В суде первой инстанции дело слушала дело судья Наконечный С.И.
№ 33-7258/15
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе
председательствующего Шиловой О.М.
судей Аноприенко К.В., Масловой Т.В.
при секретаре Ильчук Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 13 ноября 2015 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ОАО «Славянка» об установлении общедомового прибора учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес>,
по апелляционной жалобе ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Т.В. Масловой, пояснения прокурора Прохорова А.П., представителей ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Ли В.А., Министерства обороны РФ –Ефремова Д.В., действующих на основании доверенностей, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, ОАО «Славянка» о возложении обязанности по установке общедомового (коллективного) прибора учета холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме военного городка № (инв. №) по <адрес>.
В обоснование иска указав, что собственником указанного многоквартирного дома, является Миноброны РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, в котором отсутствует общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, услуги по водоснабжению и водоотведению в спорном доме отказывает ОАО «Славянка». В силу действующего законодательства ст.60 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, ст.ст. 11, 13 ФЗ РФ №261-ФЗ от 23.11.2009 «Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» собственник и уполномоченные им лица обязаны установить данный прибор учета в спорном доме.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2015 года исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворены частично.
Судом постановлено:
Обязать Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ установить и ввести в эксплуатацию общедомовой прибор учета холодного водоснабжения в жилом доме военного городка № (инв. №) по <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении исковых требований к ОАО «Славянка» отказать.
В апелляционной жалобе ФГКУ «ДТУИО» МО РФ просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы ссылаясь на несогласие с выводами суда о возложении обязанности по установке общедомовых приборов учета и на отсутствие у прокурора полномочий на предъявление иска, в интересах неопределенного круга лиц. Полагает, что круг лиц определяется количеством нанимателей, собственников, проживающих в жилых помещениях спорного МКД, а обязанность по установке общедомовых приборов учета используемых энергетических ресурсов должна быть возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома, в состав работ которых включаются мероприятия по энергоснабжению дома.
Представитель МО РФ Ефремов Д.В. продержал доводы апелляционной жалобы.
Помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона Прохоров А.П. высказал возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Согласно части 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, многоквартирный дом <данные изъяты>, расположенный в <адрес> передан на балансовый учет ФГКУ «ДТУИО» от ФГУ «Пограничная КЭЧ» МО в ходе реорганизации.
В указанном многоквартирном жилом доме отсутствует общедомовой прибор учета холодного водоснабжения.
Удовлетворяя исковые требования военного прокурора Хабаровского гарнизона, суд первой инстанции, руководствуясь ст.210 ГК РФ, ч.9 ст. 11, ч.5,9,10 ст.13 ФЗ РФ №261 от 23.11.2009г. «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 29.12.2008г. № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», установив, что многоквартирный жилой дом №, расположенный в <адрес> входит в состав специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ, в котором отсутствуют общедомовой прибор учета холодного водоснабжения, пришел к выводу о возложении обязанности по установке указанного прибора на Министерство обороны РФ, как собственника специализированного жилищного фонда и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, осуществляющего задачи по организации учета, контроля за сохранностью, использованием, управлением и распоряжением имуществом ВС РФ по решениям Министерства обороны РФ. Отклонив доводы ответчиков о том, что обязанность по установке приборов учета лежит на ОАО «Славянка», обслуживающей спорный жилой дом, указав на отсутствие в договоре управления обязанности по установке общедомовых приборов учета.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на предъявление требований о возложении обязанности на ответчиков по установке общедомового (коллективного) прибора учета холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме военного городка № (инв. №) по <адрес> и введению указанных приборов в эксплуатацию судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Частью 4 ст. 27 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
На основании изложенного, обращаясь в суд с иском в защиту прав, свобод и законных жильцов многоквартирного дома прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом.
В силу пункта 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Пунктом 2 ст. 162 ЖК РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В силу названных Правил организация, обслуживающая жилищный фонд, и ее должностные лица должны обеспечивать нормальное функционирование зданий и их инженерных систем, осуществлять контроль за техническим состоянием жилищного фонда, поддерживать в исправном и работоспособном состоянии их конструктивные элементы, заданные параметры и режимы работы.
Лицами, ответственными за содержание жилых домов, жилых помещений, являются: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правового договора.
При этом в названных Правилах перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 г. собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии,, а также индивидуальными и общими (далее ОПУ) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Подпунктом "с" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 предусмотрена обязанность исполнителя обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
В пункте 2 указанных Правил раскрывается содержание понятий, используемых в Правилах, согласно которым исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Коллективный (общедомовой) прибор учета - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом. Счетчики входят в состав соответствующих внутридомовых инженерных систем ( п.5, 6,7)
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491 содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Из приведенных норм следует, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке коллективных (общедомовых) приборов учета воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
В силу вышеизложенного, а также исходя из условий договора управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны от 02.08.2010г. ОАО "Славянка" как управляющая компания осуществляющая управление спорным многоквартирным домом является исполнителем по договору оказания коммунальных услуг и лицом, ответственным за содержание МКД и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, ввиду чего, несмотря на отсутствие в договоре обязанности по установке общедомовых приборов учета, управляющая компания должна была до 1.07.2012г принять меры по установке коллективных (общедомовых) приборов учета, используемых энергетических ресурсов и ввода их в эксплуатацию. Однако, возложенную законом обязанность по соблюдению требований законодательства об энергосбережении в установленный срок управляющая компания не исполнила.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным отменить решение суда и вынести по делу новое решение о возложении на ОАО «Славянка» обязанности установить общедомовой (коллективный) прибор учета холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, а также ввести указанный прибор в эксплуатацию.
Министерство обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ являются ненадлежащими ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 23 июля 2015 года отменить, вынести новое решение.
Обязать Открытое акционерное общество «Славянка» установить общедомовой (коллективный) прибор учета холодного водоснабжения в жилом многоквартирном доме военного городка № (инв. №) по <адрес>, а также ввести указанный прибор в эксплуатацию.
В удовлетворении исковых требований, предъявленных к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ отказать.
Председательствующий О.М.Шилова
Судьи: К.В.Аноприенко
Т.В. Маслова