Решение по делу № 2а-1801/2021 от 27.04.2021

Дело №2а-1801/2021

РЕШЕНИЕ

                                                                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                (полный текст)

10 августа 2021 года                                           г. Севастополь

Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:

председательствующего судьи – Лемешко А.С.,

при секретаре – Гумперенко Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Нажа ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Нажа ФИО6 обратился в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя и просит признать незаконными уведомление ответчика, №ГУ-исх-790/21 от 04.02.2021 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязать ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 1000 кв.м. из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования для индивидуального дачного строительства, находящегося в кадастровом квартале по адресу: г. Севастополь, <адрес>. Требования мотивированы тем, что на основании решения сессии Качинского поселкового Совета №913 от 19.09.2013 о даче согласия Нажа ФИО6 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> для индивидуального дачного строительства, административный истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Однако истцу было отказано в предоставлении государственной услуги. Основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Кроме того, согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также в водоохраной зоне. Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству и градостроительной документации на спорный земельный участок.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечила явку представителя.

Представитель административного истца в судебном заседании заявленные требования административного иска поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил, направил в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение, а так же отзыв на административное исковое заявление в котором просил в удовлетворении требований отказать в полном объеме, считая их незаконными и необоснованными.

Представитель заинтересованного лица Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Явка истца и ответчика не была признана судом обязательная.

На основании изложенного, суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 04.02.2021, административное исковое заявление подано истцом 23.04.2021, т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

Согласно ст. 23 Федерального Конституционного Закона РФ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.

Судом установлено, что решением Качинского поселкового Совета №913 от 19.09.2013 «О даче согласия гражданам на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков для индивидуального дачного строительства по ул. Качинское шоссе, согласно прилагаемого списка» истцу Нажа ФИО6 дано согласие на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,10 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

С целью завершения оформления права на земельный участок 15.12.2020 истец обратился к ответчику с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м.

Сообщением от 04.02.2021 №ГУ-исх-790/21 Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в предоставлении государственной услуги истцу отказано на основании п.1 ст.2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории», поскольку согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, предоставленная схема расположения земельного участка не согласована. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 №4114, испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также водоохранной зоне. Также выявлено, что границы испрашиваемого земельного участка полностью пересекают местоположение земельного участка, учтенного в ЕГРН под кадастровым номером :237, переданного в частную собственность третьему лицу.

Статьей 12-1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

В силу п.3 ст.7, п.1 ст.12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Правительства Севастополя. Завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя №9052-РДЗ от 27.06.2017 года утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», в соответствии с п. 2.2 которого ответственным органом исполнительной власти за предоставление государственной услуги является Департамент. При предоставлении государственной услуги осуществляется взаимодействие с МФЦ, Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя.

Пунктом 2.9 названного административного регламента установлено, что в предоставлении государственной услуги отказывает, в том числе, в случае несоответствия схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.

Постановлением Правительства Севастополя №202 от 07.08.2014 года утвержден перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав.

Решение о даче согласия на оформление проекта землеустройства по отводу земельного участка, согласно вышеуказанному перечню, не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права, не является окончательным – об утверждении проекта отвода земельного участка и передаче его в собственность, поскольку для принятия такого решения необходимо было пройти необходимые согласования.

Порядок подготовки схемы земельного участка на кадастровом плане территории определен ст. 11.10 Земельного кодекса РФ. Пунктами 2, 3 указанной статьи предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Постановлением Правительства Севастополя №1300-ПП от 29.12.2016 года утверждено Положение о Департаменте архитектуры и градостроительства города Севастополя, в соответствии с п.п. 1.1, 3.26 которого Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, в полномочия которого входит согласование образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, обеспечение подготовки и рассмотрение землеустроительной документации в пределах полномочий.

Пунктом 1 Постановления Правительства Севастополя от 01.02.2016 №25-ПП (ред. от 23.03.2017, с изм. от 28.04.2018) «Об утверждении Порядка передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 г. органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» предусмотрено, что указанный Порядок разработан во исполнение статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 №46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» и регламентирует процедуру завершения оформления прав на земельные участки, путем передачи данных участков в собственность безвозмездно, на основании договора купли-продажи, во владение и пользование - на основании договора аренды.

Пункт 10 Порядка предусматривает, что при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.

Такими основаниями согласно части 6 статьи 12 Закона №46-ЗС являются: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).

В пунктах 4 и 12 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ даны следующие понятия:

зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно п.1 ст.2 Закона города Севастополя от 07.12.2016 года №299-ЗС «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории» основаниями принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории является несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 "Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025", иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Административный истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, при этом указав вид разрешенного использования – для индивидуального дачного строительства, цель использования земельного участка – для индивидуального дачного строительства.

Вместе с тем, как следует из реестрового дела, согласно заключению Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя предоставленная истцом схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м. не согласована, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также водоохраной зоне.

Факт нахождения указанного земельного участка в соответствии с Генеральным планом в приведенных зонах подтверждается представленной в деле выкопировкой из Генерального плана.

Таким образом, административный ответчик, с учетом информации, полученной от Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, который участвует в предоставлении услуги по утверждению схемы земельного участка, отказал в ее утверждении по основаниям, полностью соответствующим приведенному выше законодательству.

Доводы о юридическом значении выданных документов, в том числе решения Качинского поселкового Совета №913 от 19.09.2013 «О даче согласия Нажа ФИО6 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес> для индивидуального дачного строительства» не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ на которую истец ссылается в иске, такие документы признаются действующими, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Поскольку земельный участок площадью 1000 кв.м., расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>, находится согласно действующего Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского совета от 13.12.2005 №4114 в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также водоохраной зоне, суд приходит к выводу о законности и обоснованности отказа административного ответчика в предоставлении государственной услуги об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

При этом в силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

С учетом того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждение доводы истца о незаконности отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих в осуществлении прав, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Нажа ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, понуждении утвердить схему земельного участка - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию через суд, принявший решение, в течение месяца со дня его принятия.

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2021 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя                                                                А.С. Лемешко

2а-1801/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Нажа Павел Иванович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя
Денгаза Ольга Юрьевна
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Лемешко Алла Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
27.04.2021Регистрация административного искового заявления
27.04.2021Передача материалов судье
30.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
30.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2021Подготовка дела (собеседование)
20.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2021Судебное заседание
10.08.2021Судебное заседание
10.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее