Решение по делу № 33-928/2022 от 24.03.2022

СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                                                                  

89RS0002-01-2021-002329-76

Гражданское дело № 2-1236/2021

Судья Сукач Н.Ю.

Апелляционное дело № 33-928/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 мая 2022 года                                                                                            город Салехард

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего                     Гниденко С.П.,

судей коллегии                                   Савельевой Е.Н., Шошиной А.Н.,

при секретаре судебного заседания Ишметовой Д.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года, которым постановлено:

Иск прокурора г. Лабытнанги, действующего в интересах Дроздовой Татьяны Викторовны удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) от 13 июля 2021 года № 59717\21 об отказе в установлении пенсии незаконным.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу назначить Дроздовой Татьяне Викторовне пенсию по старости на основании ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 21 июня 2021 года.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Гниденко С.П., объяснения представителей Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу Подгорной Я.Я., действующей на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, Репиной О.А., действующей на основании доверенности, поддержавших доводы апелляционной жалобы, и просивших об отмене решения суда с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, мнение прокурора Губайдуллиной Г.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа

УСТАНОВИЛА:

Прокурор города Лабытнанги в интересах Дроздовой Т.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) о признании решения об отказе в установлении пенсии по старости незаконным, назначении пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что 21 июня 2021 года Дроздова Т.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости досрочно, предоставив сведения о проживании в период с 1986 года по 1999 год в зоне радиоактивного загрязнения. Решением ответчика от 13 июля 2021 № 7764/06 истцу отказано в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием у истца документов, дающих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Не согласившись с таким решением, прокурор просил суд признать вышеуказанное решение ответчика незаконным, и обязать ответчика назначить Дроздовой Т.В. пенсию по страсти на основании ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

До рассмотрения спора по существу, судом в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ходе рассмотрения дела прокурор в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнил требования иска, просил обязать ответчика назначить Дроздовой Т.В. пенсию по страсти с 21 июня 2021 года.

Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 02 ноября 2021 года с 01 октября 2021 года деятельность Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) прекращена путем реорганизации в форме присоединения к правопреемнику Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу (л.д.88-95).

В судебном заседании представитель прокуратуры города Лабытнанги Коткеева Д.В. на уточненных требованиях иска настаивала по изложенным в нем доводах и основаниям.

Истец Дроздова Т.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Сабарова А.В., действующая на основании доверенности, требования иска не признала, указав, что удостоверение предоставленное истцом, не установленного образца.

Третье лицо Департамент социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменных доказательств, предоставленных представителем третьего лица, следует, что Дроздовой Т.В. в выдаче специального удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС отказано, поскольку выдача указанного удостоверения выехавшим из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, Порядком и условиями оформления и выдачи специальных удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России, Минфина России № 228/271/63Н от 11 апреля 2006 года не предусмотрена.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.

С указанным решением не согласен управляющий Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу Колоколова Т.Ф., действующий на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации.

В апелляционной жалобе она ставит вопрос об отмене решения суда и вынесении нового об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указано, что при отсутствии российского удостоверения установленного образца, у органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, право на снижение возраста за проживание в зоне с правом на отселение на первоначальную и дополнительную величину не имеется. А также, что Дроздова Т.В. не имеет право на назначение страховой пенсии по старости с соответствии со ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», по достижении возраста 45 лет, поскольку максимальной величиной снижения пенсионного возраста за проживание на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом является 3 года в общей сложности.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры города Лабытнанги Коткеева Д.В. просит решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу без удовлетворения.

Истец, третье лицо, в судебном заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не просили. Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно размещалась на интернет-сайте суда Ямало-Ненецкого автономного округа. В связи с чем, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заслушав представителей ответчика, прокурора, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 21 июня 2021 года Дроздова Т.В., 05 октября 1975 года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с уменьшением возраста в виду проживания в период с 1986 года по 1999 год в зоне подвергшейся радиоактивному заражению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

Поскольку в соответствии с пунктом 29 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом РФ государственной услуги по установлению пенсий (утвержденного Постановлением правления Пенсионного фонда РФ от 23 января 2019 года № 16п) граждане самостоятельно представляют документы, подтверждающие периоды проживания (работы) в определенных зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом от 15 мая 1991 года № 1244-1 Дроздова Т.В. к заявлению приложила, удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий серии ЧК № 1283608 от 26 декабря 2016 года, согласно которому она имеет право на льготы в соответствии со статьей 23 Закона Республики Беларусь от 06 января 2009 года «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других аварий» в период проживания в г. Быхов Республики Беларусь, справку Быховского районного комитета Могилевской области от 27 декабря 2016 года № 1-7/1719БыхРИК о проживании в г. Быхов и отнесении его к зонам радиоактивного загрязнения, справку ОМВД России по г. Лабытнанги от 17 июня 2021 года № 76/12-25с о регистрации, копию трудовой книжки.

Решением Государственного учреждения - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Лабытнанги и Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого автономного округа (межрайонное) без даты № 59717/21 (направленным Дроздовой Т.В 13 июля 2017 года) отказано в установлении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием документов, дающих право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьёй 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.21-22).

Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», суд первой инстанции удовлетворил исковые требования прокурора, действующего в интересах Дроздовой Т.В., сопоставив зоны на территории Республики Беларусь и Российской Федерации, подвергшиеся радиоактивному заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, пришел к выводу об отнесении зоны где плотность загрязнения почвы цезием - 137 составляет от 5 до 10 Ки/кв.км по законодательству Республики Беларусь к зоне проживания с правом на отселение и с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации, признав документы, выданные истцу уполномоченными органами Республики Беларуси, подтверждающими факт проживания истца в период с 1986 года по 1999 на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Принимая во внимание указанные обстоятельства, достижение истцом возраста 45 лет с учетом уменьшения возраста на 5 лет и наличия страхового стажа 20 лет 11 месяцев 01 день, из которых стаж работы в районах Крайнего Севера 15 лет 08 месяцев 24 дня, а также то обстоятельство, что Дроздова Т.В. является матерью троих детей, пришел к выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия не может согласиться в силу следующего.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Из материалов дела, а именно из справки Быховского районного комитета Могилевской области от 27 декабря 2016 года № 1-7/1719БыхРИК, следует, что Дроздова Т.В. проживала и была зарегистрирована по адресам: г. Быхов, ул. Калинина, д. 86 с 21 октября 1975 года по 01 сентября 1992 года, с 04 августа 1993 года по 13 января 1995 года, с 21 февраля 1995 года по 12 марта 1995 года; в г. Быхов, пер. Парковый, д. 2, кв. 3 в период с 22 марта 1995 года по настоящее время (л.д.29-30). Данная информация подтверждается и справками Быховского унитарного коммунального предприятия «Жилкомхоз» Республики Беларусь от 22 декабря 2016 года № 7521 и 7523 (л.д.31-32).

Согласно сведениям из трудовой книжки с 01 сентября 1992 года по 17 июня 1993 года Дроздова обучалась в ПТУ-123 г. Могилева (л.д.37).

04 марта 1995 года истец в Быховском отделе ЗАГС Могилевской области заключила брак с Дроздовым В.Л. (л.д.28).

26 сентября 1996 года у Дроздовой Т.В. родилась дочь Екатерина, что подтверждается свидетельством о рождении выданным Быховским районным отделом ЗАГС Могилевской области 02 октября 1996 года (л.д.14).

Из медицинской карты дочери Дроздовой Е.В., 26 сентября 1996 года, следует, что малолетняя проходила патронаж, ей ставили профилактические прививки, являлась на прием к участковой медицинской сестре на осмотр в первые два года жизни по месту жительства в <адрес> (последняя запись от 02 октября 1998 года).

В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01 июня 1992 года № 328 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения», г. Быхов Могилевской области был отнесен к зоне с правом на отселение - где плотность загрязнения почвы цезием-137 составляет от 5 до 10 Ки на кв.км.

Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 1996 года № 116 «Об утверждении перечня территорий (населенных пунктов и других объектов), относящихся к зонам радиоактивного загрязнения», г. Быхов Могилевской области отнесен к зоне проживания с периодическим радиационным контролем, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки на кв. км.

Согласно Закону Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км., соответствует зоне проживания с правом на отселение; территории, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки на кв.км, соответствует зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно справке ОМВД России по г. Лабытнанги от 17 июня 2021 года № 76/12-25 Дроздова Т.В. как иностранный гражданин имела вид на жительство на территории Российской Федерации с 02 ноября 2012 года по 27 ноября 2020 года, а как гражданка Российской Федерации зарегистрирована с 28 ноября 2020 года (л.д.26).

При этом как следует из трудовой книжки истца и справки архивного отдела (муниципального архива) администрации города Лабытнанги от 29 апреля 2021 года № Д-3 Дроздова Т.В. работала в АООТ «Полярно-Уральское горно - геологическое предприятие» на территории Ямало-Ненецкого автономного округа с 26 октября 1999 года по 05 декабря 2015 года, с 07 декабря 2015 года по 18 августа 2016 года (л.д.37-39, 40).

Оценивая представленные истцом документы, судебная коллегия полагает необходимым признать период проживания Дроздовой Т.В. в г. Быхов Могилевской области Республики Беларусь с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1992 года (6 лет 4 месяца 5 дней), с 04 августа 1993 года по 13 января 1995 года (1 год 5 месяцев 11 дней), с 21 февраля 1995 года по 12 марта 1995 года (20 дней), с 22 марта 1995 года по 18 февраля 1996 года (10 месяцев 28 дней), с 19 февраля 1996 года по 02 октября 1998 года (02 года 7 месяцев 14 дней), поскольку именно эти периоды наиболее точно отражены в представленных документах.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что факт проживания Дроздовой Т.В. в зоне с правом на отселение составляет 08 лет 09 месяцев 05 дней, в зоне проживания с периодическим радиационным контролем (с льготным социально-экономическим статусом) - 02 года 07 месяцев 14 дней подтвержденным.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют, в том числе граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с правом на отселение (подпункт 6 части 1 статьи 10) и граждане постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (подпункт 7 части 1 статьи 10). Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В соответствии со статьей 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами. Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Пунктами 7 и 8 статьи 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории: зоны проживания с правом на отселение и зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В силу статьи 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.

В силу статьи 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (статья 7 Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1).

Как указано в примечании к статье 35 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Статьей 49 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

Статьей 11 Соглашения о гарантиях прав граждан - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года предусмотрено, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Данным же Соглашением определено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу пункта 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года № 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

С учетом указанных норм права, вопреки доводам жалобы ответчика, судом первой инстанции обоснованно признана правомерность исковых требований прокурора и истца на наличие самого права на назначение пенсии со снижением возраста с учетом периода проживания на территории г. Быхов Республики Беларусь, отнесенной к территории, подвергшейся заражению в результате аварии на Чернобыльской АЭС, а именно: к зоне проживания с правом на отселение по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с правом на отселения на территории Российской Федерации; к зоне проживания с периодическим радиационным контролем по законодательству Республики Беларусь, аналогичной по своему статусу и степени заражения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Надлежащими доказательствами данные обстоятельства ответчиком не были оспорены.

Между тем, правомерно полагая установленным факт проживания истца в зоне радиоактивного загрязнения, в период, соответствующий заявленному в иске с 1986 года по 1999 год, суд первой инстанции ошибочно полагал его достаточным для назначения истцу пенсии с учетом снижения возраста в порядке статьи 33 и 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1, поскольку не учел содержание примечаний к статье 35 закона, как обязательного условия для расчета снижения пенсионного возраста.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 07 декабря 2011 года) приведенные нормы содержат две величины снижения пенсионного возраста - первоначальную и дополнительную, а также предельную величину уменьшения названного возраста.

Как указано в примечании к статье 35 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС (26 апреля 1986 года) по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Из приведенных правовых норм следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста предоставляется за сам факт проживания (независимо от продолжительности) на загрязненной территории в определенный законом период, непосредственно следовавший за аварией, когда проводилась эвакуация населения и основные защитные мероприятия загрязненной территории, дополнительная величина снижения пенсионного возраста зависит от продолжительности проживания (работы) в соответствующей зоне.

Учитывая, что судом установлен и заявлен прокурором факт проживания истца на загрязненной территории, имевший место как до, так и после 30 июня 1986 года, юридически значимым обстоятельством для признания за истцом права на назначение пенсии в порядке статьи 33 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 являлось установление именно факта постоянного проживания (работы) на территории с определенным статусом продолжительностью минимум 9 лет для снижения возраста выхода на пенсию на 5 лет.

Между тем, из оспариваемого решения суда следует, что судом, несмотря на имеющиеся в материалах дела доказательства, факт постоянного проживания в г. Быхов Могилевской области был установлен с 1986 года по 1999, тогда как факт постоянного проживания истца на соответствующей территории до выезда в г. Могилев на обучение в ПТУ составил с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1992 года - 06 лет 04 месяца 05 дней, продолжительность которого недостаточна для назначения пенсии со снижением возраста на 5 лет.

Поскольку право досрочного пенсионного обеспечения по статье 33 Закона от 15 мая 1991 года № 1244-1 предоставлено гражданам, именно постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение (пункт 7 статьи 13 закона), однако данные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении решения учтены не были, что привело к необоснованному выводу о признании незаконным решения ответчика от 13 июля 2021 года об отказе в установлении пенсии истцу и установлении соответствующего пенсионного обеспечения с 21 июня 2021 года.

В связи с указанным, принимая во внимание достоверное установление только факта постоянного проживания истца в г. Быхов Могилевской области с 26 апреля 1986 года по 31 августа 1992 года, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части признания решения ответчика от 13 июля 2021 года об отказе в установлении пенсии истцу и установлении соответствующего пенсионного обеспечения с 21 июня 2021 года незаконным, ввиду допущенных нарушений норм материального права.

При этом судебная коллегия, при наличия у Дроздовой Т.И. страхового стажа 20 лет 11 месяцев 01 день, из которых стаж работы в районах Крайнего Севера составил 15 лет 08 месяцев 24 дня, а также что Дроздова Т.В. является матерью троих детей, в силу статьи 33 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 отмечает право истца для назначении пенсии со снижением возраста на 4 года с 05 октября 2021 года исходя из двух величин снижения пенсионного возраста - первоначальный на 2 года (за факт проживания с 26 апреля 1986 года по 30 июня 1986 года и дополнительную на 2 года (за факт проживания с 26 апреля 1986 по 31 августа 1992 года 06 лет 04 месяца 05 дней).

При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части которой решение пенсионного органа признано незаконным, а также в части даты назначения пенсии по старости, как принятое с нарушением норм материального права с вынесением по делу нового решения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

                                          

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 декабря 2021 года отменить и принять новое решение в следующей редакции:

Иск прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах Дроздовой Татьяны Викторовны удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу назначить Дроздовой Татьяне Викторовне пенсию по старости на основании ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с 05 октября 2021 года.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Судья      /подпись/        С.П. Гниденко

33-928/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Дроздова Татьяна Викторовна
Прокуратура г. Лабытнанги
Ответчики
ГУ - ОПФ РФ по ЯНАО
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Гниденко Сергей Петрович
Дело на странице суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
25.03.2022Передача дела судье
14.04.2022Судебное заседание
13.05.2022Судебное заседание
23.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Передано в экспедицию
13.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее