Судья Горбовская А.В.
Судья-докладчик Рудковская И.А. по делу № 33-5991/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Рудковской И.А.,
судей Губаревич И.И. и Сальниковой Н.А.,
при помощнике судьи Гуманюк М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-520/2022 (УИД 38RS0019-01-2022-000508-12) по иску Зиннурова С.С. к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования г. Братска о признании приказа незаконным, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе Зиннурова С.С. на решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 13 апреля 2022 года,
УСТАНОВИЛА:
Зиннуров С.С. обратился в суд с иском к муниципальному автономному учреждению дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования г. Братска (МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г. Братска), в обоснование которого указал, что принят на работу к ответчику в качестве (данные изъяты) на основании приказа Номер изъят от 2 апреля 2018 года, затем переведён на должность (данные изъяты) со 2 октября 2019 года на основании приказа Номер изъят от 2 октября 2019 года и заключённого с ним трудового договора от 2 апреля 2018 года. 27 декабря 2021 года приказом Номер изъят директора истец отстранён от исполнения своих трудовых обязанностей, по мнению руководства учреждения, в связи с отказом от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (либо непредоставлением работодателю в установленные сроки подтверждающих документов). Истец считает настоящий приказ об отстранении от работы незаконным. Работа истца не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. На момент отстранения от работы он был здоров, признаков заболевания не имелось, врачом не осматривался и диагноз об инфекционном заболевании ему не выставлялся. В результате незаконного отстранения от работы истец лишен возможности трудиться и, соответственно, не получил всего заработка за период с 27 декабря 2021 года по настоящее время. Данным незаконным приказом об отстранении от работы без сохранения заработка нарушены не только его конституционные права, но и трудовые права, предусмотренные действующим Трудовым кодексом Российской Федерации. Кроме этого, истец испытал нравственные и моральные страдания в связи с отстранением от работы, так как остался без средств к существованию.
Зиннуров С.С. просил суд признать незаконным приказ Номер изъят от 27 декабря 2021 года «Об отстранении от работы»; взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 27 декабря 2021 года по день восстановления на работе в сумме 31 799,90 руб. (на 20 февраля 2022 года); компенсацию морального вреда, причиненного незаконным отстранением от работы в сумме 100 000 руб.
Решением Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 13 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Зиннурова С.С. отказано.
В апелляционной жалобе Зиннуров С.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов к отмене решения указывает, что постановление Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят не предусматривает отстранение от работы тех лиц, которые не прошли вакцинацию. Суд первой инстанции не дал данному положению, указанному в постановлении Главного государственного санитарного врача региона надлежащую правовую оценку. Указывает, что отстранение от работы лиц, которые не прошли вакцинацию грозит лишь тем работникам, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Ссылается на то, что работодателю ничто не препятствовало перевести его на дистанционный метод преподавания, позволяющий избежать контакта с учащимися. Также указывает, что акт должностным лицом Роспотребнадзора в отношении него не составлялся. В решении суд первой инстанции также не дал правовой оценки о том, что вакцины, которые рекомендуются к использованию на территории Российской Федерации, являются экспериментальными.
Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от представителя МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г. Братска Иванова А.В.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. От представителя ответчика поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения Падунского районного суда г. Братска Иркутской области.
Согласно статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров.
Статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, по которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации Президентом Российской Федерации принят Указ от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
В соответствии с частями 1, 3 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
В случае необходимости на основании предложений органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе (часть 4 статьи 34 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Судом первой инстанции установлено, что истец Зиннуров С.С. с 2 апреля 2018 года состоит в трудовых правоотношениях с муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования города Братска, с 1 января 2019 года переведен на должность (данные изъяты).
Согласно должностной инструкции (данные изъяты) Номер изъят, основным направлением деятельности (данные изъяты) является – организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослых (пункт 2.2). С должностной инструкцией (данные изъяты) Зиннуров С.С. ознакомлен 1 октября 2019 года.
Согласно распоряжению администрации муниципального образования г.Братска Номер изъят от 19 октября 2021 года, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», Санитарными правилами и нормами 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям», к группе (категории) работников, подлежащих обязательной вакцинации, относятся следующие категории сотрудников администрации муниципального образования города Братска: все муниципальные служащие; лица в возрасте 60 лет и старше.
Сотрудникам, указанным в пункте 1 настоящего распоряжения, в срок до 1 ноября 2021 года представить в отдел муниципальной службы и кадров аппарата администрации города Братска имеющиеся сертификаты о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или информацию об отказе от прохождения вакцинации. Сотрудникам, указанным в пункте 1 настоящего распоряжения, согласным на прохождение вакцинации, в срок до 25 ноября 2021 года поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 25 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины.
