Решение по делу № 2-3186/2021 от 19.04.2021

Дело

25RS0-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Ящук С.В.,

при секретаре Е.В. Гончаренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарова ФИО к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо ОСОФ, о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований, указав, что Шаров С.Н. является третьим механиком морского танкера «Иркут» ОСОФ, находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>». В марте 2020 по ноябрь 2020 истец на основании приказов работодателя привлекался к работе в ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх норм рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха. При этом работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только ко 100 %. Работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235% оклада из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Не доначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчёта оплаты отпусков. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 52448 руб. 04 коп. Просит взыскать с ответчика оплату труда с марта 2020 по ноябрь 2020 год в размере 52448 руб. 04 коп., обязать произвести перерасчет компенсации 131 дней при увольнении, выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В процессе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования. Просит взыскать с ответчика оплату труда с марта 2020 по октябрь 2020 год в размере 52448 руб. 04коп., доплату компенсации 131 дней при увольнении в размере 15144, 91 руб., выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлены надлежащим образом, направил в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины не явки суду не известны. Ранее было направлено письменное возражения, в котором в удовлетворении исковых требований просилотказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, сведениями о причинах неявки суд не располагает. Руководствуясь ст.ст.113-118,167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ и ст.ст.2,11 ТК РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Договорная форма реализации способностей человека к труду позволяет воплотить конституционный принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Одной из форм возникновения трудовых отношений является заключение договоров, которые закрепляют обязанности сторон, в том числе, право работодателя требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и право работника требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Одним из главных принципов правового регулирования трудовых отношений в ТК РФ устанавливается право работников на своевременное и в полном размере получение причитающейся им заработной платы при наличии возникновения трудовых отношений и выполнение работником трудовой функции.

В силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, должности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, что предусмотрено ст.132 ТК РФ.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принятыми в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст.12, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - приказ Минздравсоц развития России ) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера).

Согласно п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии с пунктами 1 и 2 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В то время, как сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 Трудового кодекса РФ).

Статьей 153 Трудового кодекса РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором устанавливаются конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец состоит в трудовых отношениях с 696 ОСОФ, которая в соответствии со штатом входит в состав управления Тихоокеанского флота. Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2005г. № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны РФ гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.

За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Шарову С.Н. устанавливается заработная плата в размере: 11870,12 руб. в месяц или в размере, определенным отдельным соглашением; компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) районный коэффициент 30%,дальневосточная надбавка 30%, вредные условия труда 8%в соответствии с положением об оплате труда, стимулирующие выплаты, премия 25% от оклада, ЕДВ за проработанное время.

Дни отдыха за работу в указанные дни истцу не предоставлялись, что ответчик не оспаривает. Расчет произведен с применением районного коэффициента, ДВ надбавки, и надбавки за выслугу лет. Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ ).

В части 2 Приказа разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 822).

Согласно п. 3 ч.2 Приказа выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Из п. 17 Приказа следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время установлены коллективным договором на 2019-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Согласно п. 3.2.8 Коллективного договора истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

В спорный период работа истца отличалась от нормальной, поскольку она привлекалась к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в спорный период работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за каждый месяц. Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом работа в ночное время оплачена (оклад/норма часов в месяце*35 %* на количество отработанных часов) в полном объеме.

Из данного следует, что оплата труда истцу произведена в соответствии с положениями Приказа , а также коллективного трудового договора.

Истец, заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, приняла на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

При этом суд не усматривает оснований согласиться с доводами иска о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда.

Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.

В свою очередь, правовые позиции Конституционного суда РФ, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.

Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, исковые требования, в том числе о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шарову ФИО к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо о взыскании доплаты за работу в ночное время– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ящук С.В.

