К делу № 2-2699/2024
23RS0059-01-2019-010945-82
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2024 г. Первомайский районный суд г. Краснодара
в составе:
председательствующего Кочетковой Т.Ю.,
при секретаре Гурьевой Е.А,
с участием: истца Борисовой О.Н., ее представителя ФИО6, действующего на сновании доверенности № 01АА0952953 от 30.11.2023 г.
представителя ответчика ФИО7, действующей на основании доверенности от 22.12.2023 № 824-юр,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой Оксаны Николаевны к Государственному учреждению – Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (в настоящее время - Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю) о признании незаконным и отмене решения в части отказа в назначении и выплате страхового обеспечения в связи с материнством, о возложении обязанности произвести выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством,
установил:
Борисова О.Н. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Краснодарскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) о признании незаконным и отмене решения в части отказа в назначении и выплате страхового обеспечения в связи с материнством, о возложении обязанности произвести выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В обоснование исковых требований указала, что она ДД.ММ.ГГГГ родила ребенка ФИО1. До рождения ребенка - на основании трудового договора от 01.02.2019 г. № 2, заключенного между ИП ФИО5 и Борисовой О.Н., последняя была принята на работу к ИП ФИО5 на должность консультанта с окладом 11400 рублей.
Общий трудовой стаж Борисовой О.Н. исчисляется с 2007 года, составляет 11лет. Согласно трудовой книжке с 2007 года истец работала у различных хозяйствующих субъектов в должностях: продавца непродовольственных товаров (2007 год), администратора/руководителя обособленного подразделения (2009-2011 годы); директора студии (2011 год); генерального директора (2011-2013 годы); менеджера по продажам (2013-2014 годы); управляющей салоном (2014 год); директора магазина (2015-2016 годы); менеджера торгового зала (2016 год); управляющей отдела стажировки (2016-2018 годы); управляющей универмагом (2018 год), консультантом ИП ФИО5 (2019 год).На протяжении 11 лет истица непрерывно работала в сфере торговли, имеет достаточный опыт и высокую квалификацию. На протяжении всей трудовой деятельности имела официальный доход и через работодателей производила установленные законодательством отчисления в Фонд социального страхования на случай временной нетрудоспособности.
01.04.2019 г. ГБУЗ ЦОМИД города Сочи Борисовой О.Н. выдан листок нетрудоспособности № 326221702243, на основании которого ей предоставлен отпуск по беременности и родам за период с 01.04.2019 г. по 18.08.2019 г.
В связи с временной нетрудоспособностью (по причине беременности и родам ИП ФИО5- работодателем по последнему месту работы, за период с 15.01.2019 г. по 30.06.2019 г. начислены пособия по обязательному социальному страхованию в сумме 301750 рублей 69 копеек.
Из них, пособие по беременности и родам в размере 301 095,20 рассчитано по справке о сумме заработной платы Борисовой О.Н. от 13.12.2018 № МГ00-000419, выданной ООО «МАКСИМА ГРУПП», единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в размере 655 рублей 49 копеекна основании справки № 340 от 01.04.2019 года.
Указанное пособие не выплачено Борисовой О.Н. в связи с отсутствием у ИП ФИО5 денежных средств.
12.07.2019 года ИП ФИО5 обратилась в Филиал № 16 ГУ - Краснодарского РО ФСС РФ с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 301 059 рублей 79копеек по состоянию на 01.07.2019 г.
Актом выездной поверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 08.08.2019 г., а также решением от 05.09.2019 г. № 478 Филиал № 16 ГУ - Краснодарского РО ФСС РФ отказал в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового возмещения в сумме 301 059 рублей 79копеекруб.
15.11.2019 г. ИП ФИО5 прекратила свою предпринимательскую деятельность. Истец, не получившая положенного пособия по беременности и родам, до истечения 6 месяцев с даты рождения ребёнка - 20.11.2019 г. обратилась лично в Филиал № 16 ГУ - Краснодарского РО ФСС РФ с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам. Решением от 26.11.2019 г. № 429 Филиал № 16 ГУ - Краснодарского РО ФСС РФ отказал в назначении и выплате пособия по беременности и родам по листку нетрудоспособности, таким образом, истец лишена страхового возмещения на случай беременности и родов на сумму 301 750 рублей 69 копеек. Указанные обстоятельства явились поводом для обращения в суд.
Истица просила суд признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №16 от 26.11.2019 года № 429 в части отказа в назначении и выплате пособия по беременности и родам по листку нетрудоспособности № 326221702243, выданного за период с 01.04.2019 года по 18.08.2019 года в сумме 301750 рублей 69 копеек. Обязать Государственное учреждение Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 16 произвести ей указанную выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
В ходе судебного рассмотрения дела Борисова О.Н. исковые требования уточнила, просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №16, оформленное Актом от 08.08.2019 № 478, в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 301750 рублей 69 копеек. Взыскать с Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 16 в пользу истицы денежные средства в сумме 301750 рублей 69 копеек – выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Впоследствии истица еще раз уточнила требования, просила признать незаконным решение Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №16 от 26.11.2019 года № 429 в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 301750 рублей 69 копеек. Взыскать с Государственного учреждения Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал № 16 в пользу Борисовой О.Н. денежные средства в размере 301750рублей 69 копеек – выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
С 01.01.2023 года путем реорганизации государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации создан Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России)(части 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ «О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации).
Государственное учреждение - Краснодарское региональное отделение Фонда социального страхования РФ прекратило деятельность юридического лица 01.01.2023 года путем реорганизации в форме присоединения и является право предшественником Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю (выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 20.02.2023 г.).
По смыслу части 1 статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
Поскольку за Фондом пенсионного и социального страхования, его территориальными органами и подведомственными учреждениями в силу части 16 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 г. № 236-ФЗ «О фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» сохраняются права и обязанности Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, их территориальных органов и подведомственных учреждений, произведена замена Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на правопреемника - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Краснодарскому краю.
В судебном заседании истица и ее представитель ФИО6, действующий на основании доверенности от 30.11.2023 г. № 01АА0952953, настаивали на удовлетворении заявленных исковых требований в уточненной редакции в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО7, действующая на основании доверенности от 22.12.2024 г. №824-юр, в судебном заседании против требований иска возражала по доводам, изложенным в возражениях на иск и дополнениях к нему.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона Российской Федерации от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Федеральный закон № 165-ФЗ) субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Статья 9 Федерального закона № 165-ФЗ определяет, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 7 Федерального закона № 165-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию признаются, в том числе, заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 22 Федерального закона № 165-ФЗ).
Согласно статье 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ) (далее- Федеральный закон № 255-ФЗ) видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются, в том числе, пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляется страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
На основании статьи 11 Федерального закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗв ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ) определяет, что пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 № 250-ФЗ) в средний заработок, исходя из которого исчисляется пособие по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам имеют женщины, вставшие на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель). Статьей 10 указанного закона определялся размер единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), который с учетом индексации с 01.02.2019 года составлял 655 рублей 49 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования РФ(с 01.01.2023 г. за счет средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, (изм. ФЗ от 14.07.2022 N 237-ФЗ)), а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Как установлено судом, на основании приказа от 01.02.2019 г. № 1 Борисова О.Н. принята на работу к ИП ФИО5 на должность консультанта с 01.02.2019г., и с нею заключен трудовой договор № на неопределенный срок, установлен оклад 11400 рублей. Как следует из трудовой книжки Борисовой О.Н., ее трудовой стаж исчисляется с 01.01.2007 г.
За период с 01.04.2019 г. по 18.08.2019г. Борисовой О.Н. предоставлен отпуск по беременности и родам на основании листка нетрудоспособности № 326221702243, выданного ГБУЗ ЦОМИД города Сочи 01.04.2019 г.
ДД.ММ.ГГГГ Борисова О.Н. родила ребенка – ФИО1, что подтверждается свидетельством о рождении от ДД.ММ.ГГГГ сер.VI АГ №.
В связи с временной нетрудоспособностью (по причине беременности и родам) ИП ФИО5- работодателем по последнему месту работы, начислено пособие по обязательному социальному страхованию в сумме 301750 рублей 69 копеек.
Из них, пособие по беременности и родам в размере 301 095,20 рассчитано по справке о сумме заработной платы Борисовой О.Н. от 13.12.2018 г. № МГ00-000419, выданной ООО «МАКСИМА ГРУПП», единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в размере 655 рублей 49 копеек на основании справки № 340 от 01.04.2019 г.
В соответствии со статьей 4.6. Федерального закона № 255-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ) страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения, застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
Начисленное ИП ФИО8 пособие в связи с временной нетрудоспособностью (по причине беременности и родам) Борисовой О.Н. не выплачено.
ИП ФИО5, как страхователь, состояла на учете в Филиале № ГУ-КРО ФСС РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям ЕГРИП (выписка от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ№) ИП ФИО5 прекратила свою деятельность с 15.11.2019г.
12.07.2019 г. ИП ФИО5 обратилась в филиал № 16 ГУ КРО ФСС РФ, где она как страхователь состояла на учете, с заявлением о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения в сумме 301059 рублей 79 копеек.
В силу подпунктов 1, 2 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ страховщик имеет право при наступлении страхового случая при необходимости назначать и проводить экспертизу для проверки наступления страхового случая; проверять документы по учету и перечислению страховых взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
Статья 12 Федерального закона № 165-ФЗ(в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливает обязанности страхователя, в том числе: предъявлять страховщику и (или) налоговому органу для проверки документы по учету и перечислению страховых взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании поступившего от ИП ФИО5 заявления 17.07.2019 г. Филиалом № 16 ГУ-КРО ФСС РФ было принято решение о проведении выездной проверки страхователя ИП ФИО5по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 15.01 2019 г. по 30.06.2019 г. (решение от17.07.2019г. №478).
Требованием Государственного учреждения – Филиала № 16 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации №478 от 17.07.2019 г. у страхователя ИП ФИО5 запрошены необходимые для проверки документы: справка о постановке на учет в ранние сроки беременности, документ об образовании Борисовой О.Н., документы, подтверждающие факт работы Борисовой О.Н. у ИП ФИО5.
Выездная проверка была проведена сплошным методом проверки, в ходе которой были проверены документы, представленные страхователем: штатное расписание от 01.02.2019 года № 1; дубликат трудовой книжки Борисовой О.Н. № ТК-П с вкладышем № ВТ-1; трудовой договор от 01.02.2019 года № 2 с Борисовой О.Н.; инструкция консультанта; табель учета рабочего времени за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года; расчетная ведомость за период с01.01.2019 года по 30.06.2019 года; заявление и приказ о приеме на работу Борисовой О.Н.; справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений Борисовой О.Н. от 13.12.2018 года № МГ00-000419; листок нетрудоспособности № 326221702243 от 01.04.2019 года с расчетом; справка о постановке на учет в ранние сроки беременности 19.11.2018 года (дата выдачи01.04.2019 года);заявление и приказ на выплату пособий; карточка учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2019 год Борисовой О.Н.; выписка по расчетному счету ИП ФИО5, за период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года; платежные поручения за период с января 2019 года по июнь 2019 года (15 штук); диплом № Осиповой (Борисовой) О.Н.; пояснительная ИП ФИО5 от 29.07.2019 года и другие документы.
Актом выездной проверки от 08.08.2019г. № 478 установлено, что страхователем создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное получение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации на выплату пособий в связи с материнством Борисовой О.Н. в общей сумме 301750, 69 рублей, в частности было установлено принятие на работу Борисовой О.Н. незадолго перед уходом в отпуск по беременности и родам, которая как сотрудник полностью не соответствует занимаемой должности – у нее отсутствуют необходимое образование, опыт работы; факт исполнения трудовых обязанностей Борисовой О.Н. не подтвержден – страхователем не предоставлены, подтверждающие этот факт документы; несоответствие должностных окладов при приеме на работу по должностям; уменьшение начисления заработной платы в адрес другого сотрудника; отсутствие выручки в период работы Борисовой О.Н. и как следствие отсутствие кадровой необходимости в приеме на работу другого сотрудника.
Уведомление об участии страхователя в рассмотрении материалов выездной проверки от 08.08.2019 года № 478 было получено ИП ФИО5 08 августа 2019 года.
Материалы выездной проверки рассмотрены на заседании комиссии ответчика, которая состоялась 05 сентября 2019 года. Свои возражения на акт выездной проверки ИП ФИО5 не представила, на заседание комиссии не явилась, своего представителя на рассмотрение материалов выездной проверки не направила.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки заместителем директора Филиала № 16 ГУ-КРО ФСС РФ принято: решение от 05.09.2019 года № 478 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 301750 рублей 69 копеек; решение от 05.09.2019 года № 478 об отказе в выделении средств на осуществление расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 301059 рублей 79 копеек.
Отказ в выделении средств на осуществление расходов на выплату страхового обеспечения обусловлен тем, что страхователем была создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное получение средств из Фонда социального страхования РФ на выплату пособий в связи с материнством Борисовой О.Н. в общей сумме 301750 рублей 69 копеек.
Решение от 05.09.2019 года № 478 о непринятии к зачету расходов и решение от 05.09.2019 года № 478 об отказе в выделении средств на осуществление расходов было направлено в адрес ИП ФИО5 09.09.2019 г.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ одной из обязанностей страховщика является обеспечение контроля за расходами на обязательное социальное страхование, предусмотренными федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 4 статьи 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки ИП ФИО8) предусмотрено, что при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика в праве провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
Статья 4.7 Федерального закона № 255-ФЗ(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) определяла порядок проведения страховщиком проверок правильности расходов на выплату страхового обеспечения. Так, территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (пункт 1 статьи 4.7).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету (пункт 4 статьи 4.7Федерального закона № 255-ФЗ. в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения страховщиком)также предусмотрено право страховщика не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, которые были произведены с нарушением законодательства Российской Федерации.
Таким образом, Фонд социального страхования РФ (ныне- Фонд пенсионного и социального страхования РФ), как орган контроля за расходованием средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, был уполномочен исследовать все документы, представленные страхователем, принимать решение либо об удовлетворении требования, либо об отказе, для чего ему предоставлено право проведения камеральной проверки либо документальной выездной проверки в порядке, предусмотренном действующим законодательством
Законность решения Филиала № 16 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, оформленного актом № 478 от 08.08.2019 г., уже являлось предметом проверки судом по исковому заявлению Борисовой О.Н. о признании незаконным и отмене данного решения в части отказа в выделении средств на осуществление(возмещения) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 301750, 69 рублей и о взыскании в пользу Борисовой О.Н. выплаты страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством в размере 301750, 69 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 25.08.2020 года в удовлетворении исковых требований Борисовой О.Н. КГУ Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиала № 16 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.01.2021 года решение суда от 25.08.2021 года оставлено без изменения. Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 01.07.2021 года принятые судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований Борисовой О.Н. также оставлены без изменения, кассационная жалоба представителя истца – без удовлетворения.
Таким образом, имеются вступившие в законную силу судебные постановления, которыми требования о признании незаконным решения заместителя директора Филиала № 16 Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, оформленного актом № 478 от 05.09.2019 г. в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 301 750, 69 рублей, взыскании в пользу Борисовой О.Н. выплаты страхового обеспечения, оставлены без удовлетворения.
Как установлено решением суда от 25.08.2020 года выездная проверка проводилась в отношении ИП ФИО5, которая в случае несогласия с действиями ГУ Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования РФ Филиала № 16 могла обратиться в суд в установленном законом порядке. Вместе с тем, ФИО5 не обжаловала указанное решение, с ним согласилась. Оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты, суд кассационной инстанции в определении от 01.07.2021 года признал верным выводы судов первой и апелляционной инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований и установленным обстоятельством формальный характер трудовых отношений между Борисовой О.Н. и ИП ФИО5
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно абзацу 3 статьи 220 ГПК РФ следует недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора.
В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления в законную силу решения суда стороны, другие лица, участвующие в деле, их правопреемники не могут вновь заявлять в суде те же исковые требования, на том же основании, а также оспаривать в другом гражданском процессе установленные судом факты и правоотношения.
По смыслу приведенных выше положений закона предъявление новых требований наряду с теми, которые ранее являлись предметом судебного разбирательства и по которым постановлено вступившее в законную силу решение суда, не допускает возможность повторного рассмотрения последних. Суд в такой ситуации вправе рассмотреть по существу лишь новые требования.
Таким образом требования Борисовой О.Н. в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Краснодарского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал №16, оформленного Актом от 08.08.2019 № 478, в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения и взыскании указанной суммы, не могут быть удовлетворены в рамках настоящего гражданского дела.
Пунктом 4 статьи 13 Федерального закона № 255-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) предусмотрены особые случаи назначения и выплаты пособия по беременности и родам территориальными органами Фонда социального страхования: в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком; в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации; в случае отсутствия возможности установления место нахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу; в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя.
20 ноября 2019 года Борисова О.Н. обратилась в филиал № 16 ГУ КРО ФСС с заявлением о назначении и выплате пособия по беременности и родам.
Решением директора филиала № 16 ГУ КРО ФСС РФ от 26.11.2019 № 429 Борисовой О.Н. отказано в назначении и выплате пособия по беременности и родам по листку нетрудоспособности № 326221702243, выданного за период с 01.04.2019 г. по 18.08.2019 г.
Отказ мотивирован тем, что ранее в отношении страхователя - ИП ФИО5, была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (акт проверки № 478 от 08.08.2019 г.), в ходе которой установлено, что Борисова О.Н. была принята на работу незадолго перед уходом в отпуск по беременности и родам, образование и опыт работы Борисовой О.Н. не соответствует занимаемой должности, факт исполнения трудовых обязанностей не подтвержден, страхователем не представлены документы, подтверждающие исполнение должностных обязанностей Борисовой О.Н., несоответствие должностных окладов при приеме на работу по выполнению сотрудниками своих должностных обязанностей, уменьшение начисления заработной платы в адрес другого сотрудника при приеме на работу Борисовой О.Н., отсутствие выручки в период работы Борисовой О.Н. и как следствие, отсутствие кадровой необходимости в принятии дополнительного сотрудника. Поскольку по результатам проверки было установлено, что прием Борисовой О.Н. на работу к ИП ФИО5 был осуществлен формально, для получения средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования, то есть на момент наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам) Борисова О.Н. не являлась застрахованным лицом, основания для назначения и выплаты пособия по беременности и родам отсутствуют, принято решение об отказе в назначении и выплате Борисовой О.Н. пособия по беременности и родам
Уведомление об отказе в назначении и выплате направлено заявителю 26.11.2019 г.
В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оспариваемое решение № 429 основано на результатах выездной проверки (акт № 478 от 08.08.2019 г.) и решениях, принятых по заявлению ФИО10 И.П. от 05.09.2019 года № 478 о непринятии к зачету расходов и выделении средств на осуществление расходов.
Сама ИП ФИО5 ни результаты акта выездной проверки, ни принятые по ним решения в установленном порядке не обжаловала, тем самым, признала правомерность выводов, сделанных Филиалом № 16 при проведении выездной проверки.
Акт проверки № 478 от 08.08.2019 г. никем не отменен, законность и обоснованность решения по его принятию были проверены судами первой, апелляционной и кассационной инстанций. Оснований к признанию его незаконным и отмене не установлено.
Так, в ходе проведения выездной проверки ответчиком было установлено, и не опровергнуто представленными в дело доказательствами, что прием на работу Борисовой О.Н. был осуществлен за два месяца до наступления страхового случая. Согласно трудовой книжке, перед поступлением на работу к ИП ФИО5, Борисова О.Н. не работала 4 месяца (с предыдущего места работы уволена 28.09.2018 года).До принятия на работу Борисовой О.Н. у ИП ФИО5 работал один сотрудник по должности менеджер-консультант (ФИО11), с окладом 50000 рублей в месяц. Согласно штатному расписанию от 01.02.2019 года № 1 штат ИП ФИО5 состоит из двух штатных единиц: менеджер-консультант, полная ставка, оклад 50000 рублей в месяц, консультант, полная ставка, оклад 11400 рублей в месяц.
В соответствии с табелями учета рабочего времени за период с января 2019 года по июнь 2019 года у ИП ФИО5 работали два работника: менеджер-консультант ФИО11 (с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года) и консультант Борисова О.Н. (с 01.02.2019 года по 31.03.2019 года; числится в отпуске по беременности и родам с 01.04.2019 года по 30.06.2019 года).
За период с 01.01.2019 года по 30.06.2019 года менеджер-консультант ФИО11 работал полный рабочий день (8 часов в день, 40 часов в неделю). Консультант Борисова О.Н. в период с 01.02.2019 года по 31.03.2019 года также работала полный рабочий день (8 часов в день, 40 часов в неделю).
Начисление и выплата заработной платы ФИО11 за январь 2019 года были произведены в соответствии с установленным окладом, что подтверждается расчетными ведомостями и платежными поручениями на перечисление заработной платы.
Однако, с 01.02.2019 г., с момента приема на работу Борисовой О.Н., начисления ФИО11 уменьшились в два раза без какого-либо обоснования. Согласно расчетным ведомостям за период с февраля 2019 года по июнь 2019 года у ФИО11 оклад составлял 50000 рублей, но начислено 25000 рублей в месяц (при полной норме отработанного времени, при 40-часовой рабочей неделе); заработная плата в месяц выплачивалась в размере 25000 рублей.
При этом, в ответ на требование ответчика от 17.07.2019 года № 478 о предоставлении документов, подтверждающих факт работы Борисовой О.Н., страхователем ИП ФИО5 дана пояснительная от29.07.2019 года за № 3817, о невозможности предоставления указанных документов, так как Борисова О.Н. работала на телефоне, предоставляла консультационные услуги.
Следовательно, факт работы Борисовой О.Н. у ИП ФИО5 не подтвержден. Доказательств, подтверждающих обратное, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Также выявлено несоответствие установленных окладов: Борисова О.Н. принята на работу по специальности консультант с окладом 11400 рублей в месяц; согласно п.10 раздела II инструкции консультанта, консультант оказывает помощь при разработке бизнес-планов, коммерческих условий и прочее менеджеру-консультанту, которому установлен оклад 50000 рублей в месяц,
Согласно выписке по расчетному счету за период с 01.01.2019 года по30.06.2019 года поступление выручки на расчетный счет ИП ФИО5, составило 117500 рублей и было произведено в период с ДД.ММ.ГГГГ по25.02.2019г. (последнее поступление в размере 200 рублей было произведено25.02.2019г.). В период с марта 2019 года по июнь 2019 года поступление происходило за счет заемных средств (личные средства ФИО5) на выплату заработной платы, страховых взносов, налогов и прочих расходов.
Страхователем - ИП ФИО5 в адрес Борисовой О.Н. начислены, но не выплачены пособия в связи с материнством на сумму 301750 рублей 69 копеек, в том числе: по беременности и родам на сумму 301095 рублей 20 копеек на основании листка нетрудоспособности № 326221702243, выданного за период с01.04.2019года по 18.08.2019 года. Расчет пособия по беременности и родам произведен в соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 255-ФЗ -из заработка, полученного за время работы у другого страхователя; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности в сумме 655 рублей 49 копеек на основании справки № 340 от 01.04.2019 года.
Именно совокупность указанных обстоятельств, свидетельствует о том, что Борисова О.Н. не выполняла свои трудовые функции консультанта у ИП ФИО5; трудовые отношения носили формальный характер; истец преднамеренно принята на указанную должность с целью получения пособия по беременности и родам, то есть искусственно создана ситуация для незаконного получения денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, в связи с чем у Фонда имелись основания для отказа истцу в назначении и выплате спорных пособий за счет средств фонда.
С учетом вышеуказанного, суд находит решение директора филиала № 16 ГУ КРО ФСС РФ от 26.11.2019 № 429 об отказе и выплате пособия по беременности и родам в сумме 301 750 рублей 69 копеек правомерным.
Согласно ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений разд. I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание работодателем искусственной, экономически необоснованной ситуации для получения средств Фонда социального страхования свидетельствует о злоупотреблении правом.
Формальное соответствие представленных истицей доказательств требованиям законодательства о подтверждении обоснованности получения компенсационной выплаты по социальному страхованию(заключение трудового договора, оформление приказа и др.) при вышеуказанных обстоятельствах дела, не свидетельствуют о правомерных действиях истицы и ИП ФИО5
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения требований Борисовой О.Н. о признании решения директора филиала № 16 ГУ КРО ФСС РФ от 26.11.2019 № 429незаконным и взыскании страхового обеспечения в сумме 301 750 рублей 69 копеек, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 27.04.2024.
░░░░░: