Дело №2-715/2024

УИД 68RS0015-01-2024-000817-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Моршанск 20 июня 2024 года

Моршанский районный суд Тамбовской области в составе:

федерального судьи Акимушкиной Т.Е.,

при секретаре Гурьевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Попова Максима Владимировича к администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области о признании права собственности на земельный участок в соответствии границами землепользования,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Попов М.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области о признании права собственности на земельный участок в соответствии границами землепользования, указав, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. На момент покупки данного домовладения фактически площадь земельного участка была более <данные изъяты> кв.м. Земельный участок был огорожен забором и на его территории располагались различные надворные постройки и огород. До него собственником вышеуказанного земельного участка и жилого дома являлась ФИО4, которая при совершении сделки купли-продажи пояснила, что она на протяжении длительного времени пользуется вышеуказанным земельным участком и надворными постройками, расположенными на нем. Вместе с тем она не оформляла право собственности на вышеуказанное имущество, а только оформила в собственность земельный участок, находящийся непосредственно под домом. ДД.ММ.ГГГГ его супруга ФИО9 на основании выданной им доверенности обратилась к кадастровому инженеру ФИО1 с целью составления межевого плана и уточнения местоположения границы и площади земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно заключению кадастрового инженера от ДД.ММ.ГГГГ площадь земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по вышеуказанному адресу, составляет <данные изъяты> кв.м. Уточняемый земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1.1 Зона застройки жилыми домами. При уточнении границ земельного участка права третьих лиц не нарушены. К межевому плану также прилагается акт согласования местоположения границ земельного участка, согласно которому какие-либо возражения относительно местоположения границ его земельного участка отсутствуют. Таким образом, он пользуется спорным земельным участком в границах, обозначенных на плане землеустройства, которые не нарушают права и интересы смежных землепользователей, поскольку соответствуют порядку землепользования фактически сложившемуся между сторонами-соседями. Отсутствие зарегистрированного в установленном порядке права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> к.м. лишает его возможности реализовать свои права собственника. Просит с учетом уточнений признать за ним право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м.

В судебном заседании представитель истца Попова М.В. – Попова Н.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала и просила удовлетворить

Представитель ответчика – администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области не явился, о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен. От представителя администрации Моршанского муниципального округа Тамбовской области – ФИО5, действующей по доверенности, поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, принятие решения оставляет на усмотрение суда.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Согласно положениям ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В силу ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно п.7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.

Положениями ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ч.ч.1, 8, 9, 11, 13 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Положениями ч.1 ст.39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от 24 июля 2007 г. 2007 N 221-ФЗ определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.

Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Согласно ч.1, ч.2 ст.40 Федерального закона "О кадастровой деятельности" от ДД.ММ.ГГГГ 2007 N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из материалов дела Попов М.В. является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи (купчей) земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.

Декларированная площадь спорного земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: личное подсобное хозяйство, местоположение: <адрес>, составляет <данные изъяты> кв.м.

Согласно межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленному в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, общая площадь земельного участка составляет <данные изъяты> кв.м.

В заключении кадастровый инженер ФИО1 указывает, что до проведения кадастровых работ были изучены правоустанавливающие документы, а также сведения из ЕГРН на уточняемый земельный участок и смежные участки. Площадь в результате уточнения увеличилась и составляет <данные изъяты> кв.м. На уточняемом земельном участке расположен объект капитального строительства - жилой дом с кадастровым номером №. При выполнении кадастровых работ, связанных с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, местоположение границ земельного участка определялось исходя из того, что указанные границы закреплены объектами искусственного происхождения, а именно забором смешанного типа, металлическими столбами, а также местоположение границ подтверждается согласованием границ <данные изъяты> с главой <адрес>, при уточнении границ права третьих лиц не нарушены. Земельный участок расположен в границах территориальной зоны Ж1.1 Зона застройки жилыми домами. Для данной зоны для ведения личного подсобного хозяйства минимальный размер площади земельных участков составляет <данные изъяты> кв.м., максимальный - <данные изъяты> кв.м., в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Устьинский сельсовет» <адрес>, утвержденными решением № от ДД.ММ.ГГГГ с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №.

При разрешении спора судом установлено, что местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № установлено объектами искусственного происхождения, а именно забором смешанного типа, металлическими столбами, а также местоположение границ подтверждается согласованием границ <данные изъяты> с главой <адрес>. Права смежных землепользователей не нарушены, что подтверждается представленным в материалы дела актом согласования границ, споров по границе нет. Факт нахождения границ в тех контурах, которые указаны в межевом плане, также подтверждаются показаниями допрошенных в ходе судебного заседания свидетелей ФИО6 и ФИО7, указавших на расположение границ на протяжении длительного времени.

Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение площади и местоположения границ земельного участка в заявленных им координатах суду не представлено.

Площадь, на которую увеличивается земельный участок с кадастровым номером № не превышает величины предельного максимального размера земельного участка, указанной в Правилах землепользования и застройки муниципального образования «Устьинский сельсовет» <адрес>, утвержденных решением № от ДД.ММ.ГГГГ с последними изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст.12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

    В соответствии с п.1 ст.59 Земельного Кодекса РФ признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.

На основании вышеизложенного, суд считает возможным признать за Поповым М.В. право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый №, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство, расположенный по адресу: <адрес>.

Отказ в признании права собственности на земельный участок нарушит конституционные права истца.

В соответствии со ст.131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу п.2 ст.59 Земельного кодекса РФ судебное решение, установившее право на землю, является юридическим основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░., ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-715/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Попов Максим Владимирович
Ответчики
Администрация Моршанского муниципального округа
Другие
Попова Наталья Анатольевна
Суд
Моршанский районный суд Тамбовской области
Дело на сайте суда
morshansky.tmb.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
17.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.05.2024Подготовка дела (собеседование)
03.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
20.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.07.2024Дело оформлено
20.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее