Дело № 2а-292/2018 09 февраля 2018 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Поликарповой С.В.
при секретаре Ануфриевой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Тандер» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе,
установил:
акционерное общество «Тандер» (далее – общество, административный истец, АО «Тандер») обратилось в суд с иском о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе № 29/12-64-17-И-3 от 15 ноября 2017 года.
В обоснование исковых требований указано, что на основании распоряжения №29/12-64-17-И от 03 ноября 2017 года инспекцией проведена внеплановая выездная проверка общества, по результатам которой в адрес последнего вынесено оспариваемое предписание, которым на АО «Тандер» возложено в срок до 15 декабря 2017 года выполнить следующее: 1. постоянно с момента получения предписания и постоянно при заключении трудовых договоров указывать все существенные условия трудового договора в соответствии со статьей 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ); 2. вынести в виде дополнительных соглашений дополнения в трудовые договоры работников (продавец О, продавец П, продавец Б) в части указания сведений об условиях труда работников на рабочих местах в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ; 3. рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в допущенных нарушениях трудового законодательства и направить сведения о принятом решении в адрес инспекции. С данным предписанием АО «Тандер» не согласно. Так, полагает, что названные формулировки не содержат конкретных обязанностей, поскольку не содержит перечень мероприятий, подлежащих выполнению в конкретный срок, является неисполнимым, носит формальный характер, заключающийся в декларировании необходимости исполнения общеобязательного требования соблюдать действующее законодательство. Отмечает, что введенная Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ) обязанность работодателей по специальной оценке условий труда носит поэтапный характер и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года, то есть данный период времени еще не наступил. Указывает, что в АО «Тандер» создана специальная комиссия по поэтапному проведению специальной оценки условий труда и утвержден график проведения работ, то есть устранение данных недочетов планируется в установленные самим обществом сроки. Названные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в суд с рассматриваемыми требованиями.
В судебном заседании представитель административного истца Кизилов М.В. поддержал требования по изложенным в административном иске основаниям. Отметил, что срок на обжалование предписания общество пропустило по уважительной причине, поскольку первоначально обратилось в Октябрьский районный суд города Архангельска, однако определением суда данное административное исковое заявление было возвращено.
Представитель административных ответчиков в судебном заседании участия не принимал. В направленном в суд отзыве на административное исковое заявление должностное лицо, проводившее проверку, – главный государственный инспектор труда (по охране труда) Харченко А.В., указывает, что в соответствии с Федеральным законом №421-ФЗ в статье 57 ТК РФ внесены изменения в части требований к обязательным условиям трудового договора. В соответствии с положениями статей 21, 219 ТК РФ работники имеют право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны, в том числе о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом согласно статье 209 ТК РФ под условиями труда понимается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников. С учетом положений Федерального закона №421-ФЗ с 01 января 2014 года включение в трудовой договор сведений об установленных условиях труда на рабочем месте является обязательным, однако в ходе проверки в пункте 1.6 трудовых договоров, заключенных с О, Б, П, обществом не были указаны условия труда, фактически данные договоры содержали общие фразы о характере выполняемых работ, климатических условиях (командировки, разъездной характер и т.д.). Указанным допущены нарушения прав работников. Полагает оспариваемое предписание законным и обоснованным.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Как указано в части первой статьи 354 ТК РФ, Федеральная инспекция труда – единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).
Согласно статье 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на федеральную инспекцию труда задачами её территориальные органы – государственные инспекции труда осуществляют государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из абзаца шестого части первой статьи 357 ТК РФ следует, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
На основании статьи 360 ТК РФ государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей – физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учётом особенностей, установленных настоящей статьёй. Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
При установленном факте нарушения государственный инспектор труда на основании части первой статьи 357 ТК РФ вправе был вынести предписание об устранении допущенных нарушений.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что на основании обращений работников в прокуратуру г.Северодвинска, откуда были направлены в адрес административных ответчиков, заместителем руководителя инспекции -заместителем главного государственного инспектора труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе Г вынесено распоряжение № 29/12-64-17-И от 03 ноября 2017 года о проведении внеплановой выездной проверки общества.
По результатам проверки составлен акт проверки, а также вынесено 15 ноября 2017 года предписание №29/12-64-17-И-З, которым возложено в срок до 15 декабря 2017 года выполнить следующее: 1. постоянно с момента получения предписания и постоянно при заключении трудовых договоров указывать все существенные условия трудового договора в соответствии со ст.57 ТК РФ; 2. вынести в виде дополнительных соглашений дополнения в трудовые договоры работников (продавец О, продавец П, продавец Б) в части указания сведений об условиях труда работников на рабочих местах в соответствии с ч.2 ст.57 ТК РФ; 3. рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в допущенных нарушениях трудового законодательства и направить сведения о принятом решении в адрес инспекции. Основание ст.357 ТК РФ. Не согласившись с предписанием, общество обратилось в суд с настоящим административным иском.
Проверив законность и обоснованность вынесенного предписания, суд приходит к выводу, что административный ответчик действовал в строгом соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, а нарушения трудового законодательства, изложенные в предписании, имели место с учетом следующего.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в частности, обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (абзацы первый и пятый статьи 2 ТК РФ).
Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи). Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 ТК РФ).Работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда (абзацы четвертый и седьмой части 1 статьи 21 ТК РФ).
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные в том числе законодательством о специальной оценке условий труда (абзац четвертый части 2 статьи 22, статья 212 ТК РФ).
Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ).
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться в том числе для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (пункты 1 - 7 статьи 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ.
Стороной административного истца не оспаривался факт непроведения в АО «Тандер» в установленном законом порядке оценки условий труда работников, фактически только был представлен приказ о её проведении в плановом порядке.
Таким образом, суд полагает, что включение в оспариваемое предписание возложения обязанности на общество постоянно с момента получения предписания и постоянно при заключении трудовых договоров указывать все существенные условия трудового договора в соответствии со статьей 57 ТК РФ и обязанности по вынесению в виде дополнительных соглашений дополнений в трудовые договоры работников (продавец О, продавец П, продавец Б) в части указания сведений об условиях труда работников на рабочих местах в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ является законным, обоснованным, конкретным. При этом необходимо учитывать, что в соответствии с положениями статьи 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются условия труда работников на рабочих местах.
При этом в п.3 оспариваемого предписания о возложении обязанности на общество рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц в допущенных нарушениях трудового законодательства и направить сведения о принятом решении в адрес инспекции соответствует положениям ст.357 ТК РФ, предоставляя такое право сотрудникам инспекции.
Ссылку представителя общества на то, что согласно положениям Федерального закона №426-ФЗ и судебной практики специальная оценка условия труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года суд отклоняет, поскольку с 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ, поэтому с этой даты и общество обязано было устранить данный недочет.
Довод административного истца о неисполнимости предписания судом отклоняется как несостоятельный, поскольку выдача предписания с требованием обеспечить соблюдение законодательства в будущем не противоречит закону. Так, по смыслу пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предписание выносится в случае установления при проведении проверки нарушений требований законодательства, соблюдение которых является обязательным для проверяемого юридического лица, в целях их устранения.
Кроме того, судом также учитывается факт пропуска обществом срока на обращение в суд с требованием о признании незаконным предписания инспекции.
На основании части второй статьи 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Как установлено судом, оспариваемое предписание получено обществом 15 ноября 2017 года.
В Ломоносовский районный суд города Архангельска административный истец обратился 09 января 2018 года, то есть с пропуском десятидневного срока на обращение в суд.
Обращение в другие суды с административным иском с нарушением правил подсудности не является доказательством уважительности причины пропуска обществом срока для обжалования предписания государственного инспектора труда. Следовательно, ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение с административным иском со ссылкой на первоначальное обращение в Октябрьский районный суд города Архангельска суд оставляет без удовлетворения.
В случае установления факта пропуска срока обращения в суд без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу (часть 5 статьи 138 КАС РФ).
При таких обстоятельствах требования АО «Тандер» не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180, статьёй 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления акционерного общества «Тандер» о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Архангельской области и Ненецком автономном округе № 29/12-64-17-И-3 от 15 ноября 2017 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Поликарпова