Судья Главатских Л.Н.
дело № 2-220/2024
УИД 74RS0002-01-2023-005394-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 11-5952/2024
28 мая 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Манкевич Н.И.
судей Дюсембаева А.А., ФедосеевойЛ.В.,
при секретаре Филипповой Д.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года по иску прокурора города Челябинска, действующего в интересах Сазонова Александра Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» об установлении факта гражданско-правовых отношений с заключением контракта, возложении обязанности по направлению на военно-врачебную комиссию, признании ветераном боевых действий,
Заслушав доклад судьи Дюсембаева А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, объяснения истца Сазонова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Челябинска, действующий в интересах Сазонова А.А., обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» об установлении факта гражданско-правовых отношений между Министерством обороны Российской Федерации и Сазоновым А.А. с заключением индивидуального контракта, в качестве <данные изъяты> с 26 октября 2022 года по 07 января 2023 года; возложении на ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» обязанностей по направлению Сазонова А.А. на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования и признании Сазонова А.А. <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указано на то, что по обращению Сазонова А.А. проведена проверка соблюдения его прав и законных интересов Министерством обороны. В результате проверки установлено, что приговором Центрального районного суда г. Челябинска от 27 июля 2021 года Сазонов А.А. <данные изъяты> с назначением наказания в виде <данные изъяты>. 26 октября 2022 года на основании Указа Президента РФ «О помиловании» от 26 августа 2022 года Сазонов А.А. освобожден от дальнейшего наказания со снятием судимости. В период с 19 ноября 2022 года по 07 января 2023 года Сазонов А.А. принимал участие в <данные изъяты> на территории <данные изъяты> За образцовое выполнение задач, безупречное служение своему Отечеству главой <данные изъяты> Сазонову А.А. выдано <данные изъяты>, кроме того истец представлен к <данные изъяты> Во время <данные изъяты> Сазонов А.А. получил травму - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Сазонову А.А. установлена <данные изъяты> Установление факта гражданско-правовых отношений Сазонова А.А. с Министерством обороны Российской Федерации необходимо для направления истца на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования.
Помощник прокурора г. Челябинска Красникова Е.А., истец Сазонов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Челябинска в интересах Сазонова А.А. отказано в полном объеме.
В апелляционном представлении прокурор города Челябинска просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, в обоснование приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления, поскольку Сазонов А.В. выполнял функции, <данные изъяты>
В возражениях на апелляционное представление ответчик ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» при надлежащем извещении не явились. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Челябинского областного суда - www.chel-oblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приговором <данные изъяты>
26 октября 2022 года на основании Указа Президента РФ «О помиловании» от 26 августа 2022 года Сазонов А.А. освобожден от дальнейшего наказания со снятием судимости. В период с 19 ноября 2022 года по 07 января 2023 года Сазонов А.А. принимал участие <данные изъяты>
Из искового заявления следует, что во время <данные изъяты> Сазонов А.А. получил травму - <данные изъяты> Установление факта гражданско-правовых отношений Сазонова А.А. с Министерством обороны Российской Федерации необходимо для направления истца на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», исходил из того, что статус военнослужащих имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», указанной нормой определен круг лиц, являющихся военнослужащими, к которым Сазонов А.А. не относится, каких-либо доказательств гражданско-правовых отношений между Министерством обороны Российской Федерации и Сазоновым А.А. в материалы дела не представлены.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционного представления о том, что Сазонов А.В. выполнял функции, <данные изъяты>, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года) в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 13 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года закреплено, что управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации (пункт 8.1 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года).
Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин «контракт о пребывании в добровольческом формировании» и термин «контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации» в федеральных законах используются в одном значении.
Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Согласно пунктам 14 и 15 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 года № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» с кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим Требованиям, заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании в порядке согласно приложению № 2 к настоящему приказу и по типовой форме согласно приложению № 3 к настоящему приказу.
Гражданину, заключившему контракт, военным комиссаром выдается удостоверение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, и предписание, в котором указывается дата прибытия в воинскую часть, выполняющую мероприятия по формированию добровольческих формирований, с учетом убытия на следующий день после заключения указанного контракта.
В силу пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
В силу подпунктов 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:
- лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;
- лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.
В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 09.03.2023 № 111 в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) выдача удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны (Министерством обороны СССР) либо упраздненными государственными органами, функции которых в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны, по рапортам (заявлениям) о выдаче удостоверений указанных лиц (далее - обращение, заявители соответственно), а также в беззаявительном порядке лицам, указанным в абзацах четвертом и пятом пункта 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».
По смыслу приведенных правовых норм ветеранами боевых действий, принимавших участие в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, признаются граждане, заключившие контракт с Министерством обороны Российской Федерации о пребывании в добровольческих формированиях, созданных по решению органов государственной власти Российской Федерации, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации на указанных территориях.
С наличием такого статуса законодатель связывает возникновение у граждан и членов их семьи права на получение мер социальной поддержки.
Таким образом, в целях определения у гражданина, участвовавшего в ходе специальной военной операции на территориях названных республик и областей, статуса ветерана боевых действий, установлению подлежит наличие такого рода контракта, а в отношении организаций, содействующих Вооруженным Силам Российской Федерации в ходе специальной военной операции, также иного документа, подтверждающего характер правоотношений между гражданином и данной организацией.
Из установленных обстоятельств дела, не оспоренных сторонами, следует, что Сазонов А.А. принимал <данные изъяты>
Более того, установлено, что Сазонов А.А. принимал участие в <данные изъяты>.
Доказательств, что <данные изъяты> является организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, материалы дела не содержат и судам не представлены, более того, действующим законодательством «О ветеранах» правовой статус частных военных компаний и ее участников не определен.
Удостоверение о награждении Сазонова А.А. <данные изъяты> (л.д. 13), выписной эпикриз № из медицинской карты стационарного больного <данные изъяты> (л.д. 16), приложенные к иску, подтверждают только его участие <данные изъяты>
Однако названные документы не свидетельствуют о том, что <данные изъяты> является добровольческим формированием либо организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, указанные в подпунктах 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
При изложенных обстоятельствах, а также, учитывая, что нормы законодательства о мерах социальной поддержки ветеранам боевых действий и членам их семьи не распространяются на участников частных военных компаний, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Челябинска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