Информацию о прохождении вакцинации, сертификаты о прохождении вакцинации представлять в отдел кадров в течение 1 рабочего дня с момента их получения.
Приказом директора МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска Номер изъят от 28 октября 2021 года, в связи с продолжающейся угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), в целях усиления мероприятий по предупреждению заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-2019) приказано определить, что к группе (категории) работников, подлежащих обязательной вакцинации, относятся следующие категории сотрудников: работники ДДЮТ; лица в возрасте 60 лет и старше. Данным сотрудникам приказано в срок до 25 ноября 2021 года предоставить специалисту отдела кадров номера имеющихся сертификатов о прохождении вакцинации, документально подтвержденные противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или информацию об отказе от прохождения вакцинации. Также приказано данным сотрудникам, согласным на прохождение вакцинации, в срок до 25 ноября 2021 года поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакцинации, в срок до 25 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины. Информацию о прохождении вакцинации, сертификаты о прохождении вакцинации предоставлять специалисту отдела кадров в течение 3 рабочих дней с момента их получения.
В случае отказа сотрудника, указанного в пункте 1 настоящего приказа, от прохождения вакцинации (при отсутствии документально подтвержденных противопоказаний к профилактической прививке) он будет отстранен от работы (не допущен к работе) без начисления заработной платы на период до прохождения вакцинации или отмены постановления Главного государственного санитарного врача по Иркутской области в соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 5 Федерального закона 17 сентября 1998 года №157-ФЗ.
Согласно акту МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска, составленного директором МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска ФИО1, в присутствии председателя профсоюзного комитета ФИО2, специалиста отдела кадров ФИО3, специалиста по охране труда ФИО4, 28 октября 2021 года установлено, что 28 октября 2021 года Зиннурову С.С., (данные изъяты) предложено ознакомиться и поставить подпись в ознакомлении с приказом директора, от подписи в ознакомлении с вышеуказанным приказом работник отказался, причины своего отказа не пояснил.
Как следует из уведомления МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска от 24 ноября 2021 года, Зиннуров С.С. уведомлен о проведении профилактических прививок против новой коронарирусной инфекции COVID-19 – 24.11.2021, о чем в уведомлении имеется его собственноручная подпись.
В данном уведомлении работодатель уведомил Зиннурова С.С. о том, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (далее - Федеральный закон от 17.09.1998 №157-ФЗ), Санитарными правилами и нормами 3.3686-21 «Санитарно- эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят «Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», постановлением Главного государственного санитарного врача по Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам граждан по эпидемическим показаниям к группе (категории) работников, подлежащих обязательной вакцинации, относятся следующие категории сотрудников: работники образовательных организаций; лица в возрасте 60 лет и старше; с обязанием Зиннурова С.С. в срок до 25 ноября 2021 года поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакцинации, в срок до 25 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины.
Разъяснено Зиннурову С.С. право вакцинироваться самостоятельно по месту прописки, или в другом медицинском учреждении, предоставляющем данную услугу. С разъяснением возможности записи на вакцинацию: самостоятельно через личный кабинет Портал государственных услуг Российской Федерации Gosuslugi.ru с помощью оператора call - Центра, в регистратуре медицинского учреждения.
Приказом МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска Номер изъят от 27 декабря 2021 года, в связи с отказом от прохождения обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (либо непредоставлением работодателю в установленные сроки подтверждающих документов), отстранен от работы с 27 декабря 2021 года Зиннуров С.С. - (данные изъяты) на весь период времени до отмены постановления Главного государственного санитарного врача Иркутской области от Дата изъята Номер изъят «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) отдельным категориям граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям», либо до момента прохождения работником вакцинации и предоставления работодателю соответствующего документа, выданного медицинской организацией.
Согласно акту МАУ ДО «ДДЮТ им. Е.А. Евтушенко» МО г.Братска от 28 декабря 2021 года, от ознакомления и подписания приказа Номер изъят от 27 декабря 2021 года Зиннуров С.С. отказался, причины отказа не пояснил.
Разрешая спор, суд первой инстанции, изложив положения статей 21 и 37 Конституции Российской Федерации об охране достоинства личности и недопустимости его умаления, статей 1, 76, 234 и 237 Трудового кодекса Российской Федерации об отстранении работника от работы, взыскании утраченного заработка и компенсации морального вреда, Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пришел к выводу о правомерности отстранения истца от работы ввиду отказа от обязательной вакцинации и отсутствия у него на момент издания оспариваемого приказа документа, подтверждающего проведение профилактической прививки против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), либо документа, свидетельствующего о наличии медицинских противопоказаний к таковой.
Суд первой инстанции со ссылкой на Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от Дата изъята Номер изъят в редакции Постановления от Дата изъята Номер изъят, Национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденные приказом Минздрава России от Дата изъята Номер изъят в редакции приказа от Дата изъята Номер изъят, исходил из того, что категория работников, к которой относится истец, подлежит обязательной вакцинации.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания судебной коллегии исходя из следующего.
В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации по COVID-19 главным государственным санитарным врачом по Иркутской области принято постановление от Дата изъята Номер изъят «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан в Иркутской области по эпидемическим показаниям».
Пунктом 1 указанного постановления установлено, что на территории Иркутской области профилактические прививки по эпидемическим показаниям против коронавирусной инфекции (COVID-19) проводятся гражданам, подлежащим вакцинации, в том числе обязательной, включая работников организаций сферы предоставления услуг (пункт 1.15).
Минтрудом России, Роспотребнадзором даны рекомендации работодателям «Разъяснения по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных» (вместе с «Рекомендациями действий для работодателей при принятии главными санитарными врачами субъектов Российской Федерации решений о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан)»), из которых следует, что работодателю, в том числе вправе предложить выполнение работы дистанционно, в случае, если трудовая функция может быть выполнена дистанционно.
Согласно материалам дела, Зиннуров С.С. уведомлен о проведении профилактических прививок против новой коронарирусной инфекции COVID-19 – 24 ноября 2021 года, о чем в уведомлении имеется его собственноручная подпись. В данном уведомлении работодатель уведомил Зиннурова С.С. о том, что к группе (категории) работников, подлежащих обязательной вакцинации, относятся следующие категории сотрудников: работники образовательных организаций; лица в возрасте 60 лет и старше; с обязанием Зиннурова С.С. в срок до 25 ноября 2021 года поставить профилактическую прививку первым компонентом или однокомпонентной вакцинации, в срок до 25 декабря 2021 года - вторым компонентом вакцины.
При этом Зиннуров С.С. состоит в трудовых правоотношениях с муниципальным автономным учреждением дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования города Братска в должности (данные изъяты). В его должностные обязанности входит организация работы детских клубов, кружков, секций и других любительских объединений, разнообразной индивидуальной и совместной деятельности детей и взрослых.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно исходил из того, что Зиннуров С.С. по роду своей профессиональной деятельности сталкивается с большим количеством людей, в том числе детей в образовательной сфере деятельности. Учреждение ответчика, в котором осуществляет свои трудовые функции истец оказывает муниципальные услуги, в том числе и детям, не ограниченному количеству населения. Истец, как (данные изъяты) учреждения, организует праздники, мероприятия, ведет кружки.
Зиннуров С.С. выполняет работу, которая связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, является работником организации сферы предоставления услуг, в том числе муниципальных, неограниченному количеству граждан Российской Федерации, несовершеннолетним гражданам Российской Федерации, в связи с чем, подлежит обязательной вакцинации. При этом суд первой инстанции не установил противопоказаний у истца для выполнения вакцинирования.
Поскольку истец работает в муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Дворец детского и юношеского творчества имени Евгения Александровича Евтушенко» муниципального образования г. Братска в должности (данные изъяты), специфика трудовой функции истца не предполагает дистанционного осуществления должностных обязанностей, истец входит в группу работников, отнесенных к муниципальным предприятиям, следовательно, подлежит обязательной вакцинации, противопоказаний для такой вакцинации у истца не имеется, в связи с чем, суд пришел к обоснованному выводу о законности отстранения истца от работы в связи с отказом от вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19). Кроме того, документы, подтверждающие прохождение профилактических прививок истцом ответчику не представлены.
Отклоняя довод истца о рекомендательном характере постановлений главного государственного санитарного врача по Иркутской области, в том числе о проведении профилактических прививок, суд указал, что постановления главного государственного санитарного врача по Иркутской области, в том числе в указанной сфере, имеют обязательный характер, поскольку направлены на решение задач по сохранению жизни и здоровья граждан, профилактике распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19).
Поскольку судом не установлен факт нарушения трудовых прав истца со стороны ответчика, то в удовлетворении требований истца о взыскании с ответчика заработной платы за время отстранения от работы отказано правильно.
Все обстоятельства, на которые ссылался истец в обоснование своих требований, получили соответствующую правовую оценку судом первой инстанции исходя из положений подлежащего применению к правоотношениям сторон законодательства.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном понимании положений закона, регламентирующих обязанность по прохождению вакцинации отдельных категорий работников, порядок прохождения такой вакцинации и права и обязанности работодателя в связи с прохождением (непрохождением) работниками вакцинации и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Падунского районного суда г. Братска Иркутской области от 13 апреля 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий И.А. Рудковская
Судьи И.И. Губаревич
Н.А. Сальникова
Мотивированный текст апелляционного определения изготовлен 27 июля 2022 года.