Дело № 2-507-2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2016 года
Читинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Коберской М.В.,
при секретаре Никишаевой Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Чите гражданское дело по иску Пешковых Т.И. и Н.Г., Ральниковой Н.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетнего Ральникова Д.Д., к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на следующее.
С 22.10.1998 и по настоящее время они зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>. В названное жилое помещение они вселились на основании протокола заседания жилищной комиссии войсковой части 44504 от 20.10.1998; при этом ордер на вселение им не выдали. В настоящее время они, решив воспользоваться своим правом на приватизацию спорного жилого помещения и узнав в органах регистрационного учета, что правообладателем жилого фонда является ФГУ «СибТУ ИО» МО РФ (далее по тексту Управление), обратились к последнему за разрешением вопроса о приватизации квартиры. В устном порядке им было разъяснено, что Управление не уполномочено принимать такие решения, однако это не является отказом в приватизации.
Истцы, полагая свои права нарушенными и ссылаясь на то, что ранее в приватизации они не участвовали, военнослужащими никогда не являлись, спорная квартира им была предоставлена как гражданским служащим при в/части, в которой Пешкова Т.И. работает по настоящее время, и занимают они эту квартиру на условиях социального найма, просили суд признать за ними право общей долевой собственности (по ? доли за каждым) на жилое помещение по адресу: <адрес> порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истцов Скачко Ю.В., действующая по доверенности, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Махмудова В.Н., действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований, поддержав доводы, приведенные в представленном ранее возражении, а также ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения иска в связи с тем, что истцами не был представлен ордер на вселение в жилое помещение, являющийся единственным доказательством законности вселения в квартиру.
Уполномоченный представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика ФГКУ «Востокрегионжилье» А.Кудрявцев в суд не явился, в письменном отзыве просил отказать в удовлетворении иска и рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Конституционное право граждан Российской Федерации на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти. Осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном введении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании ст. 4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как установлено судом, 15.12.1997 Пешкова Т.И. была принята на работу заведующей клубом войсковой части N 44504, где продолжала работать до 11.11.1998. Далее, согласно сведениям трудовой книжки истицы, в периоды с 03.01.2001 по 03.03.2001, с 05.03.2001 по 30.11.2009 она также состояла в трудовых отношениях с названной войсковой частью. В настоящее время истица работает в войсковой части № 96138 в должности кладовщика, куда была принята на работу 01.04.2011 (л.д. 41-44).
Военнослужащей истица никогда не являлась, что ответчиком не оспаривается.
Иного по делу не установлено.
Решением жилищной комиссии войсковой части № 44504 от 20.10.1998 Пешковой Т.И. как служащей РА предоставлена двухкомнатная <адрес>. Несмотря на то, что представленная в подтверждение этого факта выписка из протокола № 34 заседания жилищной комиссии не содержит сведений о том, в каком населенном пункте и на какой улице расположено предоставленное Пешковой Т.И. жилое помещение, оснований сомневаться в том, что речь идет именно о спорной квартире, у суда не имеется.
Во-первых, данное обстоятельство не оспаривалось ни ответчиком, ни третьим лицом.
Во-вторых, согласно справке о составе семьи, Пешкова Т.И. с 22.10.1998 и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с ней в квартире проживают супруг Пешков Н.Г., внучка Ральникова Н.В. и правнук Ральников Д.Д. (л.д.18).
Таким образом, истцы постоянно проживают в вышеуказанной квартире с момента предоставления, на Пешкову Т.И. открыт финансовый лицевой счет, по которому производится оплата за жилое помещение и коммунальные услуги. По состоянию на 31.10.2015 задолженность по оплате отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРПНИ Управления Росреестра по Забайкальскому краю, спорное жилое помещение является собственностью Российской Федерации и принадлежит на праве оперативного управления ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ.
В соответствии с положениями п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
До введения в действие в 1983 году Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления жилых помещений был регламентирован Гражданским кодексом РСФСР, утвержденным ВС РСФСР 11 июня 1964 г. Частью 2 ст. 297 ГК РСФСР было предусмотрено, что жилое помещение, независимо от принадлежности дома, в котором оно находится, включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся и предоставляется в пользование по выдаваемому этим исполнительным комитетом специальному ордеру.
Согласно ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР (в редакции 1983 года), утратившего силу с 01 марта 2005 года, государственный жилищный фонд подразделялся на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в введении министерств, государственных комитетов и ведомств.
В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.
На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РСФСР учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ЖК РСФСР жилые помещения предоставлялись гражданам в домах ведомственного жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения комитетом специальному ордеру.
Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285 было введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
В соответствии с п. 7 указанного Положения рабочие и служащие Советской Армии и Военно-Морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечиваются жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей.
В целях правильного распределения и использования жилой площади в гарнизонах и воинских частях создаются жилищные комиссии согласно Положению о жилищных комиссиях (пункт 19).
Распределение жилой площади между рабочими и служащими воинской части производится по совместному решению командования (администрации) и местного комитета профсоюза. Списки распределения жилой площади по установленной форме с необходимыми документами направляются через довольствующую КЭЧ района на утверждение начальнику гарнизона. Утвержденный список являлся основанием для оформления установленным порядком ордеров на заселение жилой площади (п. 22).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункт 31).
В силу положений ст. 101 ЖК РСФСР (в ред. 1983 г.) служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
В период действия ЖК РСФСР Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от 26 декабря 1984 года N 5 (в ред. от 21.12.1993 г.) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса РСФСР" разъяснил, что при рассмотрении дел суд должен устанавливать, относится ли жилое помещение, по поводу которого возник спор, к служебному. При этом следует исходить из того, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (пункт 20).
При этом действовавшим на тот период законодательством предусматривалось, что жилое помещение приобретало статус служебного только после принятия решения соответствующим исполкомом Совета народных депутатов (органом местного самоуправления с 29.10.1993 г.). Анализ приведенных выше норм права свидетельствует о том, что само по себе предоставление служащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. По смыслу закона жилые помещения считаются служебными со времени вынесения решения о включении их в число служебных.
Учитывая, что доказательств того, что спорная квартира на момент вселения семьи истцов в установленном законом порядке была отнесена к числу служебных, суду не представлено, следует вывод о том, что спорная квартира не относится к специализированному жилищному фонду.
При таких обстоятельствах, когда спорное жилье было предоставлено Пешковой Т.И. в установленном законом порядке как работнику войсковой части из числа гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, Пешкова Т.И. и члены ее семьи, вселившись в квартиру на законном основании в 1998 году, проживают в ней постоянно на протяжении длительного времени, несут бремя ее содержания, и решения уполномоченного органа о включении этой квартиры в число служебных не принималось, служебный ордер истцам не выдавался, квартира является жилым помещением государственного жилищного фонда, суд приходит к выводу о том, что между сторонами фактически сложились отношения по социальному найму жилого помещения.
Соответствующими справками КГБУ «Забгеоинформцентр» и Управления Росреестра по Забайкальскому краю (л.д.16,17, 23,26) подтверждается отсутствие у истцов зарегистрированных прав на жилые помещения, приобретенные в порядке приватизации.
Таким образом, истцы, проживая в жилом помещении на условиях социального найма, приобрели весь комплекс вытекающих из него прав и обязанностей, в том числе, право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает, - данное право появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде, а потому находится под защитой Конституции Российской Федерации. Закрепляя это право, государство обязано обеспечить возможность его реализации таким образом, чтобы при передаче имущества в собственность субъектам частного права соблюдались соответствующие гарантии, закрепленные Конституцией Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах сомнений в том, что у истцов имеется право на приватизацию занимаемого ими спорного жилого помещения, не имеется.
С учетом вышеизложенного суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122- ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имуществ и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 17 указанного Закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в частности, вступившие в законную силу судебные акты.
С учетом названных положений указанного выше закона и того, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему бесплатной приватизации, в случае вступления в силу настоящего судебного решения последнее будет являться основанием для государственной регистрации права на указанное имущество за истцами.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░.░,, ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ (░ ░░░░░░░ ? ░░ ░░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20.05.2016