№
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2022 года город-курорт Кисловодск
Кисловодский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Стойлова С.П.
при секретаре судебного заседания Якимовой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Кисловодского городского суда гражданское дело по иску Прокурора города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа города-курорта Кисловодска «Городская эксплуатирующая служба» о признании незаконными действий, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Прокурора города Кисловодска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска, обратился в Кисловодский городской суд с иском к ответчику Муниципальному бюджетному учреждению городского округа города-курорта Кисловодска «Городская эксплуатирующая служба», в котором просит суд: признать незаконными действия муниципального бюджетного учреждения «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска», выраженных в организации деятельности площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, с нарушением гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления; возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска» (ИНН 2628000486, ОГРН 1022601317199) в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, в соответствие с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, а именно: защитить поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); выполнить поверхность площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка); выполнить по периметру площадки обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; принять меры по недопущению поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки; в случае неисполнения решения суда в течение трех месяцев с момента его вступления в законную силу запретить осуществлять деятельность площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н.
В обоснование иска истец указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что в границах земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 26:34:120102:10, с видом разрешенного использования: «Организация комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов на базе площадки по перегрузке твердых бытовых отходов <адрес>», в границах третьей зоны горно-санитарной охраны осуществляется деятельность площадки по сортировке отходов.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города-курорта Кисловодска № муниципальному бюджетному учреждению «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок по <адрес>, с кадастровым номером 26:34:120102:10, площадью 7100 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением комитета имущественных отношений города-курорта Кисловодска № из хозяйственного ведения МУП «ОКС» администрации города-курорта Кисловодска изъято муниципальное недвижимое имущество - строения, расположенные на территории комплекса по сортировке и утилизации ТБО на базе площадки по перегрузке ТБО в <адрес> и переданы в оперативное управление МБУ «ГЭС».
ДД.ММ.ГГГГ между КИО администрации города-курорта Кисловодска и МБУ «ГЭС» был заключен договор № о закреплении вышеуказанного муниципального недвижимого имущества за МБУ «ГЭС» на праве оперативного управления.
В настоящее время согласно выписке из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 26:34:120102:10, а также строения, расположенные на нем, числятся за МБУ «ГЭС».
В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ между МБУ «ГЭС» и региональным оператором ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» был заключен муниципальный контракт № М-060978 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, размещение, хранение, захоронение, утилизация, накопление, обработка, обезвреживание отходов производства и потребления; медицинских, биологических и радиоактивных отходов; веществ, разрушающих озоновый слой, а также размещение объектов размещения отходов (далее - ОРО), захоронения, хранения и обезвреживания таких отходов (скотомогильников, мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, полигонов по захоронению и сортировке бытового мусора и отходов, мест сбора вещей для их вторичной переработки) может осуществляться на земельных участках с разрешенным видом деятельности «специальная деятельность».
Также, согласно п. 1.14 СанПиН 42- 128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», площадки для строительства МПС должны отводиться на промышленно-складских территориях или окраинах городов с СЗЗ от жилых и общественных зданий не менее 100 м.
Таким образом, сортировочная площадка по <адрес> на земельном участке с кадастровым номером26:34:120102:10 может находиться в черте города, на категории земель специального назначения. Согласно п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Таким образом, поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.). И должны быть предусмотрены ливневая канализация и очистные сооружения - для сбора и очистки ливнестока с данной площадки.
Согласно требованиям, отраженным в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека, в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (п. 1).
В нарушение положений приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», сортировочная площадка - объект негативного воздействия, не поставлена на государственный учет, как объект, оказывающий негативное влияние на окружающую среду.
Учитывая, что сложившаяся ситуация нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе и право на благоприятную среду, закрепленную конституцией РФ, истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора ФИО3 заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Просил суд удовлетворить иск в полном объёме.
Представитель ответчика МБУ «ГЭС» - ФИО4, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласился с заявленными исковыми требованиями истца, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях приобщенных к материалам дела. Просил суд отказать в иске.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к нижеследующему.
Как следует из ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Как следует из ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно ст.55, 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», курорт определен как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры
Частью 1 статьи 94 ЗК РФ установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации» району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах» установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в <адрес>, курортами федерального значения и об утверждении Положений об этих курортах» Кисловодск признан курортом федерального значения.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № границы зон и режим округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта Кисловодск определены Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в <адрес>».
Данным постановлением в границах курортов установлены границы первой, второй и третьей зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны. В приложении к Постановлению № указаны условные точки границ данных зон.
Статьей 16 названного Федерального закона № - ФЗ и п.п. 12, 13, 14 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (далее -Постановление №) установлен режим ограничений хозяйственной деятельности в границах каждой из зон округа санитарной (горно - санитарной) охраны.
В соответствии с п. 14 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ I № «Об утверждении Положения об округах санитарной и горно - санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия (пункт 14 Постановления №).
На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
В судебном заседании установлено, что как следует из представленной выписки от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ – 101/2017 – 79174, по адресу <адрес>, находиться земельный участок, площадью 7100 кв.м., с кадастровым номером 26:34:120102:10, с видом разрешенного использования: «Организация комплекса по сортировке и утилизации твердых бытовых отходов на базе площадки по перегрузке твердых бытовых отходов <адрес>», в границах третьей зоны горно-санитарной охраны осуществляется деятельность площадки по сортировке отходов.
Указанный земельный участок находится на праве постоянного (бессрочного) пользовании у МБУ «ГЭС» о чём указанно в представленной выписке, а также подтверждается договором № от ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным учреждением о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенным между КИО администрации города – курорта Кисловодска и МБУ «ГЭС».
На вышеуказанном земельном участке расположены следующие объекты и сооружения: литер «А», литер «Б», литер «ТП», бункер для выгрузки мусора, эстакада, пожарная емкость, очистное сооружение, пандусы, ливневка, резервуары для воды, ванна для очистки колес, пруд – испаритель, подъездная дорога, колодец, ворота, забор, опоры освещения, подпорная стена.
Указанные объекты и сооружения, переданы в оперативное управления ответчика, в соответствии с решением Думы города – курорта Кисловодска от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжением Комитета имущественных отношений администрации города – курорта Кисловодска № от ДД.ММ.ГГГГ, договором № от ДД.ММ.ГГГГ с муниципальным учреждением о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, заключенным между КИО администрации города – курорта Кисловодска и МБУ «ГЭС».
При этом, как следует из приложения № к договору № от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное имущество передавалось как «организация комплекса по сортировке и утилизации ТБО на базе площадки по перегрузке твердых бытовых отходов».
Таким образом, переданное имущество ответчику на основание вышеуказанных документов, допускает их использование как комплекса по сортировке и утилизации ТБО.
В дальнейшем, МБУ «ГЭС» заключило муниципальный контракт на оказание услуг по обращению с ТКО № М – 060879 от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ЖКХ».
Как следует из указанного контракта, ООО «ЖКХ» взял на себя обязанности принимать ТКО в объеме и в месте (на площадке), которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Муниципальный заказчик обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В рамках вышеуказанного контракта региональным оператором на территории «Организации комплекса по сортировке и утилизации ТБО на базе площадки по перегрузке ТБО в <адрес> установлено 4 бункера по 8м., вывоз которых, осуществляется 5 раз в неделю.
Как следует из приложения № к указанному муниципальному контракту в состав ТКО, который является предметом заключенного контракта входят: мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, а также отходы от уборки территорий кладбищ и колумбариев, которые относятся к пятому классу опасности.
Вместе с тем, как следует из приложения к акту обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, на территории прилегающей к постройкам, находящимся на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, находится и складируется ТКО которые не являются мусором и сметом от уборки парков, скверов, кладбищ и колумбариев, а именно мебель и другие предметы.
Доказательств, подтверждающих, что вышеуказанные ТКО относятся к отходам 5 класса опасности в судебном заседании представлено не было.
Учитывая, вышеуказанные обстоятельства, установленные в судебном заседании, а также вышеприведенные нормы права, суд приходит к убеждению, что земельный участок с кадастровым номером 26:34:120102:10, имеющий вид разрешенного использования – организация комплекса по сортировке и утилизации ТБО на базе площадки по перегрузке ТБО <адрес>, должен отвечать требованиям, указанным в п. 3.7 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», согласно которому, при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В связи с чем, суд удовлетворяет заявленные исковые требования истца о признании незаконными действий муниципального бюджетного учреждения «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска», выраженных в организации деятельности площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, с нарушением гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления и возложении обязанности на муниципальное бюджетное учреждение «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска» (ИНН 2628000486, ОГРН 1022601317199) привести площадку по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, в соответствие с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, а именно: защитить поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); выполнить поверхность площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка); выполнить по периметру площадки обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; принять меры по недопущению поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки; в случае неисполнения решения суда в течение трех месяцев с момента его вступления в законную силу запретить осуществлять деятельность площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н.
В части определения срока в течении которого ответчик должен привести площадку в соответствие с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, суд считает, возможным установить срок в размере 9 месяцев, так как проведение указанных работ требует временных затрат связанных с заключением соответствующих муниципальных контрактов на выполнение указанных работ, а также выделение денежных средств на выполнение указанных работ.
Поэтому, суд отказывает в удовлетворении требований истца в части определения срока на приведение площадки в соответствие с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления в размере равном трем месяцев, так как указанный срок не отвечает требованиям разумности и справедливости.
Также суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца о запрете осуществлять деятельность площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н., так как указанные требования не отвечают требованиям разумности и справедливости.
Как установлено в судебном заседании указанная площадка используется ответчиком и в целях перегрузки ТКО 5 класса опасности, что не противоречит нормам действующего законодательства, а также виду разрешенного использования земельного участка.
Требования истца о запрет деятельности площадки приведет необоснованному ущемления прав и законных интересов ответчика, что свидетельствует о злоупотреблении правом истца, что недопустимо в соответствии со ст.10 ГК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа города-курорта Кисловодска «Городская эксплуатирующая служба» о признании незаконными действий, возложении обязанности, - удовлетворить в части.
Признать незаконными действия Муниципального Бюджетного Учреждения «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска», выраженных в организации деятельности площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, с нарушением гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления.
Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение «Городская эксплуатирующая служба» города-курорта Кисловодска» (ИНН 2628000486, ОГРН 1022601317199) в течение 9 (девяти) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу привести площадку по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, в соответствие с гигиеническими требованиями к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, а именно: защитить поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); выполнить поверхность площадки искусственным водонепроницаемым и химически стойким покрытием (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка); выполнить по периметру площадки обваловку и обособленную сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; принять меры по недопущению поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки.
В удовлетворении исковых требований Прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования городского округа города-курорта Кисловодска к Муниципальному бюджетному учреждению городского округа города-курорта Кисловодска «Городская эксплуатирующая служба» об обязании устранить допущенные нарушения в течении трех месяцев, и запретите осуществлять деятельность площадки по сортировке твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:34:120102:10, расположенном по адресу: <адрес>, б/н., при неисполнении решения суда в трехмесячный срок – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд.
Судья С.П. Стойлов