РЕШЕНИЕ
«7» декабря 2018 года г.Знаменск
Ахтубинский районный суд в составе председательствующего судьи Чумаченко Е.М., при секретаре Чугуновой О.С., с участием представителей юридического лица – войсковой части № МО РФ Куропаткиной Е.А. и Циферова Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за ООПТ в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (Росприроднадзора) Ш.А.Ю. о привлечении к административной ответственности юридического лица – ФКУ «Войсковая часть №» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
В Ахтубинский районный суд Астраханской области поступила жалоба начальника ФКУ «Войсковая часть №» С.С. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за ООПТ в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (Росприроднадзора) Ш.А.Ю. о привлечении к административной ответственности юридического лица – ФКУ «Войсковая часть №» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В поданной жалобе руководитель юридического лица указывает, что с вынесенным постановлением и назначенным административным наказанием по данному делу об административном правонарушении не согласен. Указывает, что принятое постановление является необоснованным и незаконным в части назначения административного наказания, поскольку необходимо учесть объективные причины, приведшие к совершению правонарушения. Согласно положений ст.2.9 КоАП РФ просит признать совершенное административное правонарушение малозначительным и прекратить производство по делу.
Представители юридического лица, подавшего жалобу – Куропаткина Е.А. и Циферов Р.А., действующие каждый по доверенности, в судебном заседании просили удовлетворить доводы, изложенные в жалобе.
Суд, выслушав представителей юридического лица, изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с положениями статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Согласно ст. 30.6 ч. 2 п. 8 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
Административная ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ наступает за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечёт применение административного наказания в виде штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании при рассмотрении жалобы юридического лица, привлечённого к административной ответственности установлено следующее.
Юридическое лицо – ФКУ «Войсковая часть №», осуществляя свою основную деятельность, связанную с обеспечением военной безопасности по адресу: <адрес>, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, имея объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду – объекты III категории, достоверно зная о том, что необходимо предоставлять полную и достоверную экологическую информации об источниках загрязнения и состоянии окружающей среды, содержащейся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, не представила в установленный законом срок - до ДД.ММ.ГГГГ, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем допустило несоблюдение экологических требований природоохранного законодательства.
Согласно ст.16 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.16.1 вышеуказанного закона, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с действующим Федеральным законом.
Согласно п.5 и п.6 ст.16.4 Федерального закона РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ юридическое лицо ФКУ «Войсковая часть №» является действующим учреждением.
Однако юридическим лицом ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России в нарушение требований действующего законодательства, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок не была предоставлена, что подтверждается в том числе служебной запиской отдела экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Виновность юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается: служебной запиской от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением, определением о времени и месте составления протокола, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.
Действия юридического лица ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России по не предоставлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ.
Проверив доводы жалобы, исследовав доказательства, суд полагает, что государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Астраханской области обоснованно пришёл к выводу о доказанности вины юридического лица ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку последним не была предоставлена к установленному времени и сроку декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок – до ДД.ММ.ГГГГ.
Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении не допущено.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
В соответствии с общими принципами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действия юридического лица не повлекли за собой наступления негативных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России является федеральным казенным учреждением, функционирующим за счет бюджетных средств Минобороны РФ, не имеет самостоятельных источников дохода. Данное юридическое лицо ранее к подобной административной ответственности не привлекалось.
Также учитываю, что ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России были предприняты действия по устранению выявленных нарушений природоохранного законодательства, что подтверждается представленными юридическим лицом документами суду.
Таким образом, действия юридического лица хотя и содержат все признаки состава административного правонарушения, однако фактически - с учетом приведенных обстоятельств, степени вины нарушителя в его совершении, отсутствия вредных последствий, а также отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют суду освободить юридическое лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4-30.8 КоАП РФ, суд
решил:
Жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – начальника ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России С.С. - удовлетворить.
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Астраханской области, ведущего специалиста-эксперта отдела экологического надзора, надзора за ООПТ в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской области (Росприроднадзора) Ш.А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ №, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ, в отношении ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении согласно п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании статей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью административного правонарушения, объявив ФКУ «Войсковая часть №» Минобороны России - устное замечание.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда.
Судья Е.М. Чумаченко