Дело

25RS0-

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 сентября 2021 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе председательствующего судьи Ящук С.В.,

при секретаре Е.В. Гончаренко,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарова ФИО к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо ОСОФ, о взыскании задолженности по оплате труда, денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ответчику, в обоснование заявленных требований, указав, что Шаров С.Н. является третьим механиком морского танкера «Иркут» ОСОФ, находящейся на финансовом обеспечении Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>». В марте 2020 по ноябрь 2020 истец на основании приказов работодателя привлекался к работе в ночное время, к работе в выходные и праздничные дни сверх норм рабочего времени без компенсации предоставлением другого дня отдыха. При этом работа ночью в рабочие дни оплачена в размере 135% оклада, но компенсационные и стимулирующие надбавки применены только ко 100 %. Работа ночью в выходные и нерабочие праздничные дни оплачена в размере 235% оклада из которых 35% без компенсационных и стимулирующих надбавок. Не доначисленная оплата труда не вошла в средний заработок для расчёта оплаты отпусков. Разница между фактически выплаченной и подлежащей выплате оплатой труда составила 52448 руб. 04 коп. Просит взыскать с ответчика оплату труда с марта 2020 по ноябрь 2020 год в размере 52448 руб. 04 коп., обязать произвести перерасчет компенсации 131 дней при увольнении, выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

В процессе судебного разбирательства истцом уточнены исковые требования. Просит взыскать с ответчика оплату труда с марта 2020 по октябрь 2020 год в размере 52448 руб. 04коп., доплату компенсации 131 дней при увольнении в размере 15144, 91 руб., выплатить компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения гражданского дела уведомлены надлежащим образом, направил в суд для участия в процессе своего представителя по доверенности.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины не явки суду не известны. Ранее было направлено письменное возражения, в котором в удовлетворении исковых требований просилотказать.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало, сведениями о причинах неявки суд не располагает. Руководствуясь ст.ст.113-118,167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в части в силу следующего.

В соответствии с п.3 ст.37 Конституции РФ и ст.ст.2,11 ТК РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду. Договорная форма реализации способностей человека к труду позволяет воплотить конституционный принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Одной из форм возникновения трудовых отношений является заключение договоров, которые закрепляют обязанности сторон, в том числе, право работодателя требовать от работника исполнения им трудовых обязанностей и право работника требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работнику, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Одним из главных принципов правового регулирования трудовых отношений в ТК РФ устанавливается право работников на своевременное и в полном размере получение причитающейся им заработной платы при наличии возникновения трудовых отношений и выполнение работником трудовой функции.

В силу ст.ст. 21, 22 ТК РФ работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, а работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Согласно ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, должности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается, какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда, что предусмотрено ст.132 ТК РФ.

Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, принятыми в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ.

В соответствии со ст.12, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обороне" личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала (федеральных государственных гражданских служащих и работников) Вооруженных Сил Российской Федерации.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - приказ Минздравсоц развития России ) утверждены перечень видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Перечень видов выплат компенсационного характера) и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казённых учреждениях (далее - Разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера).

Согласно п. 3 Перечня видов выплат компенсационного характера, к выплатам компенсационного характера отнесены выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).

В соответствии с пунктами 1 и 2 разъяснений о порядке установления выплат компенсационного характера, выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами, размеры и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 151 Трудового кодекса РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).

В то время, как сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 Трудового кодекса РФ).

Статьей 153 Трудового кодекса РФ установлено, что работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

При этом конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Также коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором устанавливаются конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 Трудового кодекса РФ).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец состоит в трудовых отношениях с 696 ОСОФ, которая в соответствии со штатом входит в состав управления Тихоокеанского флота. Управление Тихоокеанского флота является отдельным органом Министерства обороны Российской Федерации. Данный вывод, так же подтверждается решением Верховного суда Российской Федерации от 16.03.2005г. № ВКПИ 04 – 116, которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с организационной структурой Министерства обороны РФ гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.

За выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, Шарову С.Н. устанавливается заработная плата в размере: 11870,12 руб. в месяц или в размере, определенным отдельным соглашением; компенсационные выплаты (доплата, надбавка, другие виды выплат) районный коэффициент 30%,дальневосточная надбавка 30%, вредные условия труда 8%в соответствии с положением об оплате труда, стимулирующие выплаты, премия 25% от оклада, ЕДВ за проработанное время.

Дни отдыха за работу в указанные дни истцу не предоставлялись, что ответчик не оспаривает. Расчет произведен с применением районного коэффициента, ДВ надбавки, и надбавки за выслугу лет. Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В спорный период выплата заработной платы гражданскому персоналу Вооруженных Сил РФ осуществлялась на основании приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (далее – приказ ).

