Решение по делу № 11-5952/2024 от 08.04.2024

Судья Главатских Л.Н.

дело № 2-220/2024

УИД 74RS0002-01-2023-005394-18

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-5952/2024

28 мая 2024 года                                 г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Манкевич Н.И.

судей Дюсембаева А.А., ФедосеевойЛ.В.,

при секретаре          Филипповой Д.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Челябинска на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года по иску прокурора города Челябинска, действующего в интересах Сазонова Александра Анатольевича к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Челябинской области» об установлении факта гражданско-правовых отношений с заключением контракта, возложении обязанности по направлению на военно-врачебную комиссию, признании ветераном боевых действий,

Заслушав доклад судьи Дюсембаева А.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционного представления, объяснения истца Сазонова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Челябинска, действующий в интересах Сазонова А.А., обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» об установлении факта гражданско-правовых отношений между Министерством обороны Российской Федерации и Сазоновым А.А. с заключением индивидуального контракта, в качестве <данные изъяты> с 26 октября 2022 года по 07 января 2023 года; возложении на ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» обязанностей по направлению Сазонова А.А. на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования и признании Сазонова А.А. <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований указано на то, что по обращению Сазонова А.А. проведена проверка соблюдения его прав и законных интересов Министерством обороны. В результате проверки установлено, что приговором Центрального районного суда г. Челябинска от 27 июля 2021 года Сазонов А.А. <данные изъяты> с назначением наказания в виде <данные изъяты>. 26 октября 2022 года на основании Указа Президента РФ «О помиловании» от 26 августа 2022 года Сазонов А.А. освобожден от дальнейшего наказания со снятием судимости. В период с 19 ноября 2022 года по 07 января 2023 года Сазонов А.А. принимал участие в <данные изъяты> на территории <данные изъяты> За образцовое выполнение задач, безупречное служение своему Отечеству главой <данные изъяты> Сазонову А.А. выдано <данные изъяты>, кроме того истец представлен к <данные изъяты> Во время <данные изъяты> Сазонов А.А. получил травму - <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ Сазонову А.А. установлена <данные изъяты> Установление факта гражданско-правовых отношений Сазонова А.А. с Министерством обороны Российской Федерации необходимо для направления истца на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования.

Помощник прокурора г. Челябинска Красникова Е.А., истец Сазонов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года в удовлетворении исковых требований прокурора города Челябинска в интересах Сазонова А.А. отказано в полном объеме.

В апелляционном представлении прокурор города Челябинска просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных исковых требований, в обоснование приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления, поскольку Сазонов А.В. выполнял функции, <данные изъяты>

В возражениях на апелляционное представление ответчик ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ответчиков Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Военный комиссариат Челябинской области» при надлежащем извещении не явились. Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Челябинского областного суда - www.chel-oblsud.ru), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционного представления материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено и следует из материалов дела, что приговором <данные изъяты>

26 октября 2022 года на основании Указа Президента РФ «О помиловании» от 26 августа 2022 года Сазонов А.А. освобожден от дальнейшего наказания со снятием судимости. В период с 19 ноября 2022 года по 07 января 2023 года Сазонов А.А. принимал участие <данные изъяты>

Из искового заявления следует, что во время <данные изъяты> Сазонов А.А. получил травму - <данные изъяты> Установление факта гражданско-правовых отношений Сазонова А.А. с Министерством обороны Российской Федерации необходимо для направления истца на военно-врачебную комиссию для проведения медицинского освидетельствования.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона от 31.05.1996г. № 61-ФЗ «Об обороне», Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», исходил из того, что статус военнослужащих имеют военнослужащие, проходящие военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», указанной нормой определен круг лиц, являющихся военнослужащими, к которым Сазонов А.А. не относится, каких-либо доказательств гражданско-правовых отношений между Министерством обороны Российской Федерации и Сазоновым А.А. в материалы дела не представлены.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям норм материального права, доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Доводы апелляционного представления о том, что Сазонов А.В. выполнял функции, <данные изъяты>, судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.

Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года «Об обороне» (далее - Федеральный закон № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года) в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года закреплено, что управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации (войск национальной гвардии Российской Федерации) за пределами территории Российской Федерации (пункт 8.1 статьи 1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года).

Согласно пунктам 1, 4, 5 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года добровольческие формирования могут создаваться Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) по решению Президента Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации может поступить в добровольческое формирование путем заключения контракта о пребывании в добровольческом формировании (о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации). Термин «контракт о пребывании в добровольческом формировании» и термин «контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации» в федеральных законах используются в одном значении.

Порядок поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования и пребывания в них, требования, предъявляемые к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядок исключения граждан Российской Федерации из добровольческих формирований определяется Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Согласно пунктам 14 и 15 приказа Министра обороны РФ от 15 февраля 2023 года № 67 «Об определении порядка поступления граждан Российской Федерации в добровольческие формирования, пребывания в них и исключения из них, требований, предъявляемых к гражданам Российской Федерации, поступающим в добровольческие формирования и пребывающим в них, а также порядка заключения контракта гражданами Российской Федерации о пребывании в добровольческом формировании и типовой формы контракта» с кандидатом, признанным комиссией военного комиссариата соответствующим Требованиям, заключается контракт о пребывании в добровольческом формировании в порядке согласно приложению № 2 к настоящему приказу и по типовой форме согласно приложению № 3 к настоящему приказу.

Гражданину, заключившему контракт, военным комиссаром выдается удостоверение гражданина, пребывающего в добровольческом формировании, и предписание, в котором указывается дата прибытия в воинскую часть, выполняющую мероприятия по формированию добровольческих формирований, с учетом убытия на следующий день после заключения указанного контракта.

В силу пункта 6 статьи 22.1 Федерального закона № 61-ФЗ от 31 мая 1996 года контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации) письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации (Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливаются Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В силу подпунктов 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся:

- лица, поступившие в созданные по решению органов государственной власти Российской Федерации добровольческие формирования, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации (войска национальной гвардии Российской Федерации), в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года;

- лица, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.

Согласно статьи 8 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает: реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктом 1 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации", утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 09.03.2023 № 111 в Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Министерство обороны) выдача удостоверений ветерана боевых действий (далее - удостоверение) осуществляется лицам, указанным в статье 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны (Министерством обороны СССР) либо упраздненными государственными органами, функции которых в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны, по рапортам (заявлениям) о выдаче удостоверений указанных лиц (далее - обращение, заявители соответственно), а также в беззаявительном порядке лицам, указанным в абзацах четвертом и пятом пункта 2 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий».

По смыслу приведенных правовых норм ветеранами боевых действий, принимавших участие в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, признаются граждане, заключившие контракт с Министерством обороны Российской Федерации о пребывании в добровольческих формированиях, созданных по решению органов государственной власти Российской Федерации, содействующие выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, а также граждане, заключившие контракт (имевшие иные правоотношения) с организациями, содействующими выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации на указанных территориях.

С наличием такого статуса законодатель связывает возникновение у граждан и членов их семьи права на получение мер социальной поддержки.

Таким образом, в целях определения у гражданина, участвовавшего в ходе специальной военной операции на территориях названных республик и областей, статуса ветерана боевых действий, установлению подлежит наличие такого рода контракта, а в отношении организаций, содействующих Вооруженным Силам Российской Федерации в ходе специальной военной операции, также иного документа, подтверждающего характер правоотношений между гражданином и данной организацией.

Из установленных обстоятельств дела, не оспоренных сторонами, следует, что Сазонов А.А. принимал <данные изъяты>

Более того, установлено, что Сазонов А.А. принимал участие в <данные изъяты>.

Доказательств, что <данные изъяты> является организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, материалы дела не содержат и судам не представлены, более того, действующим законодательством «О ветеранах» правовой статус частных военных компаний и ее участников не определен.

Удостоверение о награждении Сазонова А.А. <данные изъяты> (л.д. 13), выписной эпикриз из медицинской карты стационарного больного <данные изъяты> (л.д. 16), приложенные к иску, подтверждают только его участие <данные изъяты>

Однако названные документы не свидетельствуют о том, что <данные изъяты> является добровольческим формированием либо организацией, содействующей выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, указанные в подпунктах 2.2 и 2.4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

При изложенных обстоятельствах, а также, учитывая, что нормы законодательства о мерах социальной поддержки ветеранам боевых действий и членам их семьи не распространяются на участников частных военных компаний, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.

Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 06 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Челябинска - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

11-5952/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Челябинска
Сазонов Александр Анатольевич
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ФКУ Военный комиссариат Челябинской области
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Дюсембаев Алимбек Ахметович
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
09.04.2024Передача дела судье
28.05.2024Судебное заседание
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2024Передано в экспедицию
28.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее