Решение по делу № 33а-2920/2017 от 21.08.2017

        Копия

    Дело № 33а-2920/2017    Председательствующий в

    Категория 019а    первой инстанции Прохорчук О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    12 сентября 2017 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Кондрак Н.И.,

    судей    Артамоновой Т.А., Дудкиной Т.Н.,

    при секретаре    Михайловой В.Г.,

    с участием:

    представителя административного истца Товаченко ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Довгого ФИО9 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании действий незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Довгого ФИО9ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении иска отказано, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Довгий ФИО9 обратился в Ленинский районный суд г.Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, выразившиеся в отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, площадью <данные изъяты>.м., возложить на ответчика обязанности осуществить согласование схемы расположения вышеуказанного земельного участка.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

Не согласившись с ним, представитель Довгого ФИО9ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как незаконное и необоснованное, принятое с неправильным применением норм материального права, нарушением норм процессуального права при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела и иск удовлетворить.

Указывает, что принадлежащий Довгому ФИО9 на праве собственности жилой <адрес> в <адрес> расположен в районе компактной индивидуальной жилой застройки. Исходя из положений пунктов 6.1, 6.2, 6.4, 6.6 Свода правил СП 42.13330.2015 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ №820 от 28.12.2010 года, размещение жилого дома возможно в общественно-деловых зонах.

Отказывая в удовлетворении административного иска и делая вывод о несоответствии схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по <адрес> в <адрес>, Генеральному плану города Севастополя, утверждённому решением сессии Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, суд первой инстанции сослался на письмо Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого указанный земельный участок расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения. Однако, оно не содержит обоснования невозможности предоставления административному истцу земельного участка по <адрес> для размещения индивидуального жилого дома и носит информативный характер, содержит сведения о принятом органом государственной власти решении и не может быть принято в качестве заключения.

В пункте 2.9 Административного регламента «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утверждённого распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, при этом такого основания, как несогласование схемы одним из органов, участвующих в её согласовании, названный перечень не содержит.

    Представитель административного истца в судебном заседании на удовлетворении апелляционной жалобы настаивал.

Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст.150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, что если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

В силу ст.12.2 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) до 1 января 2019 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Исходя из положений статьи 39.15 ЗК РФ в перечень документов, необходимых для предоставления земельного участка, относится схема расположения земельного участка.

Из материалов дела усматривается и установлено судом первой инстанции, что Довгий ФИО9 является собственником жилого <адрес> в г. Севастополе на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.48/. Право собственности Довгого ФИО9 зарегистрировано в КП «БТИ и ГРОНИ» СГС, что подтверждается регистрационной надписью на правоустанавливающем документе, которая записана в реестровую книгу 44 доп чс стр.109 под реестровым от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.49 оборот/. Согласно договора жилой <адрес> в г. Севастополе расположен на земельном участке общей площадью 125кв.м., право землепользования (собственности, аренды) согласно требованиям ст.ст.125, 126 Земельного Кодекса Украины не зарегистрировано (п.3 договора купли-продажи). Таким образом, земельный участок находился в пользовании истца.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением государственной регистрации права и кадастра Севастополя Довгому ФИО9 выдано Свидетельство о государственной регистрации права на указанный жилой дом, которому присвоен кадастровый /л.д.49/, то есть право собственности зарегистрировано согласно требований законодательства Российской Федерации.

Таким образом, в силу требований п.1 ст.39.20 ЗК РФ и ст.12.2 Закона -ЗС Довгий ФИО9 имеет исключительное право до ДД.ММ.ГГГГ приобрести в собственность земельный участок, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности жилой дом по <адрес> в г. Севастополе.

С целью реализации предоставленного ему законом права, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу <адрес>, общей площадью 116кв.м., кадастровый квартал 91:03:001004 на кадастровом плане территории /л.д.53/, приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории; копию паспорта, копию технического паспорта на жилой дом; договор купли-продажи жилого дома.

Письмом Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.52) Довгому ФИО9 отказано в утверждении схемы по тем основаниям, что как следует из письма Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вх. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.51), согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением сессии Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения (л.д.9).

Не согласившись с данным отказом, истец обратился с административным иском в суд.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решение административного ответчика принято в рамках предоставленных полномочий, соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает законные права и интересы истца.

С такими выводами не может согласиться коллегия судей Севастопольского городского суда указывая следующее.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

При этом обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими.

Согласно ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 ст. 11.10 ЗК РФ установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги обязаны предоставлять государственные и муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений Административного регламента предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», утвержденной распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в действующей на момент совершения оспариваемых действий редакции, предоставление указанной услуги осуществляет Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. При этом, в ее предоставлении также могут принимать участие в качестве источников получения документов, необходимых для предоставления услуги, или источников предоставления информации для проверки сведений, предоставляемых заявителями, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и Управление земельного контроля города Севастополя с целью подготовки заключений по вопросу согласования (отказа в согласовании) схемы (п.2.2).

Результатом предоставления данной государственной услуги может быть, в том числе, письменный мотивированный отказ в утверждении схемы, о вынесении которого заявителю направляется уведомление (п. 2.3).

В соответствии с п. 2.9 Административного регламента исчерпывающими основаниями для отказа в предоставлении государственной услуги являются:

- отсутствие одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, кроме тех документов, которые изготовлены органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;

- несоответствие хотя бы одного из документов, указанных в пункте 2.6 настоящего регламента, по форме или содержанию требованиям действующего законодательства, а также содержание в документе неоговоренных приписок и исправлений, кроме случаев, когда допущенные нарушения устраняются органами и организациями, участвующими в процессе оказания государственных услуг;

- представителем не представлена оформленная в установленном порядке доверенность на осуществление действий;

- несоответствие Схемы ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса России;

- полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении Схемы, срок действия которого не истек, или принято решение о предварительном согласовании предоставления данного земельного участка;

- разработка Схемы с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса России требований к образуемым земельным участкам;

- несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

- расположение земельного участка, образование которого предусмотрено Схемой, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Аналогичные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории содержатся в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Отказывая в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный ответчик исходил из несогласования ее Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя вследствие размещения земельного участка согласно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением сессии Севастопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ в проектируемой зоне общественной застройки общегородского и районного значения.

Указанное письмо Департамента архитектуры и градостроительства обоснования невозможности предоставления истцу земельного участка не содержит, а административным регламентом изложенные в письме основания для отказа не предусмотрены. Кроме того, как следует из административного регламента, Департамента архитектуры и градостроительства является источником получения документов, необходимых для предоставления услуги или источником предоставления информации для проверки сведений, предоставляемых заявителями.

Судебная коллегия так же отмечает, что как установлено абзацем 2 пункта 6.2 Свода правил СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ № 820 от 28.12.2010 года, в перечень объектов недвижимости, разрешенных к размещению в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

При этом административный ответчик, с действиями которого согласился суд первой инстанции, указанный Свод правил не применил, не учел, что принадлежащий истцу дом находится в районе компактной индивидуальной жилой застройки, не указал, в связи с чем и на основании какого нормативного документа в зоне общественной застройки общегородского и районного значения не могут располагаться жилые дома, вследствие чего обжалуемое решение нельзя признать обоснованным, а отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ подлежал признанию незаконным.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение суда первой инстанции не может считаться законным и обоснованным, поскольку при его принятии неверно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований исходя из положений п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ о признании обжалуемого отказа незаконным и возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца путем повторного рассмотрения его заявления, поскольку разрешение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории относится к исключительной компетенции административного ответчика.

Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ отменить.

Принять новое решение.

Административный иск удовлетворить частично. Признать незаконным отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Довгого ФИО9 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью 116кв.м., кадастровый квартал 91:03:001004.

В остальной части исковых требований отказать.

        Председательствующий    /подпись/    Н.И. Кондрак

        судьи    /подпись/    Т.А. Артамонова

            /подпись/    Т.Н. Дудкина

        Копия верна

    судья    Н.И. Кондрак

33а-2920/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
12.09.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее