Судья Тернюк О.П. дело № 33-2922/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Головкова В.Л., Соболева В.М.,
при секретаре Глобу Н.В.,
рассмотрев в судебном заседании 22 июня 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе федерального казённого учреждения «Исправительная колония <Номер обезличен> Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» на решение ... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена>, которым
исковые требования Печорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казённому учреждению «Исправительная колония № 22 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» о признании действий ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми по тушению пожаров незаконными, возложении обязанности направить документы для получения лицензии на осуществление деятельности, связанной с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, удовлетворены.
Признана деятельность администрации федерального казённого учреждения «Исправительная колония № 22 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» по тушению пожаров в отсутствии лицензии незаконной.
Обязано федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 22 Главного управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, направить в уполномоченный орган по лицензированию заявление о предоставлении лицензии на деятельность, связанную с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, и документы в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и п.6 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 69.
Заслушав доклад судьи Соболева В.М., объяснения представителя УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России Гичева А.И., заключение прокурора Юдина А.В., полагавшего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Печорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующий в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в защиту, прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском с о признании деятельности по тушению пожаров незаконной, возложении обязанности в срок до <Дата обезличена> направить в уполномоченный орган по лицензированию заявление о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры заявление и иные документы. В обоснование требований указал, что в ходе проверки установлено, что деятельность ФКУ ИК-22 по тушению пожаров не отвечает в полном объёме требованиям Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», поскольку до настоящего времени лицензия на деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры не получена. Так как
осуществление деятельности ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми по тушению пожаров может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, данная деятельность подлежит лицензированию.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал, уточнил дату возложения обязанности на ответчика по исполнению требований закона, просил обязать ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу, направить в уполномоченный орган по лицензированию заявление о предоставлении лицензии на деятельность, связанную с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, и документы в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и пункта 6 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 31 января 2012 года № 69.
Представитель ответчика ФКУ ИК – 22 УФСИН России по Республике Коми и третьих лиц УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Кукушкина Е.М., с исковыми требованиями не согласилась.
Суд постановил приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми с решением суда не согласна и просит его отменить, указывая, что учреждение осуществляет деятельность по тушению пожаров не в силу волеизъявления, а в силу своих обязанностей, возложенных на него законом, то есть не относится к субъектам, на которых распространяется действие Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», кроме того считает, что требования прокурора не подлежали удовлетворению, так как учреждение не уклоняется от получения лицензии на деятельность, связанную с тушением пожаров, принимает меры к её получению.
Представитель ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, надлежаще извещённого о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, участия в заседании коллегии не принял.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьей 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав представителя УФСИН России по Республике Коми и ФСИН России, заключение прокурора, проверив законность решения суда в порядке ст. 327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Как следует из материалов дела, в ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми сформирована пожарная часть 1 разряда, на штатные должности в которую приняты должностные лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания.
Согласно утвержденному <Дата обезличена> Положению о пожарной части 1 разряда ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми пожарная часть является структурным подразделением учреждения, осуществляющим функции по тушению пожаров на подведомственных объектах. К основным задачам пожарной части отнесены контроль над соблюдением на объектах учреждения требований пожарной безопасности, профилактика пожаров, организация и осуществление тушения пожаров на указанных объектах учреждения.
В пожарной части ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми организована караульная служба в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами; на должности пожарной части назначены лица из числа лиц, проходящих службу в системе ФСИН и имеющих специальные звания. Пожарная часть реально задействована на
мероприятиях по тушению пожаров; на баланс ФКУ ИК-22 поставлена 1 пожарные автоцистерна, задействованная для тушения пожаров; исправительное учреждение обеспечено всем необходимым для тушения пожаров пожарно-техническим оборудованием и огнетушащими средствами.
Кроме того, на балансе исправительного учреждения находится пожарное депо и пожарный водоем, используемые для организации деятельности, связанной с тушением пожаров.
ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми осуществляла деятельность по тушению пожаров без получения лицензии, при этом к таковой деятельности следует носить не только действия, непосредственно связанные с ликвидацией очагов пожара, но и деятельность, направленную на организацию работу противопожарной службы данного исправительного учреждения, в том числе содержание и эксплуатация противопожарного оборудования, обучение и подготовка персонала, учебные выезды, организация дежурства и патрулирование объектов.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, пришел к выводу о том, что ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми при осуществлении деятельности по тушению пожаров не соблюдаются требования Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федерального закона «О пожарной безопасности».
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия считает правильными.
В соответствии со статьёй 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Согласно статье 3 указанного Закона система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К основным функциям системы обеспечения пожарной безопасности относится, в том числе, лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны) подлежит лицензированию.
Порядок получения лицензии регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах
инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».
Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 14 января 2014 года № 4 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, согласно которому к числу основных функций ведомственной пожарной охраны относится организация и тушение пожаров (загораний) на подведомственных объектах, а также в установленном порядке участие в тушении пожаров (загораний) в населенных пунктах, на предприятиях, объектах, не входящих в уголовно-исполнительную систему.
Печорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по РК, в ходе которой установлено, что в учреждении отсутствует лицензия на деятельность, связанная с тушением пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Поскольку осуществление деятельности ФКУ ИК-22 ГУФСИН России по Республике Коми по тушению пожаров может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, данная деятельность подлежит лицензированию.
В этой связи доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении на исправительное учреждение обязанности на по устранению выявленных нарушений, поскольку учреждение занимается деятельностью по тушению пожаров не в силу волеизъявления, а в силу обязанностей, возложенных законом, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Ссылка в жалобе на то, что в решении суда не нашла своего отражения оценка всех представленных в суд доказательств, не свидетельствует о незаконности судебного решения, поскольку выводы суда, изложенные в решении, в полной мере основаны на нормах материального и процессуального права.
Иные приведенные в обоснование апелляционной жалобы доводы не опровергают правильных выводов суда по обстоятельствам рассматриваемого дела, при этом суд первой инстанции дал надлежащую оценку доводам ответчика, основываясь на совокупности представленных сторонами доказательств. По существу доводы жалобы сводятся к позиции ответчика, изложенной в ходе рассмотрения дела, и направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, они не опровергают правильность выводов суда и в соответствии со статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием к отмене решения.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы своего подтверждения в ходе апелляционного рассмотрения дела не нашли, при этом суд первой инстанции в полном объёме и в соответствии с нормами процессуального права исследовал представленные сторонами доказательства. Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, обжалуемое судебное решение отвечает требованиям законности и обоснованности, и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение ... городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи