Решение по делу № 33-2802/2023 от 09.03.2023

Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО3

дело №

УИД: 05RS0-67

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2023 года, , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее-Минобрнауки РД) на определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> об отказе в удовлетворении заявления представителя Минобрнауки РД о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании,

установил:

представитель Минобрнауки РД - ФИО11 обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала». МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании, в обосновании которого указано, что исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу не представляется возможным ввиду того, что в связи с увеличением числа обучающихся, вызванным демографическим ростом, в настоящее время в республике имеется острая потребность в учебниках.

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до Минобрнауки РД с целью обеспечения укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы во всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях недостаточны.

Общая потребность обновления библиотечных фондов общеобразовательных организаций Республики Дагестан составляет 2 500 769 экз. учебников на сумму 1 317 018 857 руб. (не включая учебников регионального компонента).

В текущем году на обновление библиотечных фондов в республиканском бюджете Республики Дагестан заложено 243 340 000 руб. Часть средств в размере 158 016 700 руб. будет направлена на погашение задолженности перед поставщиками учебников за прошлые года (выплаты производятся в рамках досудебных соглашений), 20 000 000 рублей будет направлено на приобретение региональных пособий по родным языкам и 65 323 300 непосредственно на обновление учебников по общеобразовательным предметам. Вместе с тем этих средств недостаточно для поддержки школьных библиотек в нормативном состоянии и ситуация ухудшается год от года.

Таким образом, учитывая высокий уровень дотационности бюджета региона изыскать дополнительные средства из республиканского бюджета Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы, представляется проблематичным.

Учитывая вышеизложенное, у Минобрнауки РД нет возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями на сегодняшний день.

ОпределениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«В удовлетворении заявления представителя Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО11 о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании отказать».

На данное определение Минобрнауки РД подана частная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Минобрнауки РД считает данный судебный акт подлежащим отмене ввиду следующих обстоятельств.

В обжалуемом определении суд установил, что отсутствие либо недостаточное количество денежных средств на обеспечение укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями не освобождает ответчиков от исполнения необходимых обязательств.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до Минобрнауки РД с целью обеспечения укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы во всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях недостаточны.

В нарушение статей 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ Минобрнауки РД в 2017 году приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, в результате чего образовалась кредиторская задолженность.

Так в 2017 году Минобрнауки РД заключены государственные контракты на поставку учебной литературы образовательным организациям на 830 808 885, 83 руб. Кредиторская задолженность по данным государственным контрактам до сих пор не погашена и составляет 316 034 386 руб.

Помимо указанной суммы Минобрнауки РД закупались учебники и в рамках доведенных лимитов.

В 2017 году согласно заявкам МКУ «Управление образования г. Махачкалы» закуплены учебники для учащихся 1-11 классов в количестве 609 055, в 2018 году - 393 108, в 2019 году- 65 210, в 2020 году - 45 137, в 2021 году- 122 761 экземпляров.

Но принимаемые Минобрнауки РД меры на сегодняшний день не позволяют обеспечить 100% оснащение учебниками и учебными пособиями все муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории г. Махачкалы.

Минобрнауки РД распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов республиканского бюджета Республики Дагестан не устанавливает. При таких обстоятельствах Минобрнауки РД не может определять объем финансирования на закупку учебных пособий самостоятельно.

В 2021 году Минобрнауки РД проведен анализ потребности учебниками общеобразовательных организаций республики в разрезе муниципальных образований, общеобразовательных организаций, классов, авторов и наименования учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации, а также проведена инвентаризация имеющихся в муниципальных образованиях учебников с учетом даты их выпуска, наличия их в Федеральном перечне учебников и возможности использования в учебном процессе. По итогам данного анализа потребность на 2022 год с учетом удовлетворения полной потребности в учебниках составила 1 145,9 млн рублей.

При формировании проекта республиканского бюджета Республики Дагестан на 2022 год в соответствии с письмом Минобрнауки РД от <дата> на полное обеспечение образовательных организаций учебниками были заявлены средства в сумме 1 145,9 млн. рублей.

Кроме того, в проект бюджета дополнительно была включена кредиторская задолженность за два года в сумме 316,1 млн. рублей за приобретенные в прошлые годы учебники, для обеспечения полной оплаты задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» по государственным контрактам на поставку учебников образовательным организациям Республики Дагестан, заключённым в 2017 году.

Однако, в итоге республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год Минобрнауки РД были предусмотрены средства в сумме 243,34 млн. рублей, из которых 158,02 млн. рублей были направлены на погашение задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» за поставку учебников прошлых лет.

В соответствии с поручением ФИО2 Республики Дагестан от <дата> из республиканского бюджета Минобрнауки РД были оптимизированы средства, в том числе 85,3 млн. рублей на приобретение учебников и учебных пособий.

Учитывая, что количество обучающихся в общеобразовательных организациях республики постоянно растет (если в 2021/2022 учебном году количество обучающихся составляло 453,0 тыс. детей, то в 2022/2023 учебном году их количество составляет около 460, 0 тыс. детей), а также с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и обновления федерального перечня допускаемых к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий, уровень обеспеченности ими обучающихся постоянно снижается.

В 2022 году Министерством образования и науки Республики Дагестан совместно с АО «Издательство «Просвещение» с применением автоматизированной информационной системы «Книгозаказ» (далее - АИС «Книгозаказ») произведен деятельный анализ обеспеченности учебниками и учебными пособиями общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Все государственные и муниципальные общеобразовательные организации были зарегистрированы в АИС «Книгозаказ» с внесением в систему сведений о закреплении всех имеющихся учебников и учебных пособий за классами, проведена работа по актуализации перечня учебников и контингента обучающихся на 2022-2023 учебный год.

По состоянию на <дата> обеспеченность общеобразовательных организаций республики учебниками составляет 67 %, т.е. при общей потребности в 7 351 684 экземплярах в наличии в общеобразовательных организациях имеется 4 954 684 экземпляров, соответствующих требованиями ФГОС.

О ситуации с обеспеченностью республиканских школ учебниками, а также об имеющейся потребности сообщалось в письме Главы Республики Дагестан ФИО5 Министру просвещения Российской Федерации ФИО6 от <дата> и письме ФИО1 Республики Дагестан ФИО7 в адрес ФИО1 Министра просвещения Российской Федерации ФИО8 от <дата> .

В настоящее время для 100-процентного обеспечения общеобразовательных организаций Республики Дагестан учебниками и учебными пособиями требуется 2 397 000 учебников на сумму 1 120 372 350, 35 руб. (без учета регионального компонента). При расчете потребности в средствах применены цены АО «Издательство «Просвещение», отраженные в АИС «Книгозаказ» для всех субъектов Российской Федерации.

Таким образом, потребность на обеспечение закупки учебников для общеобразовательных организаций Республики Дагестан в 2023 году составляет 1 421,87 млн. рублей, в том числе:

158,10 млн. рублей - на погашение задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» за поставку учебников прошлых лет согласно гарантийному письму ФИО2 Республики Дагестан от <дата> ;

936,07 млн. рублей - на полное дооснащение библиотечного фонда общеобразовательных организаций Республики Дагестан с учетом прироста контингента учащихся (без учета вновь вводимых общеобразовательных организаций и национально-регионального компонента);

107,70 млн. рублей - на приобретение учебников для 28 школ, вводимых в рамках национального проекта «Образование», Республиканской инвестиционной программы и государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»;

220,0 млн. рублей - на полное обеспечение библиотечного фонда национально-региональным компонентом учебников общеобразовательных организаций Республики Дагестан на 5 лет с учетом прироста контингента учащихся.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Президентом Российской Федерации ФИО9 <дата> подписан закон № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», основными позициями которого являются: единые общеобразовательные программы будут утверждены до <дата>; школы начнут работать по программам с сентября 2023 года; разработкой и утверждением общеобразовательных программ, а также утверждением новых учебников и учебных пособий по программам будет заниматься Минпросвещения России; обязательными в начальной школе станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, в средней и старшей школе - по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Учитывая, что указанные изменения потребуют обновление полностью всех учебников и учебных пособий, определить ежегодную потребность на обновление библиотечного фонда не представляется возможным.

Таким образом, учитывая высокий уровень дотационности бюджета региона изыскать дополнительные средства из республиканского бюджета Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы, представляется проблематичным.

Учитывая вышеизложенное, у Минобрнауки РД нет возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями на сегодняшний день.

В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными указанной статьей.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве").

В силу части 1 статьи 43 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При этом под утратой возможности исполнить требования исполнительного документа понимается отсутствие реальной (как физической, так и юридической) возможности у должника совершить в пользу взыскателя действия, указанные в исполнительном документе.

Рассматривая заявление представителя Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО11 о прекращении исполнительного производства -ИП и -ИП, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, пришел к выводу о том, что отсутствие дополнительных средств в республиканском бюджете Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы не является поводом для освобождения должника от обязанности исполнить вступившее в законную силу решение суда и не входит в перечень оснований, указанных в ч. 1 ст. 43 Федерального закона <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для прекращения судом исполнительного производства.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Вопреки доводам частной жалобы, отсутствие возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями, не является доказательством утраты реальной возможности исполнения возложенных на должника вступившим в законную силу судебным постановлением обязанностей.

В силу положений статьи 44 Закона "Об исполнительном производстве" правовым последствием прекращения исполнительного производства является невозможность его повторного возбуждения, и, как следствие, отсутствие процессуальной возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа.

Прекращение исполнительного производства -ИП и -ИП по заявленному основанию поставит под угрозу возможность принудительно исполнить решение суда вообще, что не соответствует интересам стороны взыскателя, нарушит баланс прав и законных интересов сторон исполнительного производства, принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами закона и исходил из того, что достаточных данных о невозможности исполнения решения суду не представлено.

Обстоятельств, влекущих в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 43 ГПК РФ прекращение исполнительного производства, а именно - утраты возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда по делу не установлено.

Приведенные в частной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию заявителя с определением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения определения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, частную жалобу Минобрнауки РД – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

Советский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО3

дело №

УИД: 05RS0-67

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 27 марта 2023 года, , г. Махачкала

Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО10,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрел в открытом судебном заседании частную жалобу Министерства образования и науки Республики Дагестан (далее-Минобрнауки РД) на определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> об отказе в удовлетворении заявления представителя Минобрнауки РД о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании,

установил:

представитель Минобрнауки РД - ФИО11 обратился в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала». МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании, в обосновании которого указано, что исполнение решения Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> по делу не представляется возможным ввиду того, что в связи с увеличением числа обучающихся, вызванным демографическим ростом, в настоящее время в республике имеется острая потребность в учебниках.

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до Минобрнауки РД с целью обеспечения укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы во всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях недостаточны.

Общая потребность обновления библиотечных фондов общеобразовательных организаций Республики Дагестан составляет 2 500 769 экз. учебников на сумму 1 317 018 857 руб. (не включая учебников регионального компонента).

В текущем году на обновление библиотечных фондов в республиканском бюджете Республики Дагестан заложено 243 340 000 руб. Часть средств в размере 158 016 700 руб. будет направлена на погашение задолженности перед поставщиками учебников за прошлые года (выплаты производятся в рамках досудебных соглашений), 20 000 000 рублей будет направлено на приобретение региональных пособий по родным языкам и 65 323 300 непосредственно на обновление учебников по общеобразовательным предметам. Вместе с тем этих средств недостаточно для поддержки школьных библиотек в нормативном состоянии и ситуация ухудшается год от года.

Таким образом, учитывая высокий уровень дотационности бюджета региона изыскать дополнительные средства из республиканского бюджета Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы, представляется проблематичным.

Учитывая вышеизложенное, у Минобрнауки РД нет возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями на сегодняшний день.

ОпределениемСоветского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:

«В удовлетворении заявления представителя Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО11 о прекращении исполнительного производства по гражданскому делу по исковому заявлению прокуратуры г. Махачкалы Республики Дагестан в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних) в порядке ст. 45 ГПК РФ к Администрации МО ГО «город Махачкала», МКУ «Управление образования администрации г. Махачкалы» и третьему лицу Министерству образования и науки Республики Дагестан о признании бездействия незаконным и обязать устранить нарушения законодательства об образовании отказать».

На данное определение Минобрнауки РД подана частная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Минобрнауки РД считает данный судебный акт подлежащим отмене ввиду следующих обстоятельств.

В обжалуемом определении суд установил, что отсутствие либо недостаточное количество денежных средств на обеспечение укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями не освобождает ответчиков от исполнения необходимых обязательств.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (часть 7 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ).

Лимиты бюджетных обязательств, которые доводятся до Минобрнауки РД с целью обеспечения укомплектованности библиотечного фонда учреждений учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы во всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждениях недостаточны.

В нарушение статей 161, 162, 219 Бюджетного кодекса РФ Минобрнауки РД в 2017 году приняты бюджетные обязательства сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, в результате чего образовалась кредиторская задолженность.

Так в 2017 году Минобрнауки РД заключены государственные контракты на поставку учебной литературы образовательным организациям на 830 808 885, 83 руб. Кредиторская задолженность по данным государственным контрактам до сих пор не погашена и составляет 316 034 386 руб.

Помимо указанной суммы Минобрнауки РД закупались учебники и в рамках доведенных лимитов.

В 2017 году согласно заявкам МКУ «Управление образования г. Махачкалы» закуплены учебники для учащихся 1-11 классов в количестве 609 055, в 2018 году - 393 108, в 2019 году- 65 210, в 2020 году - 45 137, в 2021 году- 122 761 экземпляров.

Но принимаемые Минобрнауки РД меры на сегодняшний день не позволяют обеспечить 100% оснащение учебниками и учебными пособиями все муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения, расположенные на территории г. Махачкалы.

Минобрнауки РД распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям, группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов республиканского бюджета Республики Дагестан не устанавливает. При таких обстоятельствах Минобрнауки РД не может определять объем финансирования на закупку учебных пособий самостоятельно.

В 2021 году Минобрнауки РД проведен анализ потребности учебниками общеобразовательных организаций республики в разрезе муниципальных образований, общеобразовательных организаций, классов, авторов и наименования учебников, входящих в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством просвещения Российской Федерации, а также проведена инвентаризация имеющихся в муниципальных образованиях учебников с учетом даты их выпуска, наличия их в Федеральном перечне учебников и возможности использования в учебном процессе. По итогам данного анализа потребность на 2022 год с учетом удовлетворения полной потребности в учебниках составила 1 145,9 млн рублей.

При формировании проекта республиканского бюджета Республики Дагестан на 2022 год в соответствии с письмом Минобрнауки РД от <дата> на полное обеспечение образовательных организаций учебниками были заявлены средства в сумме 1 145,9 млн. рублей.

Кроме того, в проект бюджета дополнительно была включена кредиторская задолженность за два года в сумме 316,1 млн. рублей за приобретенные в прошлые годы учебники, для обеспечения полной оплаты задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» по государственным контрактам на поставку учебников образовательным организациям Республики Дагестан, заключённым в 2017 году.

Однако, в итоге республиканском бюджете Республики Дагестан на 2022 год Минобрнауки РД были предусмотрены средства в сумме 243,34 млн. рублей, из которых 158,02 млн. рублей были направлены на погашение задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» за поставку учебников прошлых лет.

В соответствии с поручением ФИО2 Республики Дагестан от <дата> из республиканского бюджета Минобрнауки РД были оптимизированы средства, в том числе 85,3 млн. рублей на приобретение учебников и учебных пособий.

Учитывая, что количество обучающихся в общеобразовательных организациях республики постоянно растет (если в 2021/2022 учебном году количество обучающихся составляло 453,0 тыс. детей, то в 2022/2023 учебном году их количество составляет около 460, 0 тыс. детей), а также с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов и обновления федерального перечня допускаемых к использованию в образовательном процессе учебников и учебных пособий, уровень обеспеченности ими обучающихся постоянно снижается.

В 2022 году Министерством образования и науки Республики Дагестан совместно с АО «Издательство «Просвещение» с применением автоматизированной информационной системы «Книгозаказ» (далее - АИС «Книгозаказ») произведен деятельный анализ обеспеченности учебниками и учебными пособиями общеобразовательных организаций Республики Дагестан.

Все государственные и муниципальные общеобразовательные организации были зарегистрированы в АИС «Книгозаказ» с внесением в систему сведений о закреплении всех имеющихся учебников и учебных пособий за классами, проведена работа по актуализации перечня учебников и контингента обучающихся на 2022-2023 учебный год.

По состоянию на <дата> обеспеченность общеобразовательных организаций республики учебниками составляет 67 %, т.е. при общей потребности в 7 351 684 экземплярах в наличии в общеобразовательных организациях имеется 4 954 684 экземпляров, соответствующих требованиями ФГОС.

О ситуации с обеспеченностью республиканских школ учебниками, а также об имеющейся потребности сообщалось в письме Главы Республики Дагестан ФИО5 Министру просвещения Российской Федерации ФИО6 от <дата> и письме ФИО1 Республики Дагестан ФИО7 в адрес ФИО1 Министра просвещения Российской Федерации ФИО8 от <дата> .

В настоящее время для 100-процентного обеспечения общеобразовательных организаций Республики Дагестан учебниками и учебными пособиями требуется 2 397 000 учебников на сумму 1 120 372 350, 35 руб. (без учета регионального компонента). При расчете потребности в средствах применены цены АО «Издательство «Просвещение», отраженные в АИС «Книгозаказ» для всех субъектов Российской Федерации.

Таким образом, потребность на обеспечение закупки учебников для общеобразовательных организаций Республики Дагестан в 2023 году составляет 1 421,87 млн. рублей, в том числе:

158,10 млн. рублей - на погашение задолженности перед АО «Издательство «Просвещение» за поставку учебников прошлых лет согласно гарантийному письму ФИО2 Республики Дагестан от <дата> ;

936,07 млн. рублей - на полное дооснащение библиотечного фонда общеобразовательных организаций Республики Дагестан с учетом прироста контингента учащихся (без учета вновь вводимых общеобразовательных организаций и национально-регионального компонента);

107,70 млн. рублей - на приобретение учебников для 28 школ, вводимых в рамках национального проекта «Образование», Республиканской инвестиционной программы и государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий»;

220,0 млн. рублей - на полное обеспечение библиотечного фонда национально-региональным компонентом учебников общеобразовательных организаций Республики Дагестан на 5 лет с учетом прироста контингента учащихся.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Президентом Российской Федерации ФИО9 <дата> подписан закон № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», основными позициями которого являются: единые общеобразовательные программы будут утверждены до <дата>; школы начнут работать по программам с сентября 2023 года; разработкой и утверждением общеобразовательных программ, а также утверждением новых учебников и учебных пособий по программам будет заниматься Минпросвещения России; обязательными в начальной школе станут федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, в средней и старшей школе - по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.

Учитывая, что указанные изменения потребуют обновление полностью всех учебников и учебных пособий, определить ежегодную потребность на обновление библиотечного фонда не представляется возможным.

Таким образом, учитывая высокий уровень дотационности бюджета региона изыскать дополнительные средства из республиканского бюджета Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы, представляется проблематичным.

Учитывая вышеизложенное, у Минобрнауки РД нет возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями на сегодняшний день.

В соответствии с частью 1 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, установленном настоящей главой, с изъятиями и особенностями, предусмотренными указанной статьей.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного постановления в пределах доводов частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены определения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно статье 439 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исполнительное производство прекращается судом в случаях, предусмотренных Федеральным законом от <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон "Об исполнительном производстве").

В силу части 1 статьи 43 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.

При этом под утратой возможности исполнить требования исполнительного документа понимается отсутствие реальной (как физической, так и юридической) возможности у должника совершить в пользу взыскателя действия, указанные в исполнительном документе.

Рассматривая заявление представителя Министерства образования и науки Республики Дагестан по доверенности ФИО11 о прекращении исполнительного производства -ИП и -ИП, суд первой инстанции, руководствуясь указанными выше правовыми нормами, пришел к выводу о том, что отсутствие дополнительных средств в республиканском бюджете Республики Дагестан на закупку необходимого количества учебников и учебных пособий для всех муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории г. Махачкалы не является поводом для освобождения должника от обязанности исполнить вступившее в законную силу решение суда и не входит в перечень оснований, указанных в ч. 1 ст. 43 Федерального закона <дата> N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", для прекращения судом исполнительного производства.

Выводы суда первой инстанции соответствуют нормам материального и процессуального права, установленным по делу обстоятельствам и подтверждены имеющимися в деле доказательствами.

Вопреки доводам частной жалобы, отсутствие возможности обеспечить своевременное и полное финансирование расходов, связанных с полной укомплектованностью библиотечного фонда и обеспечения учащихся учебниками и учебными пособиями, не является доказательством утраты реальной возможности исполнения возложенных на должника вступившим в законную силу судебным постановлением обязанностей.

В силу положений статьи 44 Закона "Об исполнительном производстве" правовым последствием прекращения исполнительного производства является невозможность его повторного возбуждения, и, как следствие, отсутствие процессуальной возможности принудительного исполнения требований исполнительного документа.

Прекращение исполнительного производства -ИП и -ИП по заявленному основанию поставит под угрозу возможность принудительно исполнить решение суда вообще, что не соответствует интересам стороны взыскателя, нарушит баланс прав и законных интересов сторон исполнительного производства, принцип обязательности исполнения вступивших в законную силу судебных постановлений.

Отказывая заявителю в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции руководствовался приведенными нормами закона и исходил из того, что достаточных данных о невозможности исполнения решения суду не представлено.

Обстоятельств, влекущих в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 43 ГПК РФ прекращение исполнительного производства, а именно - утраты возможности исполнить вступившее в законную силу решение суда по делу не установлено.

Приведенные в частной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию заявителя с определением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения определения по существу, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения суда.

Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> оставить без изменения, частную жалобу Минобрнауки РД – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Пятый кассационный суд общей юрисдикции в <адрес> через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено <дата>.

Председательствующий

33-2802/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор г.Махачкалы
Ответчики
Администрация г.Махачкалы
МКУ Управление Образования Администрации г.Махачкалы
МО СП по ОИП УФССП РФ по РД
Другие
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Загиров Нариман Велибекович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
09.03.2023Передача дела судье
27.03.2023Судебное заседание
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.04.2023Передано в экспедицию
27.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее