Дело № 12-73/2020
Резолютивная часть оглашена
21 августа 2020 года
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с. Турунтаево 24 августа 2020 года
Судья Прибайкальского районного суда Республики Бурятия Туравинина Ю.Ю., при секретаре Омутовой А.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу Игумнова Р. Г. на постановление врио заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия Замбалова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.12.21.1 КоАП РФ в отношении Игумнова Р. Г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением врио заместителя начальника ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ Игумнов Р.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Игумнов Р.Г. обратился в суд с жалобой, в которой указывает, на несогласие с постановлением, полагает, что длина его транспортного средства не превышает <данные изъяты> см, что подтверждается заключением эксперта. Просит взыскать с ЦАФАП ГИБДД МВД понесенные расходы на экспертизу.
В судебном заседании заявитель Игумнов Р.Г. доводы жалобы поддержал, просил постановление отменить.
Представитель ЦАФАП ГИБДД МВД по Республике Бурятия не явился, извещены надлежаще, в письменном заявлении начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений Дадуев В.В. просил о рассмотрении жалобы в отсутствие сотрудника ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, руководствуясь п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Начальник отдела управления дорог ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» УГП в судебном заседании пояснила, что оснований сомневаться в измерениях специального технического средства не имеется, правомерность измерений не оспорена. Измерительный комплекс соответствует установленным нормативам и правилам.
Специалист ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог Республики Бурятия» БВГ в судебном заседании пояснил, что измерительный комплекс соответствует установленным нормативам и правилам, оснований сомневаться в измерения не имеется, при измерении учитывается погрешность. Транспортное средство неоднократно проезжало через АПВГК со скоростью ниже 20км/ч, вплоть до полной остановки ТС, что влияет на правильность измерения, поскольку в данном случае фиксация измерения не производится. Кроме того, ТС проезжало за линиями разметки, что также влияет на правильность измерения.
Ведущий инженер отдела регионального надзора в сфере дорожного хозяйства Комитета по развитию дорожного хозяйства Министерства по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия ЦМС в судебном заседании пояснил, что систем измерений прошла поверку, о чем представлено свидетельство. Экспертное заключение составлено по истечении 10 месяцев после фиксации правонарушения. Игумновым не представлено доказательств того, что во время проведения экспертизы было исследовано тоже транспортное средство, что оно не претерпело изменений в своей конструкции. Кроме того, установлено, что транспортное средство проезжало неоднократно через АПВГК со скоростью ниже 20км/ч, а также за линией разметки автомобильной дороги по обочине. В связи с неправомерными действиями Игумнова указанные нарушения не фиксировались и акты не составлялись.
Выслушав мнение заявителя, специалистов, изучив доводы жалобы, материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.
Часть 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что перевозка тяжеловесных и опасных грузов, движение транспортного средства, габаритные параметры которого с грузом или без него превышают по ширине 2,55 м (2,6 м - для рефрижераторов и изотермических кузовов), по высоте 4 м от поверхности проезжей части, по длине (включая один прицеп) 20 м, либо движение транспортного средства с грузом, выступающим за заднюю точку габарита транспортного средства более чем на 2 м, а также движение автопоездов с двумя и более прицепами осуществляются в соответствии со специальными правилами.
Согласно п.п. 17,18 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ) крупногабаритное транспортное средство - транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают допустимые габариты, установленные Правительством Российской Федерации.
В силу п. 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года N 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под крупногабаритным транспортным средством понимается транспортное средство, габариты которого с грузом или без груза превышают предельно допустимые габариты транспортного средства согласно приложению N 3.
Пункт 4 ч.1 ст. 29 Федеральный закон от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
Согласно ч. 1 ст. 31 названного Федерального закона движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В силу ч.ч. 1 и 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
При этом примечанием к статье 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 этой статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 названного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Положениями ч. 1 ст. 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Согласно разъяснения содержащихся в п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при фиксации административного правонарушения в области дорожного движения техническим средством, работающим в автоматическом режиме, субъектом такого правонарушения является собственник (владелец) транспортного средства независимо от того, является он физическим либо юридическим лицом (часть 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ).
Собственник (владелец) транспортного средства обязан соблюдать правила движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств и обеспечить получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства (статья 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, участок дороги <данные изъяты> км водитель, управляя транспортным средством марки <данные изъяты> государственный регистрационный знак №, свидетельство о регистрации транспортного средства №, собственником которого является Игумнов Р.Г., двигался без специального разрешения с общей длиной транспортного средства <данные изъяты> см, при предельно допустимой общей длине транспортного средства <данные изъяты> см (превышение + <данные изъяты> см).
Приведенные обстоятельства подтверждаются, в том числе, фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, актом № результатов измерения весовых и габаритных параметров транспортного средства с использованием технических средств, работающих в автоматическом режиме.
Обжалуемое постановление вынесено на основании материалов об административном правонарушении, зафиксированном с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотовидеосъемки заводской номер №, свидетельство о поверке №, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Установлено, что Игумнов Р.Г. осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке грузов в качестве индивидуального предпринимателя.
Сомневаться в правильности работы комплекса весогабаритного контроля у суда оснований не имеется.
Представленный заявителем акт экспертного заключения от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривает измерений АПВГК, поскольку согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ при следовании транспортного средства было зафиксировано превышение габаритов транспортного средства, а именно длины транспортного средства на <данные изъяты> см от установленной предельно допустимой общей длины транспортного средства 2000 см. При этом при измерении длины транспортного средства была учтена погрешность в размере <данные изъяты> см, и окончательный результат измерений указан с учетом указанной погрешности.
Выводы экспертного исследования от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что длина транспортного средства <данные изъяты> государственный регистрационный знак В327СМ27, составляет 19,67 м, не опровергают правильности работы комплекса весогабаритного контроля и указанных в акте № результатов измерения, поскольку объективных доказательств того, что транспортное средство не претерпело с момента фиксации правонарушения каких-либо технических изменений, что это одно и тоже транспортное средство не представлено. Кроме того, как следует из фотоматериала, приобщенного к акту экспертного заключения исследование проводилось с помощью измерительном линейки, при этом доказательств того, что в момент измерения дорожное полотно не имело неровностей не представлено, что возможно повлечь искажение данных измерения.
Иные доводы не опровергают результаты измерения комплекса весогабаритного контроля.
Таким образом, должностное лицо ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ пришло к правильному выводу о наличии в деянии Игумнова объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 18 января 2019 года N 5-П части 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования устанавливают административный штраф для собственников (владельцев) тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, привлекаемых к административной ответственности в случае фиксации совершенных ими административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, в размере, равном максимальному пределу административного штрафа для юридических лиц (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), предусмотренного соответствующей частью той же статьи.
Названным актом Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений административный штраф, назначаемый собственнику (владельцу) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства за совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 данного Кодекса в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для юридического лица, установленного соответствующей частью той же статьи; при этом, если в ходе рассмотрения жалобы не являющегося индивидуальным предпринимателем гражданина - собственника (владельца) тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства на постановление по делу об административном правонарушении будет доказано, что в момент выявления административного правонарушения принадлежащее ему транспортное средство перевозило груз для личных нужд, административный штраф, назначаемый данному гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 2, 3 и 6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должен быть наименьшим в пределах размера штрафа для водителя, установленного соответствующей частью той же статьи.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что транспортное средство в момент выявления административного правонарушения груз не перевозило, прицеп не был гружен.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным постановление врио заместителя начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Замбалова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ изменить, назначенное Игумнову Р.Г. административное наказание в виде административного штрафа снизить до 3000 рублей.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволяющих назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной нормы, заявителем представлено не было.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление врио заместителя начальника центра- начальника отдела по ИАЗ ЦАФАП ГИБДД МВД по РБ Замбалова Д.Н. от ДД.ММ.ГГГГ изменить: размер назначенного Игумнову Р. Г. административного наказания в виде административного штрафа снизить до 3000 рублей.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в порядке ст.ст. 30.9, 30.2-30.8 КоАП РФ.
Судья Ю.Ю. Туравинина