к делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи Катбамбетова М.И.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО3,
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о признании незаконным решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1, обратился в Майкопский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>».
В обосновании административного иска ФИО1, указал, что он является арендатором земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523, площадью 362909 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 6 км, по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, участок 7, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Также указал, что в настоящее время он арендует указанный земельный участок на основании договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Этот договор был заключен между ним и Комитетом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в соответствии со ст. 39.1, пп. 31 п.2 ст. 39.6, пп. 11 п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ, ст. 425 ГК РФ как договор аренды, заключенный на новый срок после истечения срока ранее заключенного им договора аренды указанного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок использования указанного земельного участка составляет более трех лет. Также указал, что он имеет право на подачу заявления о заключении договора купли-продажи указанного земельного участка без проведения торгов. Реализуя указанное право ДД.ММ.ГГГГ он подал ответчику в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» заявление о предоставлении в его собственность земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523 без проведения торгов, с приложением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов». Однако до настоящего времени предусмотренную законом обязанность административный ответчик не исполнил. Так считает, что бездействие административного ответчика является незаконным, нарушающим его право на приобретение в собственность земельного участка. Также указывает, что Комитетом имущественных отношений муниципального образования «<адрес>» письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было сообщено, что у Комитета отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка, а также что Решением Совета народных депутатов муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс в Генеральный план муниципального образования «<адрес>» внесены изменения, предусматривающие включение в границы поселка Западного муниципального образования «<адрес>» земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523. Решением Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №-рс «Об утверждении внесения изменений в Генеральный план муниципального образования «<адрес>» опубликовано в газете «Майкопские новости» ДД.ММ.ГГГГ № и вступило в силу со дня опубликования, в том числе и Карты границ населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования «<адрес>». В настоящее время испрашиваемый в собственность земельный участок с кадастровым номером: 01:08:1109008:523 переведен в земли населенных пунктов, входит в границы поселка Западного муниципального образования «<адрес>». То есть, существующий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523 - для сельскохозяйственного производства, сохраняется при его включении в границы населенных пунктов. Таким образом, поскольку испрашиваемый в собственность земельный участок включен в границы населенных пунктов (то есть на его приватизацию не действует мораторий, установленный ст. 14 Закона Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании земельных отношений»), имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с момента передачи его в аренду прошло более трех лет, и у него есть безусловное право приобрести этот земельный участок в собственность без проведения торгов в соответствии с пп.9 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ.
На основании вышеизложенного полает свое право нарушенным.
С учетом уточненных в ходе судебного заседания исковых требований, просит суд, признать незаконным действия (бездействие) Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в отношении выдачи решения о выкупе земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523, площадью 362909 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 6 км, по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, г Майкоп, <адрес>, участок 7. Обязать Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему исковому заявлению направить в адрес ФИО1 проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523, площадью 362909 кв.м., расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир административное здание. Участок находится примерно в 6 км, по направлению на северо-запад от ориентира. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, г Майкоп, <адрес>, участок 7, по кадастровой стоимости, установленной на ДД.ММ.ГГГГ. Установить судебную неустойку, подлежащую взысканию с Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в пользу ФИО1 в случае неисполнения административным ответчиком судебного акта по настоящему спору в размере 1000 (одной тысячи) рублей за каждый день неисполнения решения, начиная с одиннадцатого дня после вступления его в законную силу до даты фактического его исполнения. Также в случае пропуска, просил суд восстановить срок предъявления искового заявления в суд. Взыскать с административного ответчика в пользу административного истца уплаченную при подаче иска государственную пошлину - 300 рублей.
Административный истец ФИО1, в судебном заседании подержал уточненные заявленные административные исковые требования и просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено в ходе судебного заседания, согласно материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером: 01:08:1109008:523, площадью 362909 кв.м., расположенный по адресу: согласно ориентира, <адрес>, г Майкоп, <адрес>, участок 7, находится в аренде согласно договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенному между административным истцом ФИО1 и административным ответчиком Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>», сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Категория земли относится «Земли сельскохозяйственного назначения», виды разрешенного использования «Для сельскохозяйственного производства». Данные обстоятельства подтверждаются сведениями ЕГРН и сторонами не оспариваются.
Также судом установлено, что ранее ДД.ММ.ГГГГ сроком на 10 лет между административным истцом ФИО1 и административным ответчиком Комитетом по управлению имуществом МО «<адрес>», уже был заключен договор аренды указанного земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523, площадью 362909 кв.м., расположенный по адресу: согласно ориентира, <адрес>, г Майкоп, <адрес>, участок 7, сроком на 10 лет.
Таким образом, суд считает установленным факт договорных арендных обязательств между указанными выше сторонами, по указанному земельному участку, сроком более трех лет.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендатором земельного участие, по истечении трех, лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка вправе подать заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов.
Также судом установлено, что ФИО1, реализуя указанное право, ДД.ММ.ГГГГ подал ответчику в Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» заявление о предоставлении в его собственность земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523 без проведения торгов и документы, предусмотренные Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
В силу пунктов 5,6,7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ. Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Согласно материалам дела следует, что в ответ на указанное заявление ФИО1, административный ответчик Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» направил в адрес истца ответ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно данного ответа следует, что земельный участок с кадастровым номером 01:08:1109008:523 не может быть предоставлен в собственность ФИО1, по следующим основаниям.
Согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 01:08:1109008:523 с видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» отнесен к категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» и расположен за границами населенных пунктов.
Решением Совета народных депутатов МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-рс в Генеральный план МО «<адрес>» внесены изменения, предусматривающие включения в границы поселка Западного МО «<адрес>» земельного участка с кадастровым номером 01:08:1109008:523, однако в настоящее время, в реестр Единого государственного реестра недвижимости соответствующие изменения не включены.
Кроме того, в соответствии с Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «<адрес>» была изменена функциональная (территориальная зона), которая не предполагает использование испрашиваемого участка в целях сельскохозяйственного назначения, т.е. в соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ земельному участку публично-правового образования был изменен правовой режим.
Указанный выше ответ ФИО1, почтовым отправлением не получал, административный ответчик не предоставил соответствующих доказательств получения данного ответа.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) лицам, пропустившим установленный КАС РФ процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с частью 2 статьи 95 КАС РФ заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено КАС РФ. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
В силу части 3 статьи 95 КАС РФ одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие.
Учитывая, что указанный ответ ФИО1, почтовым отправлением не получал, что свидетельствует о нарушении его прав, суд считает возможным восстановить ФИО1, срок для предъявления иска в суд.
В силу требований ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9 – 11 ЗК РФ (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п.8 ст.36 ГрК РФ земельные участки, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно пункта 9 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на предоставление в собственность земельных участков, устанавливаются не исходя из категории, а исходя из разрешенного использования.
Таким образом, на основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что существующий вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером: 01:08:1109008:523 - для сельскохозяйственного производства, сохраняется при его включении в границы населенных пунктов, в связи с чем, те основания, которое указаны в ответе Комитета и послужившие основанием для отказа в предоставлении истцу земельного участка, фактически не могут явится основанием для отказа предоставления права выкупа данного участка, и свидетельствуют о бездействии административного ответчика, что в свою очередь привело к нарушению прав административного истца.
Каких-либо сведений, которые могут служить основанием, предусмотренным законом для отказа в предоставлении истцу права на выкуп спорного земельного участка, в ходе судебного разбирательства ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.2 ст.64 КАС РФ, факт нахождения земельного участка в пользовании административного истца на протяжении длительного времени, суд считает заявленные административным истцом требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Однако, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований об установлении судебной неустойки, подлежащей взысканию с Комитета по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» в случае неисполнения административным ответчиком судебного акта по настоящему спору в размере 1000 (одной тысячи) рублей за каждый день неисполнения решения, поскольку нормами КАС РФ данные правовые последствия в случае удовлетворения административного искового заявления не предусмотрены.
В силу части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Вследствие удовлетворения заявленных административных исковых требований, на основании вышеприведенной нормы процессуального права, с административного ответчика в пользу административного истца ФИО1 подлежат взысканию понесенные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 01:08:1109008:523, ░░░░░░░░ 362909 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ 7.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: 01:08:1109008:523, ░░░░░░░░ 362909 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░ 7, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 01RS0№-64
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ №░-2882/2022
░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.