РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
08 апреля 2024 года г. Самара
Судья Самарского районного суда г. Самары Балова А.М.,
при секретаре Тимаевой А.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-499/2024 по иску Министерства здравоохранения Самарской области к Законовой (Мартемьяновой) Анастасии Вадимовне о взыскании единовременной компенсационной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Самарской области обратилось в Самарский районный суд г. Самары с указанным иском к Законовой А.В., требуя взыскать с ответчицы в пользу Министерства здравоохранения Самарской области сумму единовременной компенсационной выплаты в размере 490 690,03 рублей, сумму штрафа в размере 2 453,45 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 55 651,58 рублей, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством здравоохранения Самарской области, Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» (в настоящее время – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Волжская районная клиническая больница») и Мартемьяновой А.В. (в настоящее время – Законовой А.В.) заключен договор № 84 о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта. В соответствии с п.п. 1.2, 2.1.1 указанного договора, Министерство здравоохранения Самарской области перечислило единовременную компенсационную выплату на счет ответчицы, открытый в кредитной организации. Ответчица, заключив данный договор, приняла на себя обязательство отработать в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» не менее пяти лет с даты заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам на условиях, указанных в пункте 2.3.1 договора. ДД.ММ.ГГГГ ответчица была принята на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница». 10.10.2022 года трудовой договор с ответчицей был расторгнут по инициативе работника на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, о чем больница уведомила Министерство здравоохранения Самарской области в письме от ДД.ММ.ГГГГ №. В связи с тем, что по условиям договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам нахождение в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением случаев, перечисленных в абзаце втором статьи 128 ТК РФ, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком не засчитывается в период работы по данному договору, период работы ответчицы в указанной больнице составил менее пяти лет. На основании п. 2.3.2 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам, в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77, п.п. 1, 2 и 4 ч. 1 ст. 81, п.п. 1, 2, 5, 6 и 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ) ответчица обязана не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства здравоохранения Самарской области возвратить в бюджет Самарской области часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, а также выплатить штраф в размере 0,5% от части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату, предусмотренный п. 3.2 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам. В адрес ответчицы Министерством здравоохранения Самарской области было направлено требование о необходимости возврата части единовременной компенсационной выплаты в размере 490 690,03 рублей и штрафа в размере 2 453,45 рублей с указанием реквизитов для возврата средств. Ввиду неисполнения ответчицей денежного обязательства перед Министерством здравоохранения Самарской области в силу п. 3.3 договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам она обязана выплатить в бюджет Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 ГК РФ. Ссылаясь на данные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
Представитель истца Министерства здравоохранения Самарской области – Берман И.Я., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчица Законова А.В. в судебное заседание не явилась, однако надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщила, доказательства уважительности причин неявки суду не представила, об отложении судебного заседания не ходатайствовала, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, письменно ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования просил удовлетворить.
Представитель третьего лица Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская районная клиническая больница» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки суду не сообщил, доказательства уважительности причин неявки суду не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Мартемьянова А.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» на должность врача-терапевта в поликлинику 1 Смышляевского отделения, что подтверждается трудовым договором № от ДД.ММ.ГГГГ, приказом (распоряжением) о приеме работника на работу № от ДД.ММ.ГГГГ.
Между Министерством здравоохранения Самарской области (далее – Министерство), Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» (далее – учреждение) и Мартемьяновой А.В. (далее – специалист) ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа Самарской области из другого населенного пункта (далее – договор на выплату), в соответствии с которым Министерством здравоохранения Самарской области Мартемьяновой А.В. предоставлена выплата в размере 1 000 000 рублей за счет средств бюджета Самарской области, в том числе за счет поступающих в областной бюджет иных межбюджетных трансфертов из территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области.
Данная выплата была перечислена истцом ответчице.
Из приказа Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мартемьяновой А.В. после заключения брака присвоена фамилия Законова.
В соответствии с п. 2.3.1 договора на выплату, Мартемьянова А.В. обязалась работать в учреждении в течение пяти лет с даты заключения договора на выплату по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором.
К периодам, не засчитываемым в период работы, установленный пунктом 1.3 договора на выплату, относится нахождение специалиста в отпуске без сохранения заработной платы, за исключением случаев, перечисленных в абзаце втором статьи 128 Трудового кодекса Российской Федерации, в отпуске по беременности и родам, а также по уходу за ребенком.
Согласно п. 2.3.2 договора на выплату, в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения требования Министерства о возврате части единовременной компенсационной выплаты специалист возвращает в областной бюджет часть единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока, указанного в пунктах 1.3, 2.3.1 договора на выплату (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному специалистом периоду, а также выплачивает штраф, предусмотренный пунктом 3.2 договора на выплату в размере 0,5% от части единовременной компенсационной выплаты, подлежащей возврату.
В соответствии с приказом (распоряжением) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от ДД.ММ.ГГГГ, Законова А.В. уволена ДД.ММ.ГГГГ по инициативе работника, п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, на основании ее личного заявления.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Волжская центральная районная больница» письмом от ДД.ММ.ГГГГ № уведомило Министерство здравоохранения Самарской области об увольнении Законовой А.В.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения Самарской области в адрес Законовой А.В. направило требование о возврате единовременной компенсационной выплаты в размере 490 690,03 рублей и штрафа в размере 2 453,45 рублей с указанием реквизитов.
Из п. 3.3 договора на выплату следует, что в случае неисполнения специалистом обязанности по возврату единовременной компенсационной выплаты, специалист выплачивает в бюджет Самарской области проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29.11.2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 указанного Федерального закона РФ в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений, в 2016 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 году на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2016 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
В соответствии с п. 3 ч. 12.2 ст. 51 вышеназванного Федерального закона РФ, установление обязанности уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с медицинским работником, указанным в части 12.1 настоящей статьи, после заключения им трудового договора с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением здравоохранения договор, предусматривающий:
а) обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения;
б) порядок предоставления медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты в размере одного миллиона рублей в течение 30 дней со дня заключения договора с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
в) возврат медицинским работником в бюджет субъекта Российской Федерации части единовременной компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду;
г) ответственность медицинского работника за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе по возврату единовременной компенсационной выплаты в случаях, указанных в подпункте "в" настоящего пункта.
Правовое регулирование, установленное частями 12.1 и 12.2 статьи 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики (Определения Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 года № 1868-О, от 27.10.2015 года № 2483-О).
Порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты определен Постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 674 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие здравоохранения в Самарской области».
Обязательными условиями договора являются:
обязанность получателя работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым договором для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным получателем с учреждением;
обязательство министерства предоставить получателю компенсационную выплату в течение 30 дней со дня заключения договора с министерством;
возврат получателем в областной бюджет части компенсационной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации), рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально не отработанному получателем периоду, в срок не позднее 10 рабочих дней с момента получения требования министерства о возврате части компенсационной выплаты;
ответственность получателя за неисполнение обязанностей, предусмотренных договором с министерством, в том числе по возврату компенсационной выплаты, в случаях, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта (пункт 6).
Таким образом, исходя из целевого назначения компенсационной выплаты, перечисленной ответчице на основании договора на выплату от ДД.ММ.ГГГГ, и с учетом конкретных условий данного договора, юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию при рассмотрении данного спора, является установление факта соблюдения ответчицей взятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Согласно ст. 256 ТК РФ, отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
По условиям договора на выплату ответчица приняла на себя обязательство отработать в учреждении здравоохранения в течение 5 лет (1826 дней).
Заявляя исковые требования, истец исключил из указанного периода отпуск по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 140 календарных дней, а также отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1 029 календарных дней.
Между тем, из буквального толкования приведенных ранее норм материального права не следует, что пятилетний срок, который в соответствии с договором на выплату медицинский работник должен отработать для получения единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 рублей, должен быть увеличен на период нахождения работника в декретном отпуске. При этом предоставление в период осуществления трудовой деятельности отпуска по уходу за ребенком является гарантированным Конституцией Российской Федерации и Трудовым кодексом Российской Федерации правом работника, связанным с материнством и детством, соответственно, отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком должен быть включен в указанный пятилетний срок.
Принимая во внимание, что с учетом отпуска по беременности и родам, а также по уходу за ребенком ответчица отработала в учреждении более пяти лет, суд приходит к выводу об исполнении ею принятых на себя обязательств по договору на выплату, а доводы стороны истца основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства здравоохранения Самарской области отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 апреля 2024 года.
Судья А.М. Балова