Судья Снежинская Е.С. 24RS0032-01-2022-002643-58
№ 33-10773/2022
2.211г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 сентября 2022 года г. Красноярск
Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Макаровой Ю.М.
судей Гавриляченко М.Н., Потехиной О.Б.
при ведении протокола помощником судьи Яматиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Потехиной О.Б.
гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №89», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Главного Управления образования администрации г. Красноярска – Романовой И.Р.
на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 июля 2022 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №89», Главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на МАОУ «Средняя школа №89» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя школа №89» и Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. Требования мотивированы тем, что по результатам проверки МАОУ «Средняя школа №89», расположенной по адресу: <адрес>, выявлены нарушения законодательства: поэтажный план объекта не содержит обозначения инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта; объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ. Таким образом, антитеррористическая защищенность объекта образования - МАОУ «Средняя школа №89» в полной мере не обеспечена. Учитывая изложенное, Прокурор Ленинского района г.Красноярска просил возложить обязанность на МАОУ «Средняя школа №89» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Главного Управления образования администрации г. Красноярска – Романова И.Р. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Выражает несогласие с выводами суда, указывая на оформление и согласование с УФСБ России по Красноярскому краю, УФС войск Национальной гвардии РФ по Красноярскому краю и ФГКУ «30 отряд» ФПС по Красноярскому краю паспорта безопасности объекта в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. в паспорте отражены силы и средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности учреждения, а также меры инженерно-технической, физической защите и пожарной безопасности объекта. Кроме того, регулярно проводятся разъяснительная работа, инструктивные совещания с работниками и обучающимися, инструктаж и занятия по действиям при ЧС. Кроме того, в учреждении принято Положение о пропускном режиме, в соответствии с которым обеспечивается контроль доступа посетителей в учреждение, контроль доступа и перемещения автотранспорта по территории. Также охрану учреждения осуществляют сотрудники ЧОП. Указывает на то, что средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности включены в проект бюджета города на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов, решение вопросов о выделении средств на указанные цели будет рассмотрен в ходе согласования параметров бюджета с департаментом финансов администрации г. Красноярска.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела.
Рассмотрев материалы дела, проверив решение суда согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дозорцеву М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 6 статьи 28 названного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 этого же Закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 4 и пункта 6 части 1 статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Закона).
В силу подпунктов 4, 6 части 1 статьи 5.2 ФЗ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 года №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий).
Пунктами 24, 25, 26 и 27 названных Требований определен круг мероприятий, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), в зависимости от их категории опасности, где каждый следующий пункт дополняет предыдущий.
Согласно пункту 25 этих Требований, в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются мероприятия по: а) оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; г)оборудованию основных входов в здание, входящих в состав объекта (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); д) оснащению объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Пунктом 31 Требований установлено, что система оповещения и управления эвакуацией людей на объекте (территории) должна обеспечивать оперативное информирование лиц, находящихся на объекте (территории), о необходимости эвакуации и других действиях, обеспечивающих безопасность людей и предотвращение паники, должны быть автономными и оборудованы источниками бесперебойного электропитания.
Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006 система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца.
В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 года №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 19 Распоряжения администрации г.Красноярска от 20 февраля 2014г. № 56-р «Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска» Главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.
Согласно подпункту 21 пункта 19 указанного Распоряжения Главное управление образования администрации города Красноярска в области обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройства прилегающих к ним территорий осуществляет планирование проведения работ по капитальному, текущему ремонту и реконструкции зданий и помещений, находящихся в оперативном управлении муниципальных учреждений, координирует ход работ по капитальному ремонту и реконструкции их зданий.
Как следует из материалов дела и установлено судом, образовательную деятельность МАОУ «Средняя школа № 89» осуществляет по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной прокурорской проверки на предмет соблюдения в данном образовательном учреждении требований законодательства о противодействии терроризму установлено, что учреждением не обеспечена в полной мере антитеррористическая защищенность объекта. Так, поэтажный план объекта не содержит обозначений инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта; сведения о критических объектах (включая потенциально уязвимые места), содержащиеся в акте категорирования объекта, не совпадают со сведениями, указанными в паспорте безопасности объекта; отсутствует поэтажный план объекта; объект не оборудован охранной сигнализацией; отсутствует непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ.
По данному факту прокуратурой Ленинского района г. Красноярска в адрес руководителя Главного управления образования администрации г. Красноярска 06.09.2021 внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно ответу руководителя Главного управления образования Администрации г. Красноярска от 07.10.2021 выявленные нарушения не устранены в полном объеме, по результатам рассмотрения представления прокурора принято решение в рамках формирования бюджета на 2021 года и плановый период 2022-2023 гг. в отношении всех муниципальных образовательных учреждений района, запланировать выделение бюджетных средств на приобретение и установку ворот, обеспечивающих жесткую фиксацию, камер видеонаблюдения. Учреждением обустроено рабочее место сотрудников охраны предприятий с выводом к месту системы видеонаблюдения, средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ. В поэтажный план объекта вносятся изменения с уточнение обозначения критических элементов объекта, инженерно-технических средств охраны, постов охраны, КПП внутри объекта.
Вместе с тем, из справки Прокурора Ленинского района г.Красноярска от 08.07.2022 следует, что представление прокурора об устранений нарушений, направленное в адрес Главного управления образования Администрации г.Красноярска от 06.09.2021 не исполнено.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, исходил из отсутствия доказательств того, что ответчиками приняты меры к устранению указанных нарушений, что свидетельствует о невыполнении обязанности по созданию безопасных условий обучения несовершеннолетних, антитеррористической защищенности здания, пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных прокурором требований, возложив на МАОУ «Средняя школа № 89», в течении 7-ми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Установив факт отсутствия финансирования со стороны учредителя и собственника имущества на выполнение соответствующих требований к антитеррористической защищенности объекта, суд первой инстанции возложил обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, как соответствующими закону и обстоятельствам дела, которым дана надлежащая оценка.
Поскольку МАОУ «Средняя школа № 86» относится к объектам социальной инфраструктуры, на данный объект распространяются требования вышеназванных правовых норм об обеспечении антитеррористическая защищенности объекта, что возможно достичь путем реализации предлагаемых прокурором мер.
Вместе с тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об устранении ответчиками выявленных нарушений путем оборудования здания охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, помещением для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, актуализации паспорта безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством.
Напротив, в ходе проведенного помощником прокурора Ленинского района г. Красноярска Ростихиным Е.С. обследования состояния антитеррористической защищенности учреждения установлено, что по состоянию на 08.07.2022 нарушения требований законодательства о противодействии терроризму ответчиками не устранены, о чем составлена справка от 08.07.2022.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что образовательной организацией не в полном объеме соблюдаются требования законодательства об антитеррористической защищенности. Несоблюдение требований действующего законодательства по выполнению обязательных мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности и обеспечению безопасного функционирования здания образовательного учреждения, создает угрозу жизни и здоровья, как несовершеннолетних учащихся, так и работников учреждения.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 20.02.2014 №56-р утверждено Положение о Главном управлении образования администрации г.Красноярска, из которого следует, в функции Управления входит осуществление, в пределах своих полномочий, контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений, по вопросам соблюдения прав граждан на получение бесплатного, доступного и качественного дошкольного, общего и дополнительного образования.
В ходе исполнения своих функций, Управление разрабатывает предложения по формированию бюджета города Красноярска, в части расходов на образование, участвует в определении нормативов финансирования системы образования в целом и отдельных ее элементов; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета города на очередной финансовый год, составляет обоснования бюджетных ассигнований, осуществляет экономический анализ деятельности муниципальных учреждений; является главным распорядителем средств бюджета города Красноярска для получателей бюджетных средств - муниципальных казенных учреждений, главным администратором доходов бюджета города, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные действующим законодательством.
При таких обстоятельства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о возложении обязанности на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить МАОУ «Средняя школа № 89» денежные средства для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в Российской Федерации.
Отсутствие финансирования, на которое ссылается в апелляционной жалобе Главное Управление образования администрации г. Красноярска, не может служить основанием для несоблюдения органом местного самоуправления своей непосредственной обязанности по выделению средств на выполнение образовательным учреждением необходимых мероприятий в целях обеспечения террористической защищенности объекта и исполнений требований действующего законодательства в указанной части. Образовательное учреждение самостоятельно несет обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности объекта образования, вместе с тем реализовать такую обязанность может только за счет выделяемых средств бюджета городского округа, которые Главным Управлением образования администрации г. Красноярска в необходимом размере обеспечены не были.
Отсутствие финансирования администрации муниципального образования на осуществление профилактических мероприятий в области противодействия терроризму и обеспечения антитеррористической защищенности образовательных учреждений города обоснованно расценено судом, как бездействие со стороны Главного Управления образования администрации г. Красноярска по принятию всех соответствующих исчерпывающих мер для получения средств бюджета на эти расходы.
Ссылка в апелляционной жалобе на бюджетные правоотношения не влияет на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку предметом настоящего спора, возникшего по иску прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, бюджетные правоотношения не являются.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, выполнение заявленного прокурором в рамках настоящего спора требования является необходимой мерой, направленной на антитеррористическую защищенность данного объекта образования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, судом приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства были получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор. Все собранные по настоящему делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статей 12, 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом оценки суда первой инстанции, правильность выводов суда не опровергают, направлены на переоценку доказательств, оснований к чему судебная коллегия не усматривает, находя постановленное по делу решение законным, не подлежащим отмене.
Нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Главного управления образования администрации г.Красноярска Романовой И.Р. –без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 сентября 2022 года.