Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Тулун 26 июля 2021 г.
Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Сердюковой Д.С., с участием истца Ведерниковой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р., представителя ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района» Бычковской Е.А., третьего лица Дроздовой Т.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1049/2021 (УИД 38RS0023-01-2021-001374-96) по исковому заявлению Ведерниковой Елены Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р., к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение меры социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ведерникова Е.В. обратилась в суд в интересах несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р. к ответчикам ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области с требованиями о признании права на получение меры социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты, указав в обоснование, что в собственности истцов находится жилое помещение, расположенное по адресу: ****, по 1/6 доли в праве собственности у каждой, что подтверждается решением Тулунского городского суда от 24.07.2020, вступившим в законную силу 07.12.2020. 1/3 доли в праве собственности принадлежит Дроздовой Т.В. Летом 2019г. дом пострадал от наводнения, был затоплен полностью. Заключением межведомственной комиссии №2212 от 31.07.2019, а также согласно постановлению администрации №3335 от 31.077.2019 дом признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством РФ. На основании приведенных истцом норм права, истец полагает, что несовершеннолетние, в интересах которых она действует, ФИО3 и ФИО1, имеют право на предоставление мер социальной поддержки в порядке Положения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-п «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области? мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
Просит суд признать право ФИО1, родившейся ...... в **** ФИО2 ****, ФИО3, родившейся ...... в **** ФИО2 ****, на меру социальной поддержки по обеспечению жильем – социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-п «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области? мер социальной поддержки по обеспечению жильем»; обязать Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области жилого помещения, расположенного по адресу: ФИО2 ****, ФИО4, родившейся ...... в **** ФИО2 ****, ФИО3, родившейся ...... в **** ФИО2 ****.
Истец Ведерникова Е.В., действующая в интересах несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении, просила суд их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что третье лицо Дроздова Т.В. также являясь собственником утраченного жилого помещения по адресу: ФИО2 ****, реализовала свое право на получение мер социальной поддержки и приобрела жилье взамен утраченного, однако детей отказалась включать в свидетельство.
Представитель ответчика ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района» Бычковская Е.А., в судебном заседании требования иска не признала, просила суд отказать в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях.
Третье лицо Дроздова Т.В. в судебном заседании обстоятельства, изложенные в иске, подтвердила, дополнительно пояснила, что ею получено и реализовано право на приобретение или строительства жилого помещения взамен утраченного, без учета долевых собственников ФИО1, и ФИО3 Приобретенное жилье является ее единственным жильем, она является инвалидом и ей недостаточно место в приобретенном жилье. Ее вызывали в ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района», где она отказалась включать детей в свидетельство на приобретение жилья, так как дети на момент паводка жили у истца, коме того, детям до паводка приобретена квартира. Она не против предоставления Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области дополнительного свидетельства для приобретения им жилья.
Представитель ответчика Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, направили в суд письменные возражения, согласно которым просили суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме, рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителя.
Представитель третьего лица МУ «Администрации города Тулуна» в судебное заседание не явился, согласно поступившему заявлению просили суд рассмотреть дело в отсутствие их представителя, вопрос об удовлетворении исковых требований оставляют на усмотрение суда.
Выслушав участников судебного разбирательства, изучив исковое заявление, возражения, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу требований ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п.1 ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, пункт 2.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, пункт 3.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, пункт 4.
Согласно п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п.2 ст.10 ГК РФ в случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В силу п.5 ст.10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
В соответствии со ст. 72 (часть 1, п. «з») Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ).
Согласно ст.2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в п.«в» ст.8 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, Президент Российской Федерации определяет в соответствии со ст. 80 Конституции РФ и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (пп.«а» п.1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ).
В силу п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2 этой же статьи закона).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 №561 «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечением террористических актов правомерными действиями" гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, выдаются государственные жилищные сертификаты.
Постановлением Администрации «МО города Тулуна» от 27.06.2019 №1042 на территории г.Тулуна до особого распоряжения был введён режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».
Указом Губернатора Иркутской области от 27.06.2019 г. № 134-уг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области» на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27.06.2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 03.07.2019 №316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования (п.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 №916 были утверждены Правила предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности;
е) возмещение осуществленных расходов бюджета Иркутской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» настоящего пункта.
Согласно п.9 Правил порядок и условия предоставления социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на приобретение или строительство жилых помещений на территории Иркутской области или осуществление такими гражданами капитального ремонта повреждённых жилых помещений, передачи гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, жилых помещений, на финансовое обеспечение приобретение или строительства которых предоставляется трансферт, устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Пунктом 1 Постановления Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-пп, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее – Положение), социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 г. на территории Иркутской области (далее – чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде: предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее – предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
В силу п.3 Положения уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее – министерство социального развития).
Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения (п. 4 Положения).
Частью 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
В соответствии с п.7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения – о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п.47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Указанное соответствует позиции, изложенной в разделе 1 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014.
Истцом суду в обоснование правомочий представления интересов несовершеннолетних ФИО1, ФИО3 предоставлены распоряжения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г.Тулуну и Тулунскому району, в соответствии с которыми она назначена опекуном несовершеннолетних ФИО1, ФИО3
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривалось, что ФИО1, ФИО3 являются правообладателями общей долевой собственности жилого дома, расположенного по адресу: ФИО2 ****, в размере 1/6 доля на каждую, о чем свидетельствует решение Тулунского городского суда ФИО2 **** от 24.07.2020, вступившего в законную силу 07.12.2020 после рассмотрения судебной коллегией по гражданским делам Иркутского областного суда апелляционной жалобы Дроздовой Т.В. на указанное решение суда.
Постановлением МУ «Администрация ****» от 31.077.2019 №3335 жилое помещение, расположенное по адресу: ФИО2 ****, признано непригодным для проживания по основаниям, указанным в абз.2 п.33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 №47.
Суду представлено уведомление об отказе от 12.03.2021 №07-1102, согласно которому заявителю Ведерниковой Е.В. как законному представителю ФИО1, ФИО3 отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-п "«О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области мер социальной поддержки по обеспечению жильем».
Данное уведомление сторонами не обжаловалось, что было подтверждено истцом в судебном заседании и доказательств обратного суду не предоставлено.
Согласно информации Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по адресу утраченного жилого помещения: ФИО2 ****, на имя Дроздовой Татьяны Викторовны оформлено и выдано свидетельство, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения от 20.08.2019 №812-П на сумму 1587415 рублей.
В судебном заседании участники судебного разбирательства подтвердили, что, действительно, Дроздова Т.В. получила свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и реализовала его, приобретя жилое помещение на него. Однако несовершеннолетние ФИО1, ФИО3 не получили сертификат и не были включены в полученное ею свидетельство. После получения ею свидетельства решением суда от 24.07.2020 по иску Ведерниковой Е.В., действующей в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО3 установлен факт владения и пользования спорным жилым помещением несовершеннолетними ФИО1, ФИО3 в том числе в период паводка.
Согласно решению суда от 24.07.2020 по гражданскому делу № 2-1114/2020 по иску Ведерниковой Елены Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, к Муниципальному учреждению «Администрация городского округа муниципального образования – «город Тулун», Областному государственному казённому учреждению «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району», Дроздовой Татьяне Викторовне, министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении факта принятия наследства, владения и пользования жилым помещением исковые требования удовлетворены частично, суд постановил: «Установить факт владения и пользования ФИО4, родившейся ...... в **** ФИО2 ****, 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ФИО2 ****, в том числе с период паводка, имевшего место в июне 2019 г. на территории Иркутской области. Установить факт владения и пользования ФИО3, родившейся ...... в **** ФИО2 ****, 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: ФИО2 ****, в том числе с период паводка, имевшего место в июне 2019 г. на территории Иркутской области». Решение суда вступило в законную силу 07.12.2020 после рассмотрения судом апелляционной инстанции апелляционной жалобы и оставления без изменения решения суда первой инстанции.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2019 № 916, которым утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области» (далее - Правила).
Указанное постановление является основанием для предоставления межбюджетного (трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мероприятий но социальной поддержке граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области.
Согласно п. 4 Правил мероприятия реализуются в отношении:
- граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- граждан, не являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений, но имеющих постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях или поврежденных жилых помещениях, относящихся к членам семьи граждан, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу в п.5 Правил мероприятия реализуются в отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно.
Трансферт предоставляется, в том числе при наличии нормативного правового акта Иркутской области, утверждающего перечень мероприятий, в целях финансового обеспечения, реализации которых предоставляется трансферт (п. 10 Правил).
Согласно п.11 Правил в целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина. Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 № 556-пп «О предоставлении социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области» установлено, что гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - чрезвычайная ситуация), предоставляются следующие меры социальной поддержки по обеспечению жильем:
1) гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, по их выбору в виде:
предоставления социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области (далее - предоставление жилого помещения);
2) гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, в виде предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Данным постановлением также утверждены: Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, жилого помещения из государственного жилищного фонда Иркутской области; Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно п.1 Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее Положение) настоящее Положение устанавливает порядок и условия предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее соответственно - граждане, чрезвычайная ситуация, утраченное жилое помещение, социальная выплата).
Пунктом 2 Положения регламентировано, что социальные выплаты предоставляются на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
Как следует из п.п.3,4 Положения, уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области на предоставление социальных выплат является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития). Министерство социального развития осуществляет полномочия по предоставлению социальных выплат через подведомственные ему государственные учреждения.
В силу п.6 Положения, предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий: являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 Положения регламентировано, что социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена реализация гарантированных прав на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в замен утраченного в результате паводка отношении одного утраченного жилого помещения или поврежденного жилого помещения однократно. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена выдача дополнительного свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Принимая во внимание реализованное право на предоставление однократно в отношении одного утраченного жилого помещения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, а также наличие отказа уполномоченного органа в соответствии с приведенным в настоящем решении законодательством ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района» от 12.03.2021 №07-1102 в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17.07.2019 №556-п «О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области мер социальной поддержки по обеспечению жильем», не обжалованного сторонами, с учетом действующего законодательства, регламентирующего спорные правоотношения, судом нарушенного права несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р. действием (бездействием) ответчиков ОГКУ «Управление социальной защиты населения по **** и ****», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области не установлено.
При установленных судом в судебном заседании юридически значимых обстоятельства для разрешения настоящего гражданского дела законных и обоснованных оснований для удовлетворения требований иска к ответчикам ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области у суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Ведерниковой Елены Викторовны, действующей в интересах несовершеннолетних ФИО3 .......р. и ФИО4 .......р., к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по г.Тулуну и Тулунскому района», Министерству социального развития опеки и попечительства Иркутской области о признании права на получение меры социальной поддержки, обязании выдать свидетельство на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области, в связи с утратой квартиры по адресу: ФИО2 ****, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд.
Судья А.О. Мицкевич
Мотивированное решение суда составлено 02.08.2021
Судья А.О. Мицкевич