№ 2-190/2022
УИД 37RS0007-01-2021-005071-63
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«20» апреля 2022 г. г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда
в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А.,
судей Петуховой М.Ю., Акуловой Н.А.,
при секретаре Матвеевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Петуховой М.Ю.
дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №37 Федеральной службы исполнения наказаний»
на решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 января 2022г. по иску Куликовой Елены Павловны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказаний» о взыскании недополученной заработной платы,
у с т а н о в и л а:
Куликова Е.А. обратилось в суд с вышеуказанным иском к УФСИН России по Ивановской области, ФКУЗ МСЧ-37ФСИН России, мотивировав требования тем, что на 26 августа 2021 г. ее общий трудовой стаж для назначения пенсии составлял 23 года 10 месяцев 20 дней, общая продолжительность службы - 17 лет 11 месяцев 2 дня. В соответствии с п.18 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённого приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, надбавка за выслугу лет устанавливается в размере 25 % при стаже службы (выслуге лет) от 15 до 20 лет. В связи с технической ошибкой в приказе была установлена надбавка в размере 20 % вместо 25 %. По этой причине она за период с 17.12.2019 по 26.08.2021 (1 год 8 месяцев 9 дней) недополучила заработную плату в размере 28557,50 рублей без вычета НДФЛ, в связи с чем, указанную сумму недополученной заработной платы за период с 17.12.2019 по 26.08.2021 Куликова Е.П. просила суд взыскать с надлежащего ответчика; обязать УФСИН России по Ивановской области перечислить обязательные налоговые платежи в Федеральную налоговую службу, взносы на пенсионное страхование; взыскать с УФСИН России по Ивановской области компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Определением суда от 26 января 2022 г. производство по гражданскому делу в части требований к УФСИН России по Ивановской области о возложении обязанности перечислить обязательные налоговые платежи в Федеральную налоговую службу, взносы на пенсионное страхование и взыскании с УФСИН России по Ивановской области компенсации морального вреда в размере 10000 рублей прекращено, в связи с отказом истца в данной части от исковых требований.
Решением Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 января 2022 г. исковые требования Куликовой Е.П. удовлетворены, в ее пользу с ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России взыскана недоплаченная заработная плата в размере 28557,50 рублей.
С решением суда не согласен ответчик ФКУЗ МСЧ-37 ФСИН России, в апелляционной жалобе, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, истечение срока исковой давности для обращения истца в суд, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Выслушав представителя ответчиков ФКУЗ МСЧ-37ФСИН России, УФСИН России по Ивановской области Чибискову А.Е., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, истца Куликову Е.П., возражавшую на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника урегулированы Федеральным законом от 19.07.2018 № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ).
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 3012.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 283-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (ч. 18 ст. 2 Федерального закона № 283-ФЗ).
Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждённый Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269, действовал до 02.10.2021.
Пунктом 8 вышеуказанного Порядка предусматривалось, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. В этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчётам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия (п.9).
Согласно пункту 32 Порядка ежемесячная надбавка к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудников устанавливается в следующих размерах при стаже службы (выслуге): от 2 до 5 лет - 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 до 15 лет - 20 процентов, от 15 до 20 лет - 25 процентов, от 20 до 25 лет - 30 процентов, 25 лет и более - 40 процентов.
Судом первой инстанции установлено, что 26 августа 2021 г. с Куликовой Е.П. был расторгнут служебный контракт, истец уволена со службы в уголовно-исполнительной системе на основании пункта 4 части 2 статьи 84 Федерального закона от 19 июля 2018г. № 197-ФЗ. Выслуга лет по состоянию на 26 августа 2018 г. составляла: календарная 17 лет 11 месяцев 02 дня, льготная – 23 года 10 месяцев 20 дней, общая продолжительность службы в учреждениях и органах для выплаты единовременного пособия при увольнении – 17 лет 11 месяцев 02 дня.
Согласно справке-расчёту ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) надбавка в размере 25 % к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) истцу полагалась с 17 декабря 2019 г., размер невыплаченной надбавки за период с 17 декабря 2019г. по 26 августа 2021г. составил 28557,50 рублей.
Согласно части 4 статьи 74 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Ответчиками фактически право истца на получение данной надбавки в размере 25 % к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) за период с 17 декабря 2019 и в указанном размере не оспаривалось, но было заявлено ходатайство о пропуске истцом срока на обращение в суд с данными исковыми требованиями
Разрешая спор, руководствуясь положениями ст.392 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции, учитывая, что уважительным причинам пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть также отнесено и обращение работника с нарушением правил подсудности в другой суд, если первоначальное заявление по названному спору было подано этим работником в установленный статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации срок, пришел к обоснованному выводу, что истцом пропущен установленный ч. 4 ст. 74 Федерального закона № 197-ФЗ срок для обращения в суд за разрешением служебного спора, вместе с тем имеются основания для его восстановления и взыскании с ФКУЗ МСЧ-37ФСИН России недоплаченной Куликовой Е.П. части заработной платы в размере 28557,50 руб.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к данным выводам, подробно изложены в мотивировочной части решения. С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на верном применении норм материального права, а также правильной оценке представленных суду доказательств, которая дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что о неправильном подсчёте стажа истец Куликова Е.П. узнала 24 августа 2021 г. при ознакомлении с денежным аттестатом, что подтверждается её собственноручной подписью.
В октябре 2021 г. Куликова Е.П. обратилась с иском к УФСИН России по Ивановской области о возложении на ответчика обязанности совершить перерасчёт процентной надбавки за выслугу лет за последние годы службы и взыскании невыплаченной разницы. К производству суда данный иск был принят 18 октября 2021 г. Производство по делу во Фрунзенском районном суде г. Иваново было прекращено 7 декабря 2021 г.
С настоящим иском Куликова Е.П. обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области 13 декабря 2021 г.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись основания для восстановления истцу Куликовой Е.П. пропущенного ею срока для обращения в суд.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что срок для обращения в суд должен исчисляться отдельно по каждой выплате денежного довольствия сотруднику, поскольку с данной даты сотруднику достоверно известно о нарушении его права, является несостоятельной, основанной на неверном толковании норм трудового законодательства.
Пунктом 23 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждённого Приказом ФСИН России от 27.05.2013 № 269, действовавшего до 02.10.2021, было установлено, что перерасчет денежного довольствия производится в случае, если денежное довольствие сотрудникам выплачивалось в меньших, чем следовало, размерах, но не более чем за три года, предшествующих дню установления недоплаты или предъявления претензии (гражданского иска).
Аналогичная норма содержится и в пункте 5 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, утверждённого Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701, которым установлено, что денежное довольствие, причитающееся сотруднику и своевременно не выплаченное или выплаченное в меньшем, чем следовало, размере, выплачивается за весь период, в течение которого сотрудник имел право на него, но не более чем за три года, предшествовавшие дню установления недоплаты или предъявления претензии (обращения в суд).
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции правильно разрешил возникший спор. Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Решение является законным и обоснованным, постановлено при правильном применении норм материального права с соблюдением требований гражданского процессуального законодательства, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 26 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 37 Федеральной службы исполнения наказаний» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи