Дело № 2-498(2018)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Вязовской М.Е.,
при секретаре Блиновой Н.,
с участием пом. прокурора Мотовилихинского района г. Перми Нечаева В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Мотовилихинского района г. Перми в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, в качестве запрещенной к распространению в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с заявлением о признании информации, размещенной в сети Интернет, в качестве запрещенной к распространению в Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указал, что Прокуратурой Мотовилихинского района г. Перми в ходе проведения проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, государственном регулировании оборота оружия, его основных частей и боеприпасов к нему установлены факты размещения в сети Интернет информации, распространение которой в РФ запрещено.
Так, в сети Интернет по электронным адресам: <данные изъяты> размещена информация о свободной продаже огнестрельного оружия, изъятого из гражданского оборота и боеприпасов к нему, продажи охотничьего оружия и оружия ограниченного поражения любым лицам без специальной лицензии, в том числе дистанционным способом. На указанных сайтах функционирует система электронной корзины для оформления и оплаты товаров. Каждый товарный лот имеет краткую историческую справку, тактико-технические характеристики, особенности обращения и ухода.
Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным.
Таким образом, беспрепятственный доступ к вышеуказанным Интернет сайтам способствует незаконному обороту изъятому из гражданского оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, что в свою очередь влечет совершение административных правонарушение и уголовно-наказуемых деяний. Также указанная информация может причинить вред здоровью и развитию несовершеннолетних. В связи с этим, распространение в сети Интернет информации, содержащей сведения о дистанционной продаже огнестрельного оружия запрещенного к гражданскому обороту, а также боеприпасов к нему, его доставке покупателю, недопустимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В целях защиты интересов государства, здоровья, прав и законных интересов прав граждан, в том числе несовершеннолетних, и во исполнение действующего законодательства доступ к вышеуказанным сайтам следует ограничить.
Признание судом сведений о продаже оружия изъятого из гражданского оборота, а также гражданского оружия лицам не имеющих на него специального разрешения, содержащихся в вышеуказанных Интернет сайтах в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ будет являться основанием для включения доменных имен вышеуказанных сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории РФ, прокурор выступает в интересах неопределенного круга лиц на защиту нравственности, формирования правового сознания граждан, в том числе несовершеннолетних в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.
На основании изложенного, прокурор просит признать информацию о продаже изъятого из гражданского оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, содержащуюся в сети Интернет на сайтах: <данные изъяты> в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования в части признания информации о продаже изъятого из гражданского оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, дал пояснения по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствие, заявление прокурора поддерживает в отношении Интернет-ресурса <данные изъяты> по доводам, изложенным в письменном отзыве, в отношении другого Интернет-ресурса, указал, что URL-адрес <данные изъяты> внесен в Единый реестр запрещенных сайтов на основании решения 2-2029/2017 от 19.10.2017г. Ленинского районного суда г.Костромы.
Выслушав представителя прокуратуры Мотовилихинского района г.Перми, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 2,3 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
3. Информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на: 1) информацию, свободно распространяемую;…4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В силу ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ч.1, 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 1,5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, от информации порнографического характера, от информации, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
В целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливаются требования к распространению среди детей информации, в том числе требования к осуществлению классификации информационной продукции, ее экспертизы, государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Согласно ч.2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 01.05.2017) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: 1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;…3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;…5) оправдывающая противоправное поведение;…
В соответствии с п.п.9,10 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия;
разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов)…
Статьей 20.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему…., если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния…
Статьей 222 Уголовного кодекса РФ установлена уголовная ответственность за незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов…
Из анализа указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что действующим законодательством предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с продажей изъятого из гражданского оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему. В связи с этим распространение в сети Интернет указанной информации является недопустимым.
В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре» и части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Мотовилихинского района г.Перми проведена проверка исполнения положений законодательства РФ в сфере противодействия распространению в телекоммуникационной сети "Интернет" информации, содержащей сведения о запрещенных информационных материалов, и установлено, что в сети Интернет на сайтах: № размещена информация о свободной продаже огнестрельного оружия, изъятого из гражданского оборота и боеприпасов к нему, продажи охотничьего оружия и оружия ограниченного поражения любым лицам без специальной лицензии, в том числе дистанционным способом, что противоречит требованиям закона.
На момент выхода в сеть 7.12.2017г. указанные сайты являются функционирующими, доступ на данные сайты беспрепятственный.
Данные обстоятельства подтверждаются рапортом и актом и.о. заместителя прокурора Мотовилихинского района г. Перми от 7.12.2017г., а также в материалы дела заявителем представлены скриншоты страниц указанных сайтов (л.д.6-10), из которых усматриваются факты размещения в сети Интернет информации о продаже оружия и боеприпасов к нему.
Судом также установлено, что URL-адрес <данные изъяты> внесен в Единый реестр запрещенных сайтов на основании решения № от 19.10.2017г. Ленинского районного суда г.Костромы.
Оценив доводы представителя заявителя и собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, суд считает, что заявление прокурора Мотовилихинского района является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку наличие в свободном доступе в сети Интернет на сайте: <данные изъяты>) указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд считает, что в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений необходимо признать информацию о свободной продаже огнестрельного оружия, изъятого из гражданского оборота и боеприпасов к нему, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании п.1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.
В силу ч.1,2,5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».
В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, решение суда, вступившее в законную силу, будет являться основанием для включения указателя страниц сайта в сети Интернет, имеющих URL адрес: <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Прокурора Мотовилихинского района г.Перми о признании информации, размещенной в сети Интернет, в качестве запрещенной к распространению в Российской Федерации удовлетворить.
Признать информацию о продаже изъятого из гражданского оборота огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, содержащуюся в сети Интернет на сайте: <данные изъяты> в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для включения указателя страниц сайта в сети Интернет, имеющих URL адрес: <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: подпись
Копия верна. Судья: