«22» ноября 2016 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Кучьяновой Е.В.,
при секретаре Зобовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Онофрей М. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решений незаконными, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Онофрей М.В. обратился в суд к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отделение (территориальное, г. Архангельск) (далее - ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения») о признании решений незаконными и возложении обязанности их отменить. В обоснование требований указал, что 22 апреля 2016 года начальником ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ вынесено решение № о снятии с учета Онофрей М.В. в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма и решение № об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма. Полагая указанные решения незаконными, истец обратился в суд с данным иском.
В ходе рассмотрения дела истец Онофрей М.В. заявленные требования уточнил и просил признать незаконными решения начальника ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отделение (территориальное, г. Архангельск) от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма и отменить их. Также просил обязать ответчика восстановить Онофрей М.В. в реестре учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ и предоставить ему жилое помещение по существующим нормам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет.
Истец Онофрей М.В., извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился. Его представитель Спивак И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в иске основаниям, с учетом их уточнения. При этом пояснил, что поскольку территориальное отделение в г. Архангельске является подразделением ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, то сторона истца поддержала требования к данному юридическому лицу.
Ответчик ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения», извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил. При этом ранее представлял письменный отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, полагая оспариваемые решения законными и обоснованными.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно положений ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации обеспечение права каждого на жилище является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее - Закон № 76-ФЗ), военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
В процессе судебного разбирательства по делу установлено, что Онофрей М.В. проходил военную службу в должности старшего инженера-испытателя войсковой части 75106, уволен приказом Командующего Космических войск от ДД.ММ.ГГГГ № с военной службы в запас по достижению предельного возраста пребывания на службе с правом ношения военной формы и объявления благодарности. Продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет 27 лет 3 месяца 16 дней.
Из материалов дела следует, что решением Мирнинского городского суда Архангельской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № на 607 Квартирно-эксплуатационный отдел возложена обязанность включить Онофрея М.В. в автоматизированную базу данных «Учет» для обеспечения жилым помещением по установленным номам по избранному месту жительства: <адрес> с даты постановки на учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При этом указанным решением установлен факт принятия истца на учет для получения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ, который в рамках данного гражданского дела никем не оспаривается.
Решением ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» отдел №, <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного решения Мирнинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Онофрей М.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что истец на законных основаниях по месту прохождения военной службы был признан нуждающимся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства и принят на учет для предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Избрание им после увольнения с военной службы иного постоянного места жительства в силу положений пп. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, является самостоятельным основанием признания такого гражданина нуждающимся в получении жилых помещений.
Основания для снятия военнослужащих с учета нуждающихся в жилых помещениях установлены в п. 10 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утв. Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Инструкция).
Так, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях, снимаются с учета в случае:
а) подачи ими заявления о снятии с учета;
б) утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма;
в) получения в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
предоставления в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением военнослужащих, имеющих трех и более детей;
д) выявления в представленных документах в уполномоченный орган сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц уполномоченного органа при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные военнослужащие снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "в" - "д" настоящего пункта, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным военнослужащим жилые помещения предоставляются в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Как следует из данной нормы права, изложенный перечень оснований для снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку истец был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, от получения жилого помещения по избранному месту жительства в <адрес> не отказывался, у ответчика отсутствовали основания для принятия решения от ДД.ММ.ГГГГ № и снятия его с соответствующего учета.
Как усматривается из содержания вышеназванного решения № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, ст. 15 Закона № 76-ФЗ, на основании заявления и представленных документов ответчик решил отказать в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, подполковнику запаса Онофрей М.В. в связи с предоставлением документов, не подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ссылка ответчика на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ является необоснованной, поскольку в данной норме права закреплены основания отказа в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении. Вместе с тем, истец ДД.ММ.ГГГГ уже принят на учет и на момент принятия ответчиком данного решения состоял на таком учете.
Исчерпывающий перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, устанавливает ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Между тем, ответчик в оспариваемом решении данные основания не приводит и при рассмотрении дела в суде на них не ссылается.
Изложенное свидетельствует об отсутствии законных оснований для снятия Онофрей М.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Довод ответчика о том, что истец не сдал предоставленное ему ранее жилое помещение по адресу: Архангельская область, <адрес>, в настоящее время лишен возможности его сдать, т.к. указанная квартира приватизирована его бывшей супругой и детьми, не может быть признан состоятельным в силу следующего.
Из материалов дела следует, что Онофрей М.В. в период прохождения военной службы в <адрес> Архангельской области ДД.ММ.ГГГГ по ордеру № было предоставлено жилое помещение по адресу: Архангельская область, <адрес>, на состав семьи из четырех человек.
ДД.ММ.ГГГГ брак Онофрей М.В. и Онофрей Е.Н. был расторгнут, после чего Онофрей М.В. выехал из данного жилого помещения.
Указанное жилое помещение истец Онофрей М.В. за собой не сохранил, сдав его администрации МО «Мирный» по акту о сдаче квартир по домоуправлению от ДД.ММ.ГГГГ.
То обстоятельство, что в данном жилом помещении осталась проживать бывшая супруга истца, которая также являлась военнослужащей, и их совместные дети значения не имеет. На момент расторжения брака и выезда истца указанное жилое помещение находилось на правах оперативного управления в ведении войсковой части 15155 МО РФ, в связи с чем последняя вправе была требовать освобождения указанного жилого помещения от бывших членов семьи истца, чего сделано не было.
Соответственно, войсковая часть 15155 МО РФ, а впоследствии с ДД.ММ.ГГГГ и МО «Мирный», в собственность которого была передана данная квартира, после выезда из него Онофрей М.В. распорядились жилым помещением по своему усмотрению, признав право пользования им за бывшей супругой Булатовой (Онофрей) Е.Н.
ДД.ММ.ГГГГ собственник жилого помещения МО «Мирный» заключил договор социального найма спорного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности с Булатовой Е.Н., совместно с которой в жилое помещение был вселен член семьи нанимателя: сын Онофрей М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. На тот момент истец в указанном жилом помещении не проживал и не был в нем зарегистрирован.
Последующая приватизация жилого помещения сыном истца также правового значения для рассмотрения спора не имеет.
Более того, поскольку после расторжения брака истец за собой ранее занимаемое жилое помещение не сохранил, право пользования им утратил, сдав его <данные изъяты> Министерства обороны РФ на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ № предоставило Онофрей М.В. в пользование однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>.
После передачи в муниципальную собственность с ДД.ММ.ГГГГ данная квартира имела статус служебного жилого помещения и исключена была из числа служебных жилых помещений на основании постановления Администрации МО «Мирный» ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ Онофрей М.В. заключил с МО «Мирный» договор социального найма указанного жилого помещения.
Как на момент постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, так и в настоящее время истец проживает в данной квартире и после обеспечения иным жилым помещением в <адрес> готов ее освободить.
Суд учитывает, что освободить занимаемое по договору социального найма жилое помещение, предоставленное военнослужащему ранее по месту службы, последний обязан непосредственно при предоставлении жилья в избранном месте жительства.
Также не может быть признано законным решение ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, территориальное отделение в Архангельской области - г. Архангельск № об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Онофрей М.В. отказано в предоставлении распределенного жилого помещения на состав семьи в количестве 1-го человека в виде отдельной однокомнатной квартиры общей площадью 36,0 кв.м, на 15 этаже по адресу: <адрес> связи с предоставлением документов, не подтверждающих право на получение жилой площади по избранному месту жительства.
Согласно п. 18 Инструкции, на который ответчик ссылается в оспариваемом решении, с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
В силу п. 17 Инструкции в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чем военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается (направляется) справка по рекомендуемому образцу согласноприложению № к настоящей Инструкции.
Как установлено ранее, Онофрей М.В. на основании договора социального найма занимает жилое помещение - однокомнатную квартиру по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение ранее было ему Министерством обороны РФ, учитывалось при принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях в 2002 году, именно его он готов сдать при предоставлении ему жилого помещения по избранному месту жительства в городе Москве.
При таких обстоятельствах, указание в оспариваемом решении об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на невозможность сдачи иного жилого помещения по <адрес>, которое было сдано истцом ранее, право пользования которым он утратил, является необоснованным.
При таких обстоятельствах, оспариваемые решения ФГКУ «Северное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ отделение (территориальное, г. Архангельск) № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма является незаконными.
В целях восстановления нарушенного права суд считает необходимым возложить на ответчика обязанность восстановить Онофрей М.В. в реестре учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ и предоставить ему жилое помещение по существующим нормам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет по избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Онофрей М. В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании решений незаконными, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения - удовлетворить.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Признать незаконным решение Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации восстановить Онофрей М. В. в реестре учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма с даты постановки на учет - ДД.ММ.ГГГГ и предоставить ему жилое помещение по существующим нормам в порядке очередности, исходя из даты принятия на учет.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Онофрей М. В. уплаченную при подаче иска государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Е.В. Кучьянова