному в суд апелляционной инстанции уточненному расчету задолженность каждого из ответчиков по услуге за содержание и ремонт за спорный период составляет 26958,51 руб. Расчет платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома произведен истцом, исходя из площади принадлежащего ответчикам жилого помещения путем умножения на действующие в спорный период тарифы, установленные решением общего собрания собственников многоквартирного дома, которые меньше размеров, установленных решениями органа местного самоуправления. При этом до февраля 2019 года в расчет включался тариф на обращение с твердыми коммунальными отходами до заключения договора с региональным оператором по вывозу твердых коммунальных отходов, установленный решением 1,5 руб., после февраля 2019 года данный тариф был исключен из общей суммы услуги по содержанию и ремонту.
С уточненными расчетами ТСН «Цвиллинга, 36» задолженности по указанным услугам судебная коллегия соглашается, они произведены в соответствии с указанными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. Ответчик Б.И.А. с уточненными расчетами согласился, ответчики возражений относительно расчетов не высказали, своего расчета в материалы дела не представили.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме (далее в настоящей статье - собственники и пользователи помещений в многоквартирном доме) предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно п. 148(34) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении.
В соответствии с постановлениями Министерства тарифного регулирования Челябинской области установлены предельные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО: с 01 января 2019 года до 01 июля 2019 года – 67,59 руб./чел, с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 66,6 руб./чел, с 01 января 2020 года – 81,61 руб./чел. В связи с чем, судебной коллегией произведен соответствующий расчет задолженности оплаты за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на каждого ответчика, исходя из указанных тарифов умноженных на 1 человека (на каждого ответчика), который составил за спорный период 1798,48 руб.
Также судебная коллегия соглашается с представленным истцом в суд апелляционной инстанции уточненным расчетом размера платы за холодное водоснабжение, водоотведение и за электроэнергию при содержании общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с ч. 9.1 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 9.2 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорной задолженности) размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее Правила № 354), потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В соответствии с п. 44 указанных Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящийся на жилое (нежилое) помещение, определяется в соответствии с формулами 11 и 12 приложения N 2 к настоящим Правилам. В случае если указанный объем за расчетный период (расчетный месяц) составляет отрицательную величину, то указанная величина учитывается в следующем расчетном периоде (следующих расчетных периодах) при определении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, приходящегося на жилое (нежилое) помещение.
В п. 46 Правил № 354 установлено, что плата за соответствующий вид коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяемая в соответствии с пунктом 44 настоящих Правил, потребителям не начисляется, если при расчете объема коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, будет установлено, что объем коммунального ресурса, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета за этот расчетный период, меньше чем сумма определенных в соответствии с пунктами 42 и 43 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунальной услуги, предоставленной за этот расчетный период потребителям во всех жилых и нежилых помещениях, и определенных в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил объемов соответствующего вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за этот расчетный период при самостоятельном производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.
Согласно п. 10 Приложения № 2 вышеуказанных Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
, где: - объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение; Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В п. 11 Приложения № 2 Правил изложено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) холодной воды, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле11:, где: VД - объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил;
Vкр - определенный в соответствии с пунктом 54 Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно п.12 Приложения № 2 Правил объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется по формуле:
, где: Nj - норматив потребления холодного водоснабжения; nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.
В соответствии с п. 13 Приложение № 2 Правил, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле12:, где:
VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 17 Приложения № 2 Правил приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
, где: Nодн - норматив потребления соответствующего вида коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме за расчетный период, установленный в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306;
Sои - общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема холодной воды, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определяется как суммарная площадь следующих помещений, не являющихся частями квартир многоквартирного дома и предназначенных для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме (согласно сведениям, указанным в паспорте многоквартирного дома): площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа) в этом многоквартирном доме, не принадлежащих отдельным собственникам;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Согласно представленным истцом в суд апелляционной инстанции уточненным расчетам задолженность каждого ответчика за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года (без учета налога на добавленную стоимость, которая не предусмотрена законом для взыскания задолженности с физических лиц) за холодное водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, составила 628,76 руб.; за водоотведение, предоставленное на общедомовые нужды, составила 44,87 руб.; за электроэнергию, предоставленную на общедомовые нужды, составила 1315,08 руб.
Судебная коллегия принимает уточненные расчеты задолженности по оплате по указанным коммунальным услугам, исходя из указанных формул Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, по соответствующим видам коммунальных услуг, с учетом показаний общедомового прибора учета, с применением тарифов и нормативов, установленных и утвержденных постановлениями органа местного самоуправления, постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в спорный период.
На основании приведенных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований и взыскании с Б.И.А., Б.Л.П. в пользу ТСН «Цвиллинга, 36» задолженности по взносам на капитальный ремонт за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года в размере 10466,28 руб., задолженности по оплате содержания и ремонта и коммунальных услуг на общедомовые нужды за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года размере 30745,74 руб., с каждого.
Согласно п. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
ТСН «Цвиллинга, 36» в суд апелляционной инстанции представлен расчет пени на задолженность по каждой услуге, общий размер которых составил 1659,56 руб. с каждого ответчика и пени по взносам на капитальный ремонт в размере 523,67 руб. с каждого ответчика. Данный расчет судебной коллегией проверен, признан арифметически верным.
Согласно ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", пеня, установленная ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (п. 1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия полагает правильным применить к спорным правоотношениям положения ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и снизить размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчиков, учитывая обстоятельства дела, размер задолженности, период просрочки, некорректные расчеты истца, которые неоднократно уточнялись в ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции. Размер пени за несвоевременную оплату жилищных и коммунальных услуг подлежит снижению до 1000 руб., который подлежит взысканию с каждого ответчика, размер пени за несвоевременную оплату взносов на капитальный ремонт подлежит снижению до 400 руб., который подлежит взысканию с каждого ответчика.
Иные приведенные доводы апелляционных жалоб ответчиков не содержат правовых оснований для отказа в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г.Челябинска от 03 февраля 2021 года и дополнительное решение Центрального районного суда г.Челябинска от 12 июля 2021 года отменить. Принять по делу новое решение. Исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Б.И.А. в пользу Товарищества собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года в размере 10466,28 руб., пени по взносам на капитальный ремонт в размере 400 руб.; задолженность по оплате содержания и ремонта и коммунальных услуг на общедомовые нужды за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года в размере 30745,74 руб., пени на жилищные и коммунальные услуги в размере 1000 руб.
Взыскать с Б.Л.П. в пользу Товарищества собственников недвижимости «Цвиллинга, 36» задолженность по взносам на капитальный ремонт за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года в размере 10466,28 руб., пени по взносам на капитальный ремонт в размере 400 руб.; задолженность по оплате содержания и ремонта и коммунальных услуг на общедомовые нужды за период с 01 августа 2018 года по 31 января 2021 года в размере 30745,74 руб., пени в размере 1000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований о взыскании задолженности и пени отказать.
В удовлетворении апелляционных жалоб Б.И.А., Б.Л.П. в остальной части отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2022 года.