В части 2 Приказа разъяснены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

Так, к выплатам компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях относятся: выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; выплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями; выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами (Приложение N 1к приказу Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ N 822).

Согласно п. 3 ч.2 Приказа выплаты компенсационного характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

Из п. 17 Приказа следует, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций за каждый час работы в ночное время устанавливается доплата за работу в ночное время в размере 35% часовой ставки (части должностного оклада (тарифной ставки) за час работы).

Аналогичный размер доплаты за работу в ночное время в количестве 35% тарифной ставки (должностного оклада) за каждый час работы в ночное время установлены коллективным договором на 2019-2022 гг.

Из приведенного нормативно-правового регулирования оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ следует, что оно предусматривает оплату работы членов экипажей судов обеспечения, выполняющих работу в ночное и сверхурочное время, в выходные и нерабочие дни, а также за работу за временно отсутствующего работника в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях, посредством осуществления соответствующей компенсационной выплаты, размер которой соотнесен с должностным окладом работника.

Согласно п. 3.2.8 Коллективного договора истцу установлен суммированный учет рабочего времени.

В спорный период работа истца отличалась от нормальной, поскольку она привлекалась к работе ночью, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Как следует из представленных табелей учета рабочего времени, в спорный период работа в ночные часы вошла в общее количество часов, отработанное за каждый месяц. Согласно расчетным листам, представленным в материалы дела, указанные отработанные часы оплачены истцу. При этом работа в ночное время оплачена (оклад/норма часов в месяце*35 %* на количество отработанных часов) в полном объеме.

Из данного следует, что оплата труда истцу произведена в соответствии с положениями Приказа , а также коллективного трудового договора.

Истец, заключив трудовой договор с войсковой частью, являющейся структурным подразделением Министерства обороны РФ, приняла на себя соответствующие обязательства, согласившись на особые условия и специфику работы. Соглашения сторон не оспорены, система оплаты работодателя не противоречит действующему трудовому законодательству, является действующей и исполняется работодателем в полном объеме.

При этом суд не усматривает оснований согласиться с доводами иска о том, что доплата в размере 35% за работу в ночное время подлежит начислению и выплате с применением к окладу компенсационных и стимулирующих выплат; при оплате работы в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни - со всеми надбавками, предусмотренными системой оплаты труда.

Система оплаты труда Министерства обороны РФ в части оплаты в повышенном размере не противоречит Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , предусматривающему единый для всех работников минимальный размер доплаты за работу в ночное время, а именно 20-процентная доплата за каждый час работы. Поскольку доплата определяется исходя из часовой тарифной ставки (оклада (должностного оклада), рассчитанного за час работы), другие доплаты и (или) надбавки при расчете не учитываются. То есть спорная доплата не увеличивает должностной оклад, а определяется как самостоятельная компенсационная выплата пропорционально от должностного оклада.

В свою очередь, правовые позиции Конституционного суда РФ, изложенные в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, не подлежат применению к правоотношениям сторон, поскольку положения трудового законодательства относительно оплаты труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ за работу в ночное время, за временно отсутствующего (недостающего по штату) работника, за работу в сверхурочное время, в указанном постановлении не оценивалось.

Принимая во внимание, что на часы работы истца в ночное время, как в пределах нормы, так и за ее пределами ответчиком уже произведено начисление компенсационных и стимулирующих выплат, учет размера этих выплат при расчете доплаты за работу в ночное время повлечет начисление компенсационной выплаты на компенсационные выплаты, что не предусмотрено действующим правовым регулированием.

С учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии нарушений трудовых прав истца, и того обстоятельства, что оплата труда произведена истцу в полном объеме, согласно отработанному времени, в соответствии с действующим трудовым законодательством и установленной системой оплаты труда у данного работодателя, суд приходит к выводу, что задолженность перед истцом по оплате труда отсутствует, исковые требования, в том числе о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шарову ФИО к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <адрес>», третье лицо о взыскании доплаты за работу в ночное время– отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения, ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ящук С.В.

2-3186/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Шаров Сергей Николаевич
Ответчики
ФКУ "УФО МО РФ По Приморскому краю"
Другие
696 отряд судов обеспечения Флота (696 ОСОФ)
СОХАН ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Ящук Светлана Васильевна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
19.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2021Подготовка дела (собеседование)
16.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2021Судебное заседание
09.